logo
ИЗЛ 2-2 ХХ в

Тема и ее вариации

Основной темой в творчестве Т. Манна, нобелевского лауреата, одного из величайших немецких писателей ХХ века, является кризис культуры как аналог кризиса общества. Возникает вопрос об ответственности культуры и ее деятелей перед обществом. Эту тему Манн поднимает в новелле «Смерть в Венеции», в которой ставится вопрос о судьбах художника перед лицом буржуазного общества. Не случайно Т. Манн одобрительно отозвался о мнении Г. Лукача, считавшего, что в «Смерти в Венеции», как и в «Верноподданном» Г. Манна речь идет о кризисе буржуазной культуры. В новелле «Марио и фокусник» Т. Манн делает эту проблематику более наглядной; в романе «Волшебная гора» спор за душу центрального героя Ганса Касторпа ведут носители разных философских концепций (гуманист Лодовико Сеттембрини и фашиствующий иезуит Лео Нафта). В романе «Иосиф и его братья» Т. мАнн, предчувствуя кризис культуры пытается «гуманизировать» миф, «вырвать его из рук фашистов». Иосиф Прекрасный — типичный художник, живущий в религиозной сфере. В романе «Лота в Веймаре», написанном в 1930-х гг., Т. Манн обращается к образу и мировоззрению Гете как к той культурной традиции, которая уберегает Германию от духовной гибели. Во время Второй мировой войны, живя в эмиграции, Т. Манн сделал необходимые выводы, выступал с лекциями и статьями, адресованными немецким слушателям. Итогом стал роман «Доктор Фаустус» (1947).