logo
ИЗЛ 2-2 ХХ в

Художник и общество

Тема художника и общества появляется на страницах романа многократно: перед и псоле Первой мировой войны. Кгда Серениус собирается на войну, Адриан говорит: Кайзерсашерн хочет стать столицей мира». Нигилистические взгляды, котрые можно определеить словами Т. Манна «реакция как революция» выражены доктором Брейхертом. Затем эти взгляды принимают еще более агрессивные оттенки в кружке Кридвина уже после войны: «искусство должно носить утилитарный, подчиненный характер», оно должно стать орудием уничтожения слабых. Члены кружка доходят до мысли об эвтаназии. Но этот салонный нигилизм не встречает убедительной альтернативы. В романе есть персонаж Саул Фитрельберг, который выступает в роли коммивояжера цивилизации, культуры. В качестве альтернативы фашизму гуманизм уже не годится. Адриан ставит перед собой грандиозную, невыполнимую задачу. Он хочет вступить в спор с гуманистическими идеалами 19 века (демократия. Прогресс и т.п.): «отменить «9-ю симфонию Бетховена», что означает признать тоталитаризм. Отказаться от гуманизма. Художник заканчивает безумием (опять аллюзия к биографии Ницше). Его последнее творение — «Плач по доктору Фаустусу». Попытки прорваться к хаосу, бессознательному, дионисийству и варварству заканчиваются коллапсом.