logo search
MOI_GOS

72. Средства массовой информации Великобритании.

Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где распо­лагались газетные издательства и выпускались основные нацио­нальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования сов­ременной технологии газетного производства и борьба за выжи­вание в условиях ожесточившейся конкуренции “электронных” СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты (“Сан”, 1964; “Тудей”, 1986; “Дейли стар”, 1978; “Индепендент”, 1986), а также три воскресных (“Санди миррор”, 1963; “Санди телеграф”, 1961 и “Индепендент он санди”, 1990). Были еще три новых издания, но они не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество рекламы.

Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокраще­ние тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхо­да иллюстрированных журналов общего типа (“Пикчер пост”, “Джон Булль” и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост попу­лярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рек­ламного бизнеса и его переориентация на телевидение.

Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров общественного мнения, их роли как “чет­вертой власти”. Осталось неизменным количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты. В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежед­невных и 9 воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне первой ежедневной газеты “Дейли курант”.

Британия – страна классической вертикальной модели прес­сы: общенацио-нальные газетырегиональные издания местная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую ин­формацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную инфор­мацию. Региональная (провинциальная) – рупор локальных но­востей и рекламы местных универмагов.

Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в руках немногих издателей. До Первой миро­вой войны господствовал семейный (фамильный) принцип владения: лорд Нортклиф и его племянник С.Кинг (“Дейли мир­рор”, “Сан” и еще две воскресные газеты); лорд Бивербрук (“Дейли экспресс”, Санди экспресс”); лорд Ротермир (“Дейли мейл” и десятки других изданий, образующих группу “Ассошиэй­тед ньюспейперс”) и его племянник Д.Астор (“Обсервер”); лорд Кемсли (“Санди таймс” и большая группа провинциальных газет); лорд Кемроуз (“Дейли телеграф”); лорд Саутвуд (“Дейли ге­ральд”); семейств Скоттов (“Манчестер гардиан”) и Карров (крупнейшая в мире по тиражу воскресная “Ньюс оф уорлд”).

Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения иностранного капитала.

Концентрация прессы в немногих руках всегда была предме­том критики английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печа­ти, которая исследовала состояние финансовых рычагов контро­ля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги, оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний. Практическим ре­зультатом ее работы явилось создание Совета по прессе – об­щественного органа из 27 человек (в основном редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы печати. Было решено, что если владелец газетной группы собирается купить еще одно издание тиражом свыше 500 тыс. экз., то эта сделка предварительно должна рассматри­ваться антимонопольной комиссией. И ни разу с 1949 г. эта комиссия не высказывалась против.

Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и биз­неса, “высший средний класс”; В – средняя буржуазия, чинов­ники, высококвалифицированные рабочие, “средний класс”; С-1 – “низший средний класс” (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнора­бочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и соци­альные пособия от государства. При определении направленнос­ти рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное по­ложение людей, уровень их образования и состояния.

В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на ка­чественную (элитарную) (“Таймс”, “Дейли телеграф”, “Файнэншл таймс”, “Гардиан” и “Индепендент” и воскресные “Санди таймс”, “Обсервер”, “Санди телеграф” и “Индепендент он санди”) и популярную (массовую) (“Сан”, “Дейли миррор”, воскресные “Санди миррор”, “Ньюс оф уорлд” и “Пипл”). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются “таблоидным” форматом (формат наших суббот­них газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного ха­рактера (“Дейли мейл”, “Дейли экспресс”, “Тудей” и воскрес­ные “Мейл он санди” и Манди экспресс”) – они имеют “таблоид­ный” формат, но адресуются читателям качественной прессы.

Поначалу эти издания были противоположными полюсами ж-ки. Главное содержание качественных газет – развер­нутая информация, редакционные статьи, аналитические коммен­тарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный лю­дям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлени­ях. Основатель “копеечной” прессы – лорд Нортклиф.

Большинство британских газет, за исключением партийных (“Трибюн” – орган левых лейбористов, “Морнинг стар” – комму­нистов и разрозненных сторонников марксизма), стараются не подчеркивать свои симпатии к какой-либо партии вне предвы­борных компаний. Но их позиция может существенно повлиять на исход выборов. Так, “бульварная” – массовая газета “Сан” под руководством Р.Мэрдока в 1992 г. не позволила лейбористам прийти к власти, выступив с мнением о некомпетентности руко­водства лейбористской партии в сфере экономики.

Реклама в британских газетах занимает значительное мес­то (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы оп­ределяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рек­ламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важ­ной статьей дохода газет является публикация объявлений.

В последние десятилетия для СМИ Великобритании характер­но создание крупных концернов, владеющих акциями многих пе­риодических изданий, телевизионных и радиокомпаний в стране и за рубежом. Такая перекрестная собственность делает их экономически устойчивыми, ибо позволяет перераспределять ка­питал, подпитывать прессу за счет доходов от телевидения и т.д. Так, в 60-е гг. образовался крупный концерн “Интернэшнл паблишинг корпорейшн” (ИПК) путем обмена акциями концернов С.Кинга “Миррор-Пикториал” и лорда Саутвуда “Одэмс”. В итоге его контроль распространился на ряд изданий в Африке и стра­нах Карибского бассейна, он стал владельцем 300 периодичес­ких изданий, а также массовых ежедневных английских газет “Дейли миррор”, “Дейли геральд” и воскресных “Санди миррор”, “Пипл” и др. Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, “прореживание” издаваемой им периодики, были зак­рыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате число подписчиков, привыкших к традиционной периодике, сокра­тилось. Возникли финансовые трудности. Произошло слияние с ведущей бумагоделательной компанией “Рид пейпер груп”, которая стала фактическим владельцем ИПК.

В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобри­тании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие “Санди таймс” и “Таймс”; австралиец Руперт Мэр­док, основавший популярную “массовую” газету “Сан”, и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Макс­велл, создавший транснациональную монополию “Максвелл-хауз”. Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и ком­ментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.

Во времена “тэтчеровской революции” (1979-1990) на анг­лийском рынке появилось сразу около десятка новых общенацио­нальных изданий – “Дейли стар” (1978), “Тудей” (1986), “Ин­депендент” (1986), спортивные “Дейли спорт” (1986), воскрес­ные “Санди спорт” (1986), “Мейл он санди” (1982), “Индепен­дент он санди” (1990), “Корреспондент он санди” (1990), “Лондон дейли ньюс”, “Ньюс он санди” (профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конку­ренции и быстро сошла со сцены, другие остались.

Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объ­явлений, не помогали “ажиотажные” способы привлечения чита­телей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала “Сан”, с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме “Гардиан”, тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его “импе­рии”. Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального ти­па действует 8 групп:

  1. Ньюс интернейшнл” (Руперт Мэрдок): ежедневные “Сан” (3,5 млн.экз.), “Тудей” (0,5 млн.), “Таймс” (375 тыс.), а также воскресные “Ньюс оф уорлд” (4,6 млн.) и “Санди таймс” (1,2 млн.).

  2. Миррор групп ньюпейперс” (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная “Дейли миррор” (2,6 млн.), шотландская “Дейли рекорд” (700 тыс.), а также воскресные “Санди миррор” (2,6 млн.) и “Пипл” (2 млн.).

  3. Юнайтед ньюпейперс” (лорд Стивенс): ежедневные “Дейли экспресс” (1,5 млн.), “Дейли стар” 770 тыс.), воск­ресная “Санди экспресс” (1,7 млн. ).

  4. Телеграф груп” (Конрад Блэк): ежедневная “Дейли те­леграф” (1,1 млн.), воскресная “Санди телеграф” (565 тыс.).

  5. Ассошиэйтед ньюпейперс” (лорд Ротермир): ежедневная “Дейли мейл” (1,7 млн.) и воскресная “Мейл он санди” (2,7 млн.).

  6. Ньюпейперс паблишинг” (А.Уиттем-Смит и др.): ежед­невная “Индепендент” (350 тыс.) и воскресная “Индепендент он санди” (400 тыс.).

  7. Пирсон”: ежедневная “Файнэншл таймс” (300 тыс.) и еженедельник “Экономист” (500 тыс.).

  8. Гардиан медиа груп”: ежедневная “Гардиан” (400 тыс.) и воскресная “Обсервер” (530 тыс.).

Сегодня английский рынок характеризуется предельной на­сыщенностью, возможности увеличения тиражей печатных изданий исчерпаны, возможен только “передел” читательского спроса за счет каких-либо изданий, не выдержавших конкуренции. Больше шансов у финансово устойчивых корпораций, которые для прив­лечения читателей могут существенно снижать цены на газеты, как сделал Р.Мэрдок в 1993 г. на газету “Таймс”. Это увели­чило тираж и соответственно прибыли от рекламы. Ситуация ос­ложняется экспансией мультимедиа (компьютерных информацион­ных сетей, кабельного и спутникового телевидения, индустрии видеоразвлечений). В перспективе должно произойти превраще­ние всего мира в единое информационное пространство.

Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену “национальному империализму” пришел наднациональ­но-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, “Фай­нэншл таймс” – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира. Это касается и дру­гих британских газет. Зарубежные подписчики составляют 80 процентов читателей еженедельника “Экономист”. Агентство “Рейтер” стало специализироваться на сборе и распространении экономической информации, и это дало результаты 70 процентов доходов. На распространении политических новостей специали­зируется агентство “Пресс Ассошиэйтед”. “Рейтер”, завладев видеослужбой “Висньюс”, производившей и распространявшей те­левизионные новости, начало преобразовывать информационные службы коммерческого британского телевидения Ай-ти-эн в не­зависимое международное агентство теленовостей.

В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слия­ния (конгломерации) СМИ. Р.Мэрдок одним из первых взял под контроль спутниковое телевидение “Би-скай-би”. Группа “Пир­сон” (“Файнэншл таймс”, “Экономист”) полностью контролирует компанию “Темз телевижн”, имеет крупные вложения в спутнико­вые, кабельные телевизионные каналы, является совладельцем 5-го канала коммерческого телевидения (“Ай-ти-ви). То же са­мое сделали и другие газетные группы.

Великобритания является страной, где реализуется доктри­на “естественного права”, т.е. права присущи человеку с мо­мента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой инфор­мации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы пе­чати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клеве­те и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику ж-тов и редакторов газет и журналов регулирует “Кодекс практики”. Существуют норматив­ные акты лишь относительно регулирования радиовещания, теле­видения и рекламного дела, а также размеров собственности в газетном бизнесе. За этикой прессы следит Совет по печати, созданный в 1953 г. В 1965 г. Парламент принял закон о моно­полиях и слияниях, который позволяет слияние газет, если их общий тираж не превышает 500 тыс.экз., только с санкции ми­нистерства торговли и промышленности.

СМИ Великобритании.

СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной ж-ки за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны "электронной" ж-ки. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.

Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.

Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп : 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока , 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:

а) ежедневные качественные

"Таймс" /"Ньюс интернэшнл" , тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./

"Гардиан" /"Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./

"Дейли телеграф" /"Телеграф", 1100 тыс. экз./

"Файнэншл таймс" /"Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/

б) ежедневные промежуточные

"Дейли мейл" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./

"Дэйли экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./

в) ежедневные популярные

"Сан" /"Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./

"Дейли миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./

г) воскресные качественные

"Санди таймс" /"Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./

"Санди телеграф" /"Телеграф", 750 тыс. экз./

"Обсервер" /"Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./

д) воскресные промежуточные

"Мейл он санди" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./

"Санди экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./

е) воскресные популярные

"Ньюс оф уорлд" /"Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./

"Санди миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./

"Пипл" /"Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./

Ежедневная газета "Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду "национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции.

В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания:

1) общественно-политические

а) качественные

"Нью стейтсмен" /еженедельный/

"Спектейтор" /еженедельный/

б) массовые

"Тайм аут" /еженедельник/

2) политические

"Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/

3) экономические

"Экономист" /еженедельник/

4) научно-популярные

"Нью сайентист" /еженедельник/

5) сатирико-юмористические

"Панч" /еженедельник/

6) специализированные

а) женские

"Вумэн" /еженедельник/

б) военные

"Дифенс" /ежемесячник/

1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.

По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы "Пирсон". Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков.

В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании "Темз телевижн". Владельцы "Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании "Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял "Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет.