32. «Свисток» как отдел «Современника»
Литературно-критическая деятельность Добролюбова расшит ется, известность растет. По его инициативе открывается новый отде в журнале - собрание литературных, журнальных и иных заметок 1 "Свисток" (1859-1863, девять номеров). Обосновывая необходим( создания "Свистка", Добролюбов указывал, что все попытки осме общественное зло, выразившееся в создании ряда сатирических налов, были неудачными потому, что их юмор являлся пустой забавой или потому, что острие их сатиры направлялось исключительно на отдельные личности, а не на общественные явления.
Острие сатиры "Свистка" будет направлено не на отдельные злоупотребления и темные явления окружающей жизни, а на причины, вызывающие зги явления.
Добролюбов считал, что в русском обществе имеются две категории людей, заслуживающих разоблачения. Это, во-первых, "рутини-сты, приверженцы к своим старым ошибкам и порокам, ненавидящие все новое", и, во-вторых, "прогрессисты, кричащие о современных успехах цивилизации, о правде, свободе и чести без надлежащего усвоения себе истинных начал просвещения и гуманности".
Прогрессисты, "своими неразумными, опрометчивыми возгласами, противоречащими часто с их собственной жизнью, представляют не менее материалов для сатиры, как и первые, своей отсталостью и тупостью".
До сих пор сатира поражала только "рутинистов". "Свисток" же не будет щадить и "прогрессистов", потому что они не менее вредны для общества, нежели приверженцы старины. Острие сатиры, направленное против "прогрессистов", восторгавшихся прогрессом в России, заставляло Добролюбова негодовать.
В стихотворении "Чернь", представлявшем собой пародию на стихотворение Пушкина, Добролюбов изобразил диалог, происходящий между "Чернью" и "Прогрессом". "Чернь" обращается к "Прогрессу" с требованием дать ей хлеба, предоставить ей приют, обеспечить ее честной работой и оплатой за труд. "Тогда, - говорит "Чернь", - оценим мы твою заботу, пойдем в палаты заседать и будем речи вдохновенной о благоденствии вселенной светло и радостно внимать". "Прогресс" презрительно возражает "Черни": "Подите прочь! Какое дело "Прогрессу" мирному до вас?... "Прогресс" - совсем не богадельня, он - служба будущим векам, не остановится бесцельно он для пособья бедникам".
Высмеивал Добролюбов и тех либералов, которые нападали на мелкие неустройства жизни, не замечая в то же время более важных темных явлений, существующих вокруг них (стихотворение "Чувство законности"). Его сатира была направлена против либерализма, "чистой" поэзии и социально-политического строя России. Добролюбов считал, что сатира должна участвовать в подготовке народа к революционным преобразованиям в России, обличать общественное зло.
Уже первый номер имел большой успех. Стали думать, не сделать ли "Свисток" самостоятельной газетой. Но цензурное ведомство не разрешило Сатирические материалы стали печатать на страницах "Современника". В "Свистке" сотрудничали Чернышевский, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Козьма Прутков (братья А.М. и В.М Жемчуж-никовы и А.К. Толстой) и др. Но больше других работал для "Свистка" Добролюбов Он выступал под литературными псевдонимами: Конрат Лилиеншвагер (немецкий поэт Розенгейм), Яков Хам (поэт Хомяков), Аполлон Капелькин. В своих пародиях он дает оценку либерализма и либерального "прогресса", неспособного защищать интересы народа. Консерваторы и либералы возненавидели Добролюбова за его "Свисток".
Много писал для "Свистка" Н. Некрасов. После смерти Добролюбова он руководил этим отделом.
Добролюбов в эти годы создал целый ряд серьезных теоретических статей. В 1860 г. он написал свою знаменитую статью "Когда же придет настоящий день?" (по поводу романа Тургенева "Накануне"), где сумел показать какие черты действительности нашли отражение в романе. Добролюбов отметил, что в России созданы предпосылки для появления "русских Инсаровых", революционеров, которые выступят против "темного царства" на стороне народа.
С точки зрения Добролюбова, как и Чернышевского, ж-ка была как бы формой политической деятельности.
- Государственная политика в области сми.
- 6. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 7. Концепция свободы печати. Проблемы достижения свободы сми в современных условиях.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Экономические основы реализации свободы ж-тской деятельности.
- 9. Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 10. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 37. Взаимодействие ж-ки и социологии.
- 14. Социология и ж-ка: изучение и использование социологических данных в практике.
- 27.2: Кодекс профессиональной этики российских журналистов.
- 63. Взаимоотношения сми и государства.
- 14. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 15. Профессиональная этика ж-та. Саморегулирование ж-тской деятельности в рф.
- 16. Современное законодательство России о сми.
- 103. Закон о сми "о праве на получение информации"
- 91. Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 17. Паблик рилейшнз: сущность и функции. 24. Pr: сущность и функции.
- 2. Связи с общественностью, сущность и опыт ее реализации
- 19. Редакционно-издательский маркетинг.
- 59. Основы редакционно-издательского маркетинга: цели, направление, формы и методы.
- 102. Газетно – журнальный маркетинг.
- 51. Информационные системы маркетинга
- 40. Информационные жанры современной ж-ки.
- 57. Система жанров ж-ки. Факторы их дифференциации и тенденции развития. ??????????????
- 24. Заметка как жанр публицистики. Заметка общая характеристика
- Типы информационного содержания заметки
- Жанровые виды заметки
- Структура заметки
- Требования к заметке
- 25. Интервью как жанр публицистики. Информационное интервью
- Блиц-опрос
- Аналитическое интервью
- Аналитический опрос
- 26. Репортаж как жанр публицистики. Репортаж
- 27. Очерк как жанр публицистики. Очерк
- Портретный очерк
- Проблемный очерк
- Путевой очерк
- 28. Эссе как жанр публицистики.
- 29. История возникновения и развития телевидения.
- 30. История информационного телевидения.
- Информационная функция
- Культурно-просветительская функция
- Интегративная функция
- Социально-педагогическая функция
- Организаторская функция
- Образовательная функция
- Рекреативная функция
- 32. Форматы телевизионных каналов.
- 33. Специфика прямого телевизионного эфира. Основы режиссуры прямого эфира
- 34. Имидж телеведущего.
- 35. Композиция, редактирование, монтаж телесюжета.
- 36. Техника телевидения.
- 37. Интервью в экранном контексте. Интервью
- 38. Репортаж на радио и тв. Репортаж
- 39. Анализ работы телеканала/программы (по выбору).
- 40. Методы изучения общественного мнения в ж-ке. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 39. Виды социологических исследований ж-ки: «академический» и «коммерческий».
- 25. Методы изучения общественного мнения в ж-ке.
- 41. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 26. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 42.Телевидение в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка. 61. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 44. Типология ж-ки. Основные типоформирующие факторы изданий теле- радиопередач.
- 46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров
- 47. Система методов ж-тского творчества. 32. Система методов ж-тского творчества.
- 52. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия. 39.Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 90. Сми и массовая культура.
- 54. Виды рекламы. Общие требования к рекламе.
- 52. Виды и формы рекламы.
- 55. Типология телевизионных программ. Типология телевизионных программ.
- 56. Особенности функционирования рекламы в сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио, на телевидении.
- 81. Реклама в системе сми.
- 57. Основные этапы развития рекламы. Основные этапы развития рекламы.
- 58. Концепция социальной ответственности ж-та. Концепция социальной ответственности ж-та.
- 59. Возникновение и развитие многопартийной отечественной ж-ки в годы первой русской революции.
- 60. Профессиональное общение ж-та, творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 61. В.И.Ленин - публицист. Борьба с народничеством.
- 62. Средства массовой информации стран Восточной Европы в 90-е годы. Сми стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.
- 63. Эгон Эрвин Киш - публицист.
- 64. Ф.Энгельс - публицист.
- 65. К.Маркс - публицист.
- 66. Средства массовой информации конца 20-30 гг. В структуре административно-командной системы.
- 75. Сми конца 1920-х - 30-х гг. В структуре административно-командной системы.
- 67. Послевоенная советская ж-ка как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и.Функционирования.
- 68. Средства массовой информации Франции. История становления и современные сми франции (2 часа)
- Рекомендуемая литература
- 70. Мильтон и концепция свободы печати. 10. Мильтон и концепция свободы печати.
- 71. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 93. Основная проблематика выступлений прессы и радиовещания в годы великой отечественной войны 1941 -1945.
- 72. Средства массовой информации Великобритании.
- 18. Сми Великобритании.
- 74. Публицистика м.Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 75. Г.И.Успенский - очеркист русской деревни.
- 76. В.Г.Белинский и ж-ка 30-х и 40-х гг.Х1х в. («Отечественные записки» и «Современники»).
- 56. В. Г. Белинский и ж-ка 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 32. «Свисток» как отдел «Современника»
- 15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)
- 77. Русская революционная бесцензурная печать 70 - 80-х гг. XIX в. («Народное село», «Земля и воля», «Народная воля» и др.).
- 78. В.Г.Короленко против насилия и произвола («Мултанское жертвоприношение», «Сорочинская трагедия», «Бытовое явление» и письма Луначарскому).
- 27.Публицистика в.Г.Короленко.
- 80. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада. 43. Основные информационные коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 81. Особенности российской печати 1990-2000 годов. Отечественная публицистика этого периода.
- 98. Пресса России. Опыт и тенденции развития.
- 64. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 13. Публицистика Писарева в журнале «Русское слово».
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а.И.Герцена.
- 84. Вольная русская пресса за границей «Северная звезда» и «Колокол». А.И. Герцена.
- 66. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории ж-ки. 46. Современные зарубежные теории ж-ки.
- 88. Социалистическая ж-ка 1917 года. Социалистическая ж-ка 1917 г.
- 89. Типология западной ж-ки.
- 90. Газета «Русское слово» и.Д.Сытина - в.М.Дорошевича. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 92. Возникновение русской ж-ки. Петровские «Ведомости» и др.. 54. Возникновение русской ж-ки. Петровские “Ведомости” и др.
- 94. Цензура и борьба за свободу печати. 55. Цензура и борьба за свободу печати.
- Концепции свободы печати, теории ж-ки
- 8. Интерактивная ж-ка.
- 96. Регионализация средств массовой информации: проблемы и перспективы. Факторы развития региональных сми.
- 46. Особенности издания местной газеты
- 20. Проблемы и перспективы современной региональной прессы.
- 45. Региональные сми в условиях реформирования общества.
- 98. Современное состояние дизайна газет и журналов. 80. Дизайн в ж-ке
- 110. Особенности российской пресс-рекламы.