logo search
MOI_GOS

15. Журнал "Современник* - орган революционной демократии (редакторы, направление, тематика)

В 60-е гт Россия переживала революционную ситуацию. Крым­ская воина обнаружила гнилость крепостного права. Царь Александр II пришел к вывод)', что лучше освободить крестьян сверху. В 1861 г. от­мена крепостного права была провозглашена. На общественную арену вышло новое поколение революционеров-разночинцев, которые были ближе к народу, чем предыдущее поколение дворянских революционе­ров-декабристов Вождем этих революционеров был Н.Г. Чернышев­ский. Центром революционной демократии того времени был журнал "Современник". В зависимости от отношения к крестьянскому вопросу решался вопрос о прогрессивности газет и журналов. Широкое распро­странение получили политические прокламации, среди них такие как "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", "Великоросс", "К молодому поколению", "Молодая Россия" и др. Революционные призывы зазвучали со страниц "Современника". К этому времени в журнале участвует Н.А. Добролюбов. Русское правительство начинает лавировать. Появляются растерянность и колебания в цензурном вс-домстве. Это дало возможность открыть новые газеты и журналы (все­го около 150; но большинство из них были либерально-монар­хического направления).

"Современник" получил разрешение печатать материалы с театра военных действии. Александр II распорядился пересмотреть цензур­ные законы, однако пересмотр длился десять лет, и только в I86S г. был введен новый закон о печати. В ответ на него Некрасов написал шуточное стихотворение:

Отказавшись от милой цензуры. Погубил я досуги свои, Сам читаю теперь корректуры, И мараю чужие статьи.

Согласно закону журнал, получивший два-три замечания от Главного управления по печати, закрывался без предупреждения "Современник" вступает в борьбу с журналами либерально-монар­хического направления ("Русский вестник", "Русская беседа", "Сын Отечества" и др.). В борьбе с этой прессой "Современник" вместе с "Русским словом" и "Искрой" утвердили принципы революционно-демократической печати.

По окончании Главного Петербургского педагогического инсти­тута в 1857 г. в журнал пришел Н.А. Добролюбов. В своем развитии он во многом был обязан Белинскому. Его биографию Некрасов описал так: "Бедное детство в доме бедного сельского священника; бедное по­луголодное учение; потом четыре года лихорадочного, неутомимого труда, и, наконец, год за границей, проведенный в предчувствии смер­ти - вот и вся биография Добролюбова". В 1856 г. он знакомится с Чернышевским, и в этом же году в "Современнике" появляется его статья о журнале XVIII в. "Собеседник любителей российского слова". Проницательность, прямота, неспособность к компромиссам отличали Добролюбова с самого начала его деятельности. Он печатает в журнале ряд статей, через которые раскрывает свои философские принципы, исторические воззрения, литературные и политические взгляды. В 1859 г. появляется его статья "Литературные мелочи прошлого го­да". В ней Добролюбов противопоставляет "старое" и "молодое" поко­ления Российского государства, дает меткую и беспощадную характе­ристику русского либерализма. Он показывает, что современная лите­ратура отстает от общественной жизни и не в состоянии выступить против самодержавно-крепостнического строя в России. Свои взгляды Добролюбов излагает в ряде статей В статье "Что такое обломовщи­на?" (1859) дает уничтожающую характеристику либерально-помещичьей интеллигенции и указывает на то, что в борьбе с само­державием народ может рассчитывать только на свои силы; либералы не способны к решительным действиям и готовы предать интересы своего народа.

Сатирические материалы стали печатать на страницах "Современника". В "Свистке" сотрудничали Чернышевский, Салты­ков-Щедрин, Некрасов, Козьма Прутков (братья А.М. и В.М Жемчуж-никовы и А.К. Толстой) и др. Но больше других работал для "Свистка" Добролюбов Он выступал под литературными псевдонимами: Конрат Лилиеншвагер (немецкий поэт Розенгейм), Яков Хам (поэт Хомяков), Аполлон Капелькин. В своих пародиях он дает оценку либерализма и ли­берального "прогресса", неспособного защищать интересы народа. Кон­серваторы и либералы возненавидели Добролюбова за его "Свисток".

С точки зрения Добролюбова, как и Чернышевского, ж-ка была как бы формой политической деятельности. Таким подхо­дом к ж-ке они определяли требования и к деятелям печати. Прежде всего, по их мнению, от ж-та нужно требовать прочной связи с общественной жизнью. "Современник" выступил со статьей, где Чернышевский резко критиковал точку зрения Чичери­на и указывал, что задача ж-та - выяснение потребностей, кото­рыми занято общество в данный момент. В другой статье Чернышев­ский •совершенно четко заявил, что задачей своей деятельности как ж-та он считает - защиту интересов русского крестьянства. Этим заявлением и определялась программа "Современника" по кре­стьянскому вопросу. Революционные демократы понимали, что кре­стьянский вопрос можно решить только революционным путем. "До сих пор, - писал Чернышевский, - история не представляла ни одного примера, когда успех получился бы без борьбы".

Однако журнал эволюционировал от революционного демокра­тизма в сторону народничества и либерализма Несмотря на явное от­ступление от традиций Чернышевского и Добролюбова, "Сов­ременник" получил в 1865 г. два предостережения. Это сказалось на подписке в 1866 г. - он получил 2100 подписчиков. Некрасов хотел сам закрыть убыточный журнал, но покушение на Александра II сыграло свою роль, и журнал в июне 1866 г. был закрыт.