80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
К середине 50-х гг. сила воздействия печати на массы заметно ослабла. Объяснялось это не только догматическим, начетническим характером газетно-журнальных публикаций, но и сложившимися шаблонами, стереотипами, заполонившими прессу. Кроме того, ощущалась все большая необходимость в дальнейшем развитии структуры журналистики. ЦК КПСС содействовал возникновению новых центральных и местных изданий, новых видов прессы. В середине 50-х-60-х гг. вышли "Промышленно-экономическая газета", "Экономическая газета", "Экономическая жизнь", "Социалистическая индустрия", "Советская торговля", "Советская авиация", "Московские новости" на нескольких языках, республиканская газета "Советская Россия". Возрождая традиции 20-х гг., на Украине увидела свет "Рабочая газета" на украинском и русском языках. В стране газеты издавались на 57 языках [1]. "Советская Россия", вышедшая 1 июля 1956 г. как ежедневный орган Бюро ЦК КПСС по РСФСР, сразу четко определила свою программу. В газете нашли отражение те новые тенденции в общественно-политической, экономической, социальной жизни страны, которые возникли после XX съезда КПСС.
В конце 1956 г. во многих областях РСФСР, Украины и других союзных республик начали выходить колхозные многотиражные газеты. В связи с реорганизацией системы хозяйственного управления и связанным с этим разделением партийных органов в сельской местности в конце 50-х гг. возникли новые виды местной печати - межрайонные газеты, газеты колхозно-совхозных производственных управлений. Но просуществовали они недолго. Через полгода-год они вновь были преобразованы в районные газеты. К середине 60-х гг. их выходило в стране около 3 тыс., а тираж составил около 20 млн. экз.
Заметным событием в жизни советской журналистики конца 50-х гг. явился I Всесоюзный съезд советских журналистов. Он состоялся в Москве в ноябре 1959 г. Главный итог работы съезда - создание творческой организации - Союза журналистов СССР. В приветствии ЦК КПСС 1 Всесоюзному съезду журналистов советские журналисты были названы "подручными" партии. Это, с точки зрения ЦК КПСС, было высшим признанием их заслуг. Подобная оценка в течение многих лет была предметом гордости для многих советских журналистов. В начале 60-х гг. все настойчивее давала о себе знать проблема повышения общеобразовательного, профессионального и культурного уровня многих сотрудников редакций, собственных корреспондентов газет и радио. Большая часть их работала активно, однако в целом средствами массовой информации многие стороны жизни ряда важнейших районов страны освещались поверхностно, редко поднимались вопросы развития экономики, науки и культуры. Для повышения квалификации собственных корреспондентов в редакциях центральных газет, в ТАСС, на радио и телевидении начали работать по специальной учебной программе постоянно действующие курсы, регулярно стали проводиться семинары, стажировки. Продолжала развиваться и совершенствоваться система образования и повышения профессионального мастерства журналистов, активизировались формы творческой учебы.
В 1956-1958 гг. изменился характер выступлений прессы. Совершенно иным стал подход к оценке фактов. В выступлениях прессы начали преобладать творческий подход к рассмотрению той или иной проблемы, стремление глубже проникнуть в жизнь, подвергнуть критике разного рода отрицательные явления в хозяйственной и общественно-политической жизни порожденные тоталитарной системой и культом личности Сталина. В обществе заговорили об отступлениях от принципов демократии, о нарушениях законности, о порочных методах партийного и государственного руководства, допущенных Сталиным и его окружением. При всей недозволенности обсуждения данной темы печать не могла вовсе ее умалчивать.
В поспешных поисках путей выхода из сложившейся идеологической ситуации политической находкой оказался выдвинутый Н. Хрущевым лозунг "Догнать и перегнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения!". Главной целью его был перевод политической активности масс в русло хозяйственного строительства, особенно в отрасль сельскохозяйственного производства. В 1957 г. газетные полосы буквально пестрели многочисленными коллективными обязательствами работников сельского хозяйства, а вслед за ними - рапортами, в достоверности многих из которых сомневались даже высшие руководители государства.
Тип хозяйственного руководителя, нерадиво относящегося к делу, демагога и крикуна, человека "занятого бездельничанием", стал одним из ведущих образов в публицистике, фельетонах и критических статьях. Одновременно в журналистике в качестве образца, достойного подражания, появился тип хозяйственного руководителя - честного, добропорядочного, человека дела, ставящего интересы общества, государства выше личных и ведомственных.
Печать, телевидение, радио вседневно рассказывали о напряженном труде колхозников и работников совхозов, предоставляли слово новаторам, передовикам, освещали соревнование за высокие урожаи, за рост продуктивности животноводства.
Бюрократизация захлестывала экономику, но газеты этого не замечали, их внимание привлекали только позитивные факты. Страницы газет конца 50-х гг. были полны сообщений об успехах экономической реформы, о том, что благодаря совнархозам не только выполнялись, но и перевыполнялись задания по выпуску продукции для нужд республики, края, области.
Новые тенденции, обозначившиеся в отечественной журналистике во второй половине 50-х гг., нашли выражение и в более разнообразном характере публикаций. Так, значительно глубже, многообразнее стали материалы, касавшиеся тех или иных сторон формирования общественных отношений в городе и на селе. Аналитические статьи в "Правде", "Интервью дня" в "Советской России", социально-экономические очерки в "Комсомольской правде", беседы в "Известиях" поднимали насущные вопросы жизни страны в условиях демократизации, вызванной "оттепелью". Обогатилось новыми выпусками радиовещание. Стремясь шире освещать политическую, экономическую и культурную жизнь советского общества, Всесоюзное радио ввело выпуски "Время, события, люди", "Глобус", "Собеседник", "Трибуна новаторского опыта", "Репортер на заводах и стройках" и др. Процессы, происходившие в экономической и социально-политической жизни страны, вызвали к жизни новые телевизионные передачи - журналы. В 1956-1958 гг. Центральная студия телевидения начинает регулярную трансляцию телевизионных журналов "Знание", "Клуб интересных встреч", "Для вас, женщины", "Молодость" и др.
Творческий поиск привел к рождению ряда интересных начинаний в печати. Так, в октябре 1960 г. правдисты выступили с предложением создать книгу "Герои наших дней". На этот призыв горячо откликнулись все издания. В центральных и местных газетах появились сотни очерков под рубрикой "Герои наших дней". В "Правде" под этой рубрикой были опубликованы очерки о Валентине Гагановой и других передовиках семилетки.
Герои очерков уподоблялись святым. Да и многое в них было надумано, явно преувеличено. Советская журналистика все еще не могла отрешиться от порочной практики 30-х гг., когда считалось, что сам по себе факт в очерке - ничто, главное - его общая идейная направленность. Многие газетные очерки 50-х гг. страдали этим недостатком. Тем не менее, очерки, признанные лучшими, были изданы отдельной книгой "Герои наших дней".
жанрам и формам, чтобы показать широкий спектр проблем, связанных с осуществлением экономической реформы. Центральные и местные газеты публиковали постановочные статьи, теоретические консультации, экономические обзоры, обозрения, ответы на вопросы читателей, экономические заочные конференции и др. Ведущие издания - "Правда", "Известия", "Экономическая газета", "Сельская жизнь", многие республиканские газеты - всесторонне освещали важнейшие экономические проблемы реформы.
В октябре 1965 г. был взят курс на новую экономическую реформу, целью которой должно было стать дальнейшее улучшение управления промышленностью, совершенствование планирования и экономического стимулирования промышленного производства. Идеологическим посылом изыскания новых путей подъема экономики стал лозунг "Все во имя человека, для блага человека". Материалы центральной и местной печати рассказывали о росте материального благополучия советских людей, о строительстве новых жилых массивов, об огромных достижениях советской науки в области использования атомной энергии в мирных целях, об освоении космического пространства. Публиковались многочисленные репортажи о запусках первых искусственных спутников Земли.
И все же надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не сбывались. Хозяйственная реформа в силу экстенсивного развития экономики не получила своего дальнейшего логического продолжения, не реализовывались ее основные положения. К началу 70-х гг. в экономике еще ощущалось действие реформы 1965 г., но сила воздействия ее становилась все меньше.
Анализируя деятельность печати, радио, телевидения начала 70-х гг., следует отметить увлечение СМИ такими сюжетами, как освещение хода социалистического соревнования, вопросов комплексной механизации и автоматизации производства, их собственного участия в поисках путей повышения производительности труда и культуры производства. Но в этих материалах не было системы, не было попыток оценки реальных результатов собственной деятельности.
В начале 70-х гг. по инициативе "Правды" развернулось движение "Ни одного отстающего в бригаде". Больше года в "Правде", "Комсомольской правде", "Труде", во многих республиканских газетах рассказывалось об этом движении. Нельзя упрекнуть печать в том, что освещение развернувшегося движения было скучным и однообразным в жанровом отношении. Были очерки и репортажи, беседы и зарисовки. Все было, кроме одного: попытки анализа результатов собственной деятельности. Действительно ли стало меньше отстающих в бригадах или все осталось по-прежнему?
Советская журналистика на протяжении всей своей истории выполняла охранительные функции. Будучи однопартийной, она стала составной частью партийной структуры, взяв на себя миссию идеологического обеспечения деятельности административно-командной системы. Пресса не видела противоречий, деформаций, она изобиловала материалами об успешном выполнении планов пятилеток, строительстве материально-технической базы коммунизма, формировании новых общественных отношений на селе, воспитании нового человека, о величайших достижениях в решении национального вопроса. С 1979 г. во всей советской печати регулярными стали сообщения об интернациональной миссии ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Первоначально объяснение этому было сформулировано в духе идей социалистического интернационализма: оказать помощь братскому афганскому народу. В печати публиковались статьи, корреспонденции, интервью о благородной миссии воинов-интернационалистов, в информационных программах телевидения шли репортажи Александра Каверзнева из Афганистана. Но никто из читателей, телезрителей и радиослушателей не представлял, что советские войска ввязались в вооруженную борьбу с моджахедами, и уже в марте 1979 г. был убит первый советский воин. Девять лет продолжались бои в Афганистане. Советская страна оказалась втянутой в боевые действия. Средства массовой информации уже не могли скрывать гибель воинов и боевой техники. Но приносимые жертвы оправдывались необходимостью исполнения интернационального долга, а о все растущих потерях умалчивалось.
В международной проблематике советской журналистики конца 50-х - середины 80-х гг. доминирующее место занимали вопросы формирования под эгидой СССР мировой социалистической системы, укреплявшегося экономического и военного союза стран СЭВ и Варшавского договора. Для печати 70-х - начала 80-х гг. характерна неуклонно развивавшаяся тенденция борьбы с инакомыслием. В конце 70-х - середине 80-х гг. в советской журналистике утверждаются помпезность, лжепафос, безудержное славословие, явное стремление выдать желаемое за действительное, уход от реальных проблем, выдвигаемых жизнью. Противоречивость советской журналистики на протяжении всей ее истории проявлялась между провозглашаемыми ею целями и собственным отношением к этим целям. Формализм, проникший во все сферы общественно-политической жизни, проник и в журналистику.
В средствах массовой информации появились многочисленные интересные формы массовой работы, массового участия авторского актива в их деятельности. Вошли в практику нештатные отделы, общественные редколлегии, общественные приемные, рабселькоровские посты и авторские советы и многое др. К сожалению, зачастую редакции в погоне за количеством только провозглашали существование некоторых из них, формально "рапортуя" об их деятельности. В результате в начале 70-х гг. эти общественные формы во многих редакциях остались лишь на бумаге, а затем вообще сошли на нет. К середине 70-х гг. наметилась тенденция к усилению взаимодействия всех звеньев системы средств массовой информации. Плодотворно проявившаяся в период проведения общегосударственных и партийных политических кампаний, она раскрыла возможности совместных усилий СМИ в их эффективном идеологическом и организационном воздействии на аудиторию. Специфика влияния печатного текста, оперативность радио, аудиовизуальная сила телевидения могли иметь большую будущность при комплексной их деятельности. Были весьма плодотворными попытки объединения усилий в совместном проведении важнейших политических акций: выборов в высшие органы власти, обсуждения новой программы КПСС, принятия Конституции СССР 1977 г. и др. Появились формы совместных действий: составление единых скоординированных планов проведения кампании; совместные выступления журналистов газеты, телевидения и радио; выступление перед камерой или у микрофона публициста газеты или теле- радиожурналиста в газете; аннонсирование в печати совместных публикаций и передач по телевидению и радио и др. Однако начавшееся содружество печати, телевидения и радио не получило своего развития и продолжения. Вполне возможно, что основной причиной стало командное давление партийных органов на средства массовой информации, лишавшее их творческой активности и индивидуальности, давление, требовавшее неукоснительного выполнения своих директив.
Во второй половине 70-х - середине 80-х гг. в практику партийного руководства СМИ вошли новые формы: всесоюзные и республиканское летучки, пресс-конференции секретарей партийных комитетов, руководящих советских и хозяйственных работников, встречи с ними журналистов, дни редакторов и др. Главная их цель - ограничить кругозор прессы суждениями, исходившими из директивных органов или "компетентных" лиц. Идя за лозунгами партии, средства массовой информации восторженно говорили о реальных и мнимых достижениях, не желая замечать тех деформаций и противоречий, которые все больше проявлялись между достигнутой ступенью "развитого социализма", провозглашаемой теорией, и реальной практикой и вели страну к кризису. Прикрывая словесной завесой все больше проявляющиеся в обществе противоречия и деформации, пресса оказалась в чрезвычайно трудном положении. "Закрытые темы", командно-нажимный метод, запреты, давление сверху окончательно лишили ее возможности оценивать действительность.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы