logo search
MOI_GOS

32. «Свисток» как отдел «Современника»

Литературно-критическая деятельность Добролюбова расшит ется, известность растет. По его инициативе открывается новый отде в журнале - собрание литературных, журнальных и иных заметок 1 "Свисток" (1859-1863, девять номеров). Обосновывая необходим( создания "Свистка", Добролюбов указывал, что все попытки осме общественное зло, выразившееся в создании ряда сатирических налов, были неудачными потому, что их юмор являлся пустой забавой или потому, что острие их сатиры направлялось исключительно на от­дельные личности, а не на общественные явления.

Острие сатиры "Свистка" будет направлено не на отдельные зло­употребления и темные явления окружающей жизни, а на причины, вызывающие зги явления.

Добролюбов считал, что в русском обществе имеются две катего­рии людей, заслуживающих разоблачения. Это, во-первых, "рутини-сты, приверженцы к своим старым ошибкам и порокам, ненавидящие все новое", и, во-вторых, "прогрессисты, кричащие о современных ус­пехах цивилизации, о правде, свободе и чести без надлежащего усвое­ния себе истинных начал просвещения и гуманности".

Прогрессисты, "своими неразумными, опрометчивыми возгласа­ми, противоречащими часто с их собственной жизнью, представляют не менее материалов для сатиры, как и первые, своей отсталостью и тупостью".

До сих пор сатира поражала только "рутинистов". "Свисток" же не будет щадить и "прогрессистов", потому что они не менее вредны для общества, нежели приверженцы старины. Острие сатиры, направ­ленное против "прогрессистов", восторгавшихся прогрессом в России, заставляло Добролюбова негодовать.

В стихотворении "Чернь", представлявшем собой пародию на стихотворение Пушкина, Добролюбов изобразил диалог, происходя­щий между "Чернью" и "Прогрессом". "Чернь" обращается к "Прогрес­су" с требованием дать ей хлеба, предоставить ей приют, обеспечить ее честной работой и оплатой за труд. "Тогда, - говорит "Чернь", - оценим мы твою заботу, пойдем в палаты заседать и будем речи вдохновенной о благоденствии вселенной светло и радостно внимать". "Прогресс" пре­зрительно возражает "Черни": "Подите прочь! Какое дело "Прогрессу" мирному до вас?... "Прогресс" - совсем не богадельня, он - служба буду­щим векам, не остановится бесцельно он для пособья бедникам".

Высмеивал Добролюбов и тех либералов, которые нападали на мелкие неустройства жизни, не замечая в то же время более важных темных явлений, существующих вокруг них (стихотворение "Чувство законности"). Его сатира была направлена против либерализма, "чис­той" поэзии и социально-политического строя России. Добролюбов считал, что сатира должна участвовать в подготовке народа к револю­ционным преобразованиям в России, обличать общественное зло.

Уже первый номер имел большой успех. Стали думать, не сде­лать ли "Свисток" самостоятельной газетой. Но цензурное ведомство не разрешило Сатирические материалы стали печатать на страницах "Современника". В "Свистке" сотрудничали Чернышевский, Салты­ков-Щедрин, Некрасов, Козьма Прутков (братья А.М. и В.М Жемчуж-никовы и А.К. Толстой) и др. Но больше других работал для "Свистка" Добролюбов Он выступал под литературными псевдонимами: Конрат Лилиеншвагер (немецкий поэт Розенгейм), Яков Хам (поэт Хомяков), Аполлон Капелькин. В своих пародиях он дает оценку либерализма и ли­берального "прогресса", неспособного защищать интересы народа. Кон­серваторы и либералы возненавидели Добролюбова за его "Свисток".

Много писал для "Свистка" Н. Некрасов. После смерти Добро­любова он руководил этим отделом.

Добролюбов в эти годы создал целый ряд серьезных теоретиче­ских статей. В 1860 г. он написал свою знаменитую статью "Когда же придет настоящий день?" (по поводу романа Тургенева "Накануне"), где сумел показать какие черты действительности нашли отражение в романе. Добролюбов отметил, что в России созданы предпосылки для появления "русских Инсаровых", революционеров, которые выступят против "темного царства" на стороне народа.

С точки зрения Добролюбова, как и Чернышевского, ж-ка была как бы формой политической деятельности.