72. Средства массовой информации Великобритании.
Символом современной британской печати до последнего времени была Флит-стрит – улица лондонского Сити, где располагались газетные издательства и выпускались основные национальные газеты. Теперь же они переместились в район одного из морских причалов Темзы, куда их вытеснили требования современной технологии газетного производства и борьба за выживание в условиях ожесточившейся конкуренции “электронных” СМИ и газетно-журнальной печати. В этой борьбе с начала 60-х гг. были потеряны три ежедневные и четыре воскресные газеты. Их место заняли четыре новых ежедневных газеты (“Сан”, 1964; “Тудей”, 1986; “Дейли стар”, 1978; “Индепендент”, 1986), а также три воскресных (“Санди миррор”, 1963; “Санди телеграф”, 1961 и “Индепендент он санди”, 1990). Были еще три новых издания, но они не выдержали конкуренции, так как не смогли получить достаточное количество рекламы.
Для второй половины ХХ в. характерно неуклонное сокращение тиражей ежедневных и воскресных газет, прекращение выхода иллюстрированных журналов общего типа (“Пикчер пост”, “Джон Булль” и др.), уменьшение числа полос центральных (национальных) газет (с 16-24 до 4-8), а также рост популярности женской периодики и журнальных вкладок-приложений к воскресным газетам. Одна из причин – перестройка рекламного бизнеса и его переориентация на телевидение.
Но это не говорит о падении влияния газет как источников информации и рупоров общественного мнения, их роли как “четвертой власти”. Осталось неизменным количество (85 из 100) британцев, прочитывающих ежедневно не менее одной газеты. В информационном пространстве осталось, как и прежде, 11 ежедневных и 9 воскресных газет. В 2002 г. британцы отметят 300-летие со дня выхода в Лондоне первой ежедневной газеты “Дейли курант”.
Британия – страна классической вертикальной модели прессы: общенацио-нальные газеты – региональные издания – местная пресса. Общенациональная пресса содержит аналитическую информацию по важнейшим вопросам политики, экономики, культуры страны и мира, а также общенациональную и зарубежную информацию. Региональная (провинциальная) – рупор локальных новостей и рекламы местных универмагов.
Особенности центральной прессы Великобритании – высокая ее концентрация в руках немногих издателей. До Первой мировой войны господствовал семейный (фамильный) принцип владения: лорд Нортклиф и его племянник С.Кинг (“Дейли миррор”, “Сан” и еще две воскресные газеты); лорд Бивербрук (“Дейли экспресс”, Санди экспресс”); лорд Ротермир (“Дейли мейл” и десятки других изданий, образующих группу “Ассошиэйтед ньюспейперс”) и его племянник Д.Астор (“Обсервер”); лорд Кемсли (“Санди таймс” и большая группа провинциальных газет); лорд Кемроуз (“Дейли телеграф”); лорд Саутвуд (“Дейли геральд”); семейств Скоттов (“Манчестер гардиан”) и Карров (крупнейшая в мире по тиражу воскресная “Ньюс оф уорлд”).
Наступление научно-технической революции в средствах массовой информации нарушили эту традицию, ибо потребовали крупных инвестиций и привлечения иностранного капитала.
Концентрация прессы в немногих руках всегда была предметом критики английской общественности, которая опасалась, что это сведет на нет свободу печати. Несколько раз (в 1945, 1961 и 1974) создавалась Королевская комиссия по делам печати, которая исследовала состояние финансовых рычагов контроля и управления, а также собственности в прессе. И она не обнаружила оснований для тревоги, оправдывала существующий уровень монополизации экономической необходимостью, заявила, что британской прессе нет равных в мире, что она свободна от коррупции и закулисных финансовых влияний. Практическим результатом ее работы явилось создание Совета по прессе – общественного органа из 27 человек (в основном редакторов и издателей газет). Он должен был способствовать сохранению свободы печати. Было решено, что если владелец газетной группы собирается купить еще одно издание тиражом свыше 500 тыс. экз., то эта сделка предварительно должна рассматриваться антимонопольной комиссией. И ни разу с 1949 г. эта комиссия не высказывалась против.
Газетно-издательская продукция Великобритании адресована определенным социальным слоям общества. Британский институт практиков рекламы делит аудиторию на группы: А, В, С-1, С-2, D, Е. А – элита аристократии и бизнеса, “высший средний класс”; В – средняя буржуазия, чиновники, высококвалифицированные рабочие, “средний класс”; С-1 – “низший средний класс” (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие); С-2 – квалифицированные рабочие. Группа D – малоквалифицированные рабочие, разнорабочие, низкооплачиваемые категории трудящихся. Е – учащиеся, пенсионеры, безработные, все, кто живет на стипендии и социальные пособия от государства. При определении направленности рекламы и рейтинга издания эти шесть категорий делят на две подгруппы: АВС-1 и С-1DЕ. Они определяют социальное положение людей, уровень их образования и состояния.
В британской печати есть четкое разделение труда – одни издания призваны прежде всего информировать и просвещать, другие – развлекать. Поэтому пресса Англии делится на качественную (элитарную) (“Таймс”, “Дейли телеграф”, “Файнэншл таймс”, “Гардиан” и “Индепендент” и воскресные “Санди таймс”, “Обсервер”, “Санди телеграф” и “Индепендент он санди”) и популярную (массовую) (“Сан”, “Дейли миррор”, воскресные “Санди миррор”, “Ньюс оф уорлд” и “Пипл”). Они отличаются не только стилем подачи материалов, версткой и оформлением. Массовые газеты издаются “таблоидным” форматом (формат наших субботних газет). Сегодня появляются и газеты промежуточного характера (“Дейли мейл”, “Дейли экспресс”, “Тудей” и воскресные “Мейл он санди” и Манди экспресс”) – они имеют “таблоидный” формат, но адресуются читателям качественной прессы.
Поначалу эти издания были противоположными полюсами ж-ки. Главное содержание качественных газет – развернутая информация, редакционные статьи, аналитические комментарии, письма видных деятелей политики, экономики, культуры, церкви. Язык газеты – университетский, то есть понятный людям с высшим образованием. Популярная (массовая) пресса – это прежде всего сенсации, скандальные истории и частная жизнь знаменитостей, криминальная хроника, секс, розыгрыши лотерей, призов, спорт и спортивная жизнь во всех проявлениях. Основатель “копеечной” прессы – лорд Нортклиф.
Большинство британских газет, за исключением партийных (“Трибюн” – орган левых лейбористов, “Морнинг стар” – коммунистов и разрозненных сторонников марксизма), стараются не подчеркивать свои симпатии к какой-либо партии вне предвыборных компаний. Но их позиция может существенно повлиять на исход выборов. Так, “бульварная” – массовая газета “Сан” под руководством Р.Мэрдока в 1992 г. не позволила лейбористам прийти к власти, выступив с мнением о некомпетентности руководства лейбористской партии в сфере экономики.
Реклама в британских газетах занимает значительное место (от 15 до 50%), но количество ее на страницах прессы определяется ее рейтингом и тиражом. В массовых изданиях рекламируются повседневные товары, ширпотреб, а в качественных – предметы роскоши, недвижимость, путешествия. Отличается и стоимость рекламы в разных изданиях. Доходы от рекламы составляют нередко важнейший источник финансирования газет и журналов. Особенно выгодна телевизионная реклама. Важной статьей дохода газет является публикация объявлений.
В последние десятилетия для СМИ Великобритании характерно создание крупных концернов, владеющих акциями многих периодических изданий, телевизионных и радиокомпаний в стране и за рубежом. Такая перекрестная собственность делает их экономически устойчивыми, ибо позволяет перераспределять капитал, подпитывать прессу за счет доходов от телевидения и т.д. Так, в 60-е гг. образовался крупный концерн “Интернэшнл паблишинг корпорейшн” (ИПК) путем обмена акциями концернов С.Кинга “Миррор-Пикториал” и лорда Саутвуда “Одэмс”. В итоге его контроль распространился на ряд изданий в Африке и странах Карибского бассейна, он стал владельцем 300 периодических изданий, а также массовых ежедневных английских газет “Дейли миррор”, “Дейли геральд” и воскресных “Санди миррор”, “Пипл” и др. Этот концерн провел реорганизацию структуры концерна, “прореживание” издаваемой им периодики, были закрыты дублирующие издания, созданы новые. Но в результате число подписчиков, привыкших к традиционной периодике, сократилось. Возникли финансовые трудности. Произошло слияние с ведущей бумагоделательной компанией “Рид пейпер груп”, которая стала фактическим владельцем ИПК.
В жесткую конкуренцию на информационном рынке Великобритании в 60-70-х гг. включились и выходцы из других стран – канадец Р. Томсон, взявший под контроль сначала шотландские СМИ, затем и другие печатные издания Англии, в том числе крупнейшие “Санди таймс” и “Таймс”; австралиец Руперт Мэрдок, основавший популярную “массовую” газету “Сан”, и новые британские дельцы газетного бизнеса, например, Роберт Максвелл, создавший транснациональную монополию “Максвелл-хауз”. Нововведения Р.Томсона, приведшие его к успеху, состояли в реорганизации СМИ как многоотраслевого бизнеса, требующего вложения средств не только в новую технологию печати, но и в предприятия радио и телевидения, организации газетного дела как поточного производства, стандартизации новостей и комментариев, издании в разных городах сходных по содержанию, но под разными названиями газет, управляемых из единого центра, создании сети дочерних предприятий.
Во времена “тэтчеровской революции” (1979-1990) на английском рынке появилось сразу около десятка новых общенациональных изданий – “Дейли стар” (1978), “Тудей” (1986), “Индепендент” (1986), спортивные “Дейли спорт” (1986), воскресные “Санди спорт” (1986), “Мейл он санди” (1982), “Индепендент он санди” (1990), “Корреспондент он санди” (1990), “Лондон дейли ньюс”, “Ньюс он санди” (профсоюзная). Это был своеобразный рекорд. Часть новых газет не выдержала конкуренции и быстро сошла со сцены, другие остались.
Экономический спад 90-х гг. отрицательно сказался на прессе: уменьшилось количество рекламы, упали доходы от объявлений, не помогали “ажиотажные” способы привлечения читателей (лотереи, конкурсы). Преимущества получили издания, выходящие в цветном оформлении. Первой это сделала “Сан”, с 1991 г. печатавшая четверть тиража с цветными иллюстрациями. Качественные издания, кроме “Гардиан”, тоже стали выходить в цвете. Шатким стало положение политических еженедельников. В 1991 г. после смерти Р.Максвелла произошел развал его “империи”. Это привело к перегруппировке сил в британском пресс-бизнесе. Теперь на рынке изданий общенационального типа действует 8 групп:
“Ньюс интернейшнл” (Руперт Мэрдок): ежедневные “Сан” (3,5 млн.экз.), “Тудей” (0,5 млн.), “Таймс” (375 тыс.), а также воскресные “Ньюс оф уорлд” (4,6 млн.) и “Санди таймс” (1,2 млн.).
“Миррор групп ньюпейперс” (после смерти Р.Максвелла, управляется консорциумом из представителей корпораций Сити, главный менеджер Д.Монтгомери): ежедневная “Дейли миррор” (2,6 млн.), шотландская “Дейли рекорд” (700 тыс.), а также воскресные “Санди миррор” (2,6 млн.) и “Пипл” (2 млн.).
“Юнайтед ньюпейперс” (лорд Стивенс): ежедневные “Дейли экспресс” (1,5 млн.), “Дейли стар” 770 тыс.), воскресная “Санди экспресс” (1,7 млн. ).
“Телеграф груп” (Конрад Блэк): ежедневная “Дейли телеграф” (1,1 млн.), воскресная “Санди телеграф” (565 тыс.).
“Ассошиэйтед ньюпейперс” (лорд Ротермир): ежедневная “Дейли мейл” (1,7 млн.) и воскресная “Мейл он санди” (2,7 млн.).
“Ньюпейперс паблишинг” (А.Уиттем-Смит и др.): ежедневная “Индепендент” (350 тыс.) и воскресная “Индепендент он санди” (400 тыс.).
“Пирсон”: ежедневная “Файнэншл таймс” (300 тыс.) и еженедельник “Экономист” (500 тыс.).
“Гардиан медиа груп”: ежедневная “Гардиан” (400 тыс.) и воскресная “Обсервер” (530 тыс.).
Сегодня английский рынок характеризуется предельной насыщенностью, возможности увеличения тиражей печатных изданий исчерпаны, возможен только “передел” читательского спроса за счет каких-либо изданий, не выдержавших конкуренции. Больше шансов у финансово устойчивых корпораций, которые для привлечения читателей могут существенно снижать цены на газеты, как сделал Р.Мэрдок в 1993 г. на газету “Таймс”. Это увеличило тираж и соответственно прибыли от рекламы. Ситуация осложняется экспансией мультимедиа (компьютерных информационных сетей, кабельного и спутникового телевидения, индустрии видеоразвлечений). В перспективе должно произойти превращение всего мира в единое информационное пространство.
Таким образом, сегодня в Великобритании в сфере СМИ на смену “национальному империализму” пришел наднационально-корпоративный. Британские газеты издаются и рассылаются во многие ведущие финансовые столицы мира. Например, “Файнэншл таймс” – в пяти (Париж, Лондон, Франкфурт, Нью-Йорк, Токио) и рассылается во все страны мира. Это касается и других британских газет. Зарубежные подписчики составляют 80 процентов читателей еженедельника “Экономист”. Агентство “Рейтер” стало специализироваться на сборе и распространении экономической информации, и это дало результаты 70 процентов доходов. На распространении политических новостей специализируется агентство “Пресс Ассошиэйтед”. “Рейтер”, завладев видеослужбой “Висньюс”, производившей и распространявшей телевизионные новости, начало преобразовывать информационные службы коммерческого британского телевидения Ай-ти-эн в независимое международное агентство теленовостей.
В Великобритании, как и во всем мире, идет процесс слияния (конгломерации) СМИ. Р.Мэрдок одним из первых взял под контроль спутниковое телевидение “Би-скай-би”. Группа “Пирсон” (“Файнэншл таймс”, “Экономист”) полностью контролирует компанию “Темз телевижн”, имеет крупные вложения в спутниковые, кабельные телевизионные каналы, является совладельцем 5-го канала коммерческого телевидения (“Ай-ти-ви). То же самое сделали и другие газетные группы.
Великобритания является страной, где реализуется доктрина “естественного права”, т.е. права присущи человеку с момента рождения. В том числе свобода мысли и слова, право на информацию и публичное выражение своего мнения. В Англии нет цензуры, нет специального закона о средствах массовой информации. Для того, чтобы печатать какое-либо регулярное издание, не нужно иметь лицензию. Надо лишь отправить в главное почтовое ведомство уведомление с выходными данными издания и получить регистрационный номер. Соблюдение норм свободы печати и ответственность за злоупотребление ими регулируется общим законодательством страны, прежде всего законы о клевете и диффамации, о государственной тайне, о рекламе, а также о непристойностях. Этику ж-тов и редакторов газет и журналов регулирует “Кодекс практики”. Существуют нормативные акты лишь относительно регулирования радиовещания, телевидения и рекламного дела, а также размеров собственности в газетном бизнесе. За этикой прессы следит Совет по печати, созданный в 1953 г. В 1965 г. Парламент принял закон о монополиях и слияниях, который позволяет слияние газет, если их общий тираж не превышает 500 тыс.экз., только с санкции министерства торговли и промышленности.
СМИ Великобритании.
СОВРЕМЕННАЯ ПЕЧАТЬ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Последнее десятилетие века в Англии было отмечено сменой эпох в газетном деле, вызванной требованиями новой технологии полиграфического производства и борьбы газетно-журнальной ж-ки за выживание в условиях жесткой конкуренции со стороны "электронной" ж-ки. Начало 90-х гг характеризовалось неуклонным сокращением тиражей ежедневных и воскресных газет и прекращением выхода журналов общего типа, таких как "Пикчер пост" и "Джон Булль". Их место заняли женская периодика, а также журнальные вкладки-приложения к воскрестным газетам. Одна из причин этого явления - перестройка рекламного бизнеса: большинство рекламных кампаний, расчитанных на массового потребителя, было перенесено на телевизионные каналы.
Англия считается классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). Несмотря на довольно разветвленную сеть региональных изданий (около 100 утренних и вечерних газет, сотни еженедельных), жители страны привыкли иметь к завтраку свежую лондонскую газету, ожидая найти в ней сообщения обо всех событиях общенационального и мирового значения. На долю же региональных изданий часто выпадает роль рупора локальных новостей и вестника рекламы местных универмагов.
Из этой особенности центральной печати вытекает и предельный уровень концентрации общенациональной прессы в руках немногих издателей. К началу 90-х гг. господствующие позиции в центральной британской прессе захватили 5 групп : 1) "Ньюс интернэшнл" Р.Мэрдока , 2) "Миррор груп ньюспейперс" Р.Максвелла, 3) "Юнайтед ньюспейперс" лорда Стивенса, 4) "Телеграф" канадского бизнесмена К.Блэка, 5) "Ассошиэйтед ньюспейперс" лорда Ротермира. Основные газеты, находящиеся во владении этих групп, делятся на:
а) ежедневные качественные
"Таймс" /"Ньюс интернэшнл" , тираж в 1996 г. - 860 тыс. экз./
"Гардиан" /"Медиа Гардиан груп", 402 тыс. экз./
"Дейли телеграф" /"Телеграф", 1100 тыс. экз./
"Файнэншл таймс" /"Пирсон", тираж в 1995 г. - 286 тыс. экз/
б) ежедневные промежуточные
"Дейли мейл" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 1794 тыс. экз./
"Дэйли экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1292 тыс. экз./
в) ежедневные популярные
"Сан" /"Ньюс интернэшнл", тираж в 1996 г. - 3939 тыс. экз./
"Дейли миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2361 тыс. экз./
г) воскресные качественные
"Санди таймс" /"Ньюс интернэшнл, 1413 тыс. экз./
"Санди телеграф" /"Телеграф", 750 тыс. экз./
"Обсервер" /"Медиа Гардиан груп", 462 тыс. экз./
д) воскресные промежуточные
"Мейл он санди" /"Ассошиэйтед ньюспейперс", 2119 тыс. экз./
"Санди экспресс" /"Юнайтед ньюспейперс", 1446 тыс. экз./
е) воскресные популярные
"Ньюс оф уорлд" /"Ньюс интернэшнл", 4509 тыс. экз./
"Санди миррор" /"Миррор груп ньюспейперс", 2527 тыс. экз./
"Пипл" /"Миррор груп ньюспейперс", 2079 тыс. экз./
Ежедневная газета "Морнинг стар", орган Коммунистической партии Великобритании, проходила в официальных справочниках по разряду "национальных" газет до 1990 г. Но после самороспуска расколотых коммунистических организаций газета потеряла более половины читателей, особенно в провинции.
В Англии широко поставлено и журнальное дело. Среди журнальной периодики можно выделить издания:
1) общественно-политические
а) качественные
"Нью стейтсмен" /еженедельный/
"Спектейтор" /еженедельный/
б) массовые
"Тайм аут" /еженедельник/
2) политические
"Трибьюн" /еженедельник, лейбористский/
3) экономические
"Экономист" /еженедельник/
4) научно-популярные
"Нью сайентист" /еженедельник/
5) сатирико-юмористические
"Панч" /еженедельник/
6) специализированные
а) женские
"Вумэн" /еженедельник/
б) военные
"Дифенс" /ежемесячник/
1994 год был периодом расцвета субботних приложений качественных изданий. Самое объемное приложение - у газеты "Дейли телеграф". Оно включает семь секций и расчитано на довольно широкий круг читателей. Одни из разделов: "Уикенд", "Бизнес ньюс", "Ти-ви энд радио", "Артс энд букс" и "Янг телеграф". Объем продажи субботнего тиража выпуска превысил показатели будничного на 20%. Схожая ситуация и у газеты "Гардиан", субботний выпуск которой включает теперь молодежный журнал.
По контрасту с заметной материальной нестабильностью газет общего типа в Англии продолжают процветать издания и пресс-организации, специализирующиеся на сборе и распространении экономической информации. Причем в течение 80-х - начале 90-х все они стремились расширить базу своей деятельности, прежде всего, за пределами страны. В роли аналитика мировой экономики лидируют деловые периодические издания группы "Пирсон". Газета "Файнэншл таймс", например, издается одновременно в пяти "финансовых" столицах - Лондоне, Париже, Франкфурте, Нью-Йорке, Токио - и рассылается во все страны мира. А контингент читателей еженедельника "Экономист" этой же группы, анализирующего главные проблемы мирового рыночного хозяйства, на 80% состоит из зарубежных подписчиков.
В течение последних лет многие газетные издательства Англии стремятся вложить свои капиталы в телевизионный бизнес. Так, компания Пирсона в 1993 г. стала собственником крупной телевизионной продюсерской компании "Темз телевижн". Владельцы "Дейли телеграф" купили 15% акций телекомпании "Карлтон". В конце лета 1996 г. английский парламент принял "Акт о вещании ", который разрешает газетным компаниям вкладывать капиталы в неограниченное число коммерческих каналов телевидения, а коммерческим каналам в свою очередь вступать во владение газетными предприятиями. Но в результате таких комбинаций в одних руках не может сосредоточиваться контроль над более чем 15% аудитории коммерческого радиовещания и телевидения, а также 20% общего тиража газет.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.