105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
1918-1920 - гражданская война, после которой раскололось не только общество. В этот период возникает две литературы, две журналистики. Основные направления эмиграции: 1) Запад - через Прибалтику, 2) Крым, 3)Восток. Во всех этих регионах зарубежья было много русских, создавались печатные органы.
Русское зарубежье и ее печать внимательно следили за событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различия в идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистический процесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившие в Советской России. В Берлине выходили “Голос России”, “Время”, “Руль”; в Праге - “Воля России”, “Казачий набат”; в Париже - “Бодрость”, “Россия”, “Возрождение” (П.Б.Струве) и др. Заметным влиянием в эмигрантской среде пользовалась газета “Руль”, издаваемая И.Гессеном, А.Каминкой, В.Набоковым с 1920. В 1922 Набокова застрелили покушавшиеся на Милюкова видные деятели русской фашистской печати. Идеи русского фашизма сложились в эмиграции: газета “Нация” (Вонсянский (?) - редактор, идеолог русского фашизма, эмигрировал на Восток).
“Руль” - ежедневная газета на четырех страницах, с 1923 выходит иллюстрированное приложение “Наш мир”.
В “Руле” постоянными становятся две рубрики: “В Берлине”, “В России”. Содержание газеты отражало политическую разобщенность русской эмиграции. Таковой была реальность. И хотя руководители газеты пытались вести ее в русле их собственных политических убеждений, “Руль” не мог оставаться безучастным к тому, что происходило в эмигрантской среде.
И.Гессен - бывший редактор газет “Право” и “Речь”, депутат государственной Думы, член ЦК кадетов, а после революции и гражданской войны - основатель и бессменный глава берлинского издательства “Слово” и редактор газеты “Руль” - высказывал умеренные суждения, проводил демократические взгляды. Либеральных взглядов придерживался и В.Набоков, непосредственный участник издания газеты, руководитель группы кадетов, сгруппировавшихся вокруг “Руля”. Направление газеты подвергалось нападкам как со стороны большевиков, так и со стороны отдельных эмигрантских организаций.
Читателей привлекала и рубрика “Русская эмиграция”, объединявшая материалы о жизни соотечественников во Франции, Болгарии, Чехословакии, Канаде и других странах.
Долгие годы “Рулю” сопутствовал успех. Однако финансовые трудности начала 30-х не обошли и его. Чтобы спасти издание, Гессен пошел на союз с группой “Крестьянская Россия”. Газета, во главе которой стал бывший эсер А.Аргунов, пыталась вести себя как герценовский “Колокол”. Но из этого ничего не получилось. В середине октября 1931 вышел последний номер газеты “Руль”.
Очень популярной была газета Александра Федоровича Керенского “Дни” (с 1922, Берлин). С осени 1925 газета издается в Париже. Программа газеты была заявлена с первого номера: не связана ни с какой партией, “возрождение России” и “вера в ее светлое будущее”. Девиз: “Весь наш пафос в свободе, вся наша вера - в народ”. Большевистская пресса в СССР нападала на “Дни”, так как в СССР очень внимательно следили за зарубежной печатью. Главный специалист по нападкам не зарубежную печать - Михаил Кольцов, у которого была своя рубрика в “Правде”. Нападки были и со стороны представителей русского зарубежья. В эмиграции были различные взгляды на пути спасения России от большевиков. Газета “Возрождение” считала, что надо собирать белую армию и идти в поход. Точка зрения газеты Милюкова “Последние новости” - преображение власти в России в демократическую сторону уже стало проявляться (1921 - нэп, на какое-то время была объявлена свобода печати, 1922 - Кронштадтский мятеж). “Дни” ставили своей задачей показать борьбу в стране между большевиками и массами. Постоянные рубрики: “Русская жизнь”, “Россия”, “Эмигрантская жизнь”. Публицистика: Керенский, М.Алданов, Бальмонт, Бердяев, А.Белый - часто выступал, Ходасевич, Гарин-Михайловский, Мережковский и Гиппиус, Л.Шестов, Питирим Сорокин (первый русский социолог), Розанов, Екатерина Кускова. 29 июня 1928 в газете Струве “Возрождение” было напечатано объявление о прекращении издания “Дней” и о начале издания еженедельника с попыткой проникновения в Россиию. Но это была неудачная попытка.
В среде русской эмиграции во Франции по-прежнему не ослабевал интерес к “Последним новостям”, сохранявшим свое умеренное направление. Редактор - П.Милюков. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономической и политической жизни Советской России.
Среди публицистов газеты: Е.Кускова, Марк Алданов. Алданов посвятил серию статей раскрытию гибели немецкого посла в Советской России в 1918, они были опубликованы в четырех номерах “Последних новостей” в четырех номерах “Последних новостей” в январе 1936 под общим заголовком “Убийство графа Мирбаха”.
Позиция изданий социалистических партий и в 30-е оставалась резко отрицательной к коммунистической партии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская “Заря”, эсеровские “Знамя борьбы” и “Революционная Россия”, “Бюллетень оппозиции” Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатуры власти.
В феврале 1929 Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первый номер “Бюллетеня оппозиции”. Троцкий был не только главным редактором, но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70-80% материалов “Бюллетеня” принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек “Бюллетеня”. Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился в это время Троцкий, на гонорарные средства от его публикаций и пожертвований его сторонников.
В истории “Бюллетеня оппозиции” просматриваются несколько периодов: 1929 - 1933/34 - до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установления личной диктатуры Сталина в СССР; 1933/34 - 1939 (до начала войны); третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейся войны.
Главные темы первых двух этапов6 борьба за возвращение к ленинским истокам ВКП(б) и Коминтерна, настойчивая попытка Троцкого создать альтернативный 3-му 4-ый Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к “политической революции” в СССР, устранению Сталина. Ведущее место занимала также тема страстной неприязни Троцкого к Сталину.
Основным источником публикаций в “Бюллетене оппозиции”, его постоянной рубрики “Революционные новости из СССР” были материалы советской прессы. Ее содержание второй половины 30-х не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательно утвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
“Социалистический вестник” Юлия Осиповича Мартова. 1921 - процесс над правыми эсерами. Газета Мартова придала этому процессу общественный резонанс. Мартов поднял на защиту правых эсеров М.Горького и А.Франса.
Печать Китая: Русская эмиграция в Китае занимает особое место. Около 100 тысяч русских в Маньчжурии, Харбине. Издавались многочисленные русские газеты и журналы (около 200). Начиная с 1917 - более 170 наименований периодики в Китае. Тематика охватывала все стороны жизни русской диаспоры в Китае. “Вестник Маньчжурии” - экономика, финансы. “Русская жизнь” (1930) - общественно-культурная газета, “Иммигрант” - о вопросах искусства (Харбин, 1930).
Большая часть казаков эмигрировала в Китай (“банда” Семенова, казачьего атамана). У них была своя казачья печать: около 8 журналов: “Атаманский клич”, “Зов казака”, “Россия”, “Казачество”, “Енисейские казаки”. Писали о быте, культуре, проблемах диаспоры казаков в Китае.
Фашистская печать в Китае: В течение 5 лет - довольно долго - выходил журнал “Наш путь” - орган Российского фашистского движения. Журнал “Фашист”. После закрытия этих журналов эстафету идей русского фашизма принял толстый журнал “Нация” (1935-194…) под редакцией Константинова - орган Верховного Совета Всероссийской фашистской партии.
“Младоросы” (Бердяев входил) издавали в Китае журналы “Наша правда”, “Новый путь”.
Определенным фактором в жизни и Китае была другая религия, культурные и духовные ориентиры, быт другой. Русская интеллигенция чувствовала себя обособленно, не могла раствориться в китайской культуре. Поэтому в Китае появилась Русская православная церковь. РПЦ издавала свой журнал “Вестник Воскресения” (издавался Комитетом имени патриарха Тихона помощи голодающим Поволжья). Много журналов, которые решали проблемы педагогики: Союз русских учителей в Китае издавал “Вопросы школьной жизни” (1925-26) под редакцией Стрелкова, “Олимпиец” (Минков) - о вопросах физкультуры и спорта.
Издания, посвященные культуре и истории Китая: журнал “Известия общества изучения Маньчжурского края” (1922-24), журнал “Китай”, журнал “Восток” (в Шанхае).
Особое место занимал журнал “Рубеж” (с 1927, под ред. Михаила Рокотова). Издавался до 1946 в Харбине. Это был “журнал для всех”. Выходил за пределы Китая, распространялся даже на Дальнем Востоке. Иллюстрированный литературно-художественный журнал. Аполитичный, на его страницах печатались материалы от монархистов до анархистов и меньшевиков. Построен был таким образом, что учитывал интересы всех читателей, их уровень образования, социальное положение. Много внимания уделял литературной жизни России (Маяковский, Есенин, статьи о поэзии Баратынского, о Врубеле).
Журналы “Парус”, “Врата”, “Понедельник” (1930, Шанхай). “Понедельник” - в основном о Востоке. Частые авторы - русские литераторы: Вс.Иванов, Михаил Щербаков и др.
“Парус” - тоже литературно-художественный журнал, изучение Востока.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.