logo search
MOI_GOS

46. Жанрообразующие факторы. Роль различных жанрообразующпх факторов в формировании жанров

 

Познакомившись с жанрообразующими факторами, определим далее роль их в жанрообразовании (т.е. в отнесении публикаций к тем или иным устойчивым группам по схожим признакам). С этой целью прокомментируем некоторые известные жанры ж-ки. Традиционно отечественная наука причисляла, например, к информационной ж-ке следующие жанры: информаци­онную заметку, хронику, отчет, интервью, репортаж; к аналити­ческой ж-ке — корреспонденцию, статью, обозрение, обзор выступлений СМИ, рецензию, комментарий, литературно-критическую статью; к художественной публицистике — жанры: очерк, фельетон, памфлет, эпиграмму. Взглянем на эти и другие жанры с точки зрения представленности в них жанрообразующих факторов, о которых шла речь выше.

Предмет отображения и жанрообразование. Всегда ли жанр публикации предопределен предметом отображения? Несмотря на довольно устоявшийся утвердительный ответ на этот вопрос, все-таки не стоит соглашаться с ним во всех случаях жанрообразования. Почему? Да потому, что «решающую» роль в указанном про­цессе предмет отображения играет отнюдь не всегда. Можно уве­ренно утверждать, например, что, если публикации отображают предмет, находящийся во внешнем по отношению к автору выс­тупления мире, то они будут включены в одну жанровую группу (или их совокупность — предположим, это будут аналитические тексты). Если же предмет отображения относится к внутреннему миру автора, то созданная им публикация будет включаться в со­вершенно иную жанровую группу (в этом случае автор, рассказы­вающий о своем внутреннем мире, занимается самоотображени­ем, самоанализом). Данная предметная «развилка», как видим, будет постоянным жанрообразующим фактором. Это дает возможность говорить о соответствующем разделении жанров, исходя из свое­образия указанных предметов отображения, на две (неравные по объему их представленности в ж-ке) группы внутри как информационных, так и аналитических, а также и художествен­но-публицистических публикаций.

Вполне определенные жанровые качества текстов могут возни­кать и тогда, когда одни из них будут освещать, так сказать, «пер­вичную реальность» (различные предметные, онтологические си­туации, практические действия, процессы), а другие — «вторич­ную реальность» (информационные явления: книги, фильмы, телепередачи и т.п.), третьи — и то и другое.

Только первую группу явлений освещают, например, «аналити­ческие» (в узком смысле этого слова) статьи и корреспонденции, только вторую группу явлений освещают обзоры печати, рецензии, литературно-критические статьи. И первую и вторую группу явле­ний освещают «постановочные» корреспонденции и статьи, обозре­ния, комментарии, а также публикации информационных жанров.

Поэтому, когда сравниваются, например, такие жанры, как очерк и рецензия, видно, что они действительно имеют разные предметы отображения. Но этого нельзя наблюдать, сравнивая, например, очерк и информационную заметку. Ведь предмет ото­бражения у них может быть один и тог же. И такие «предметные совпадения» могут быть обнаружены у многих иных жанров. В то же время публикации, принадлежащие к одному и тому же жанру, могут иметь самые разные предметы отображения (например, ком­ментарии могут быть созданы по поводу любых феноменов, собы­тий, процессов, ситуаций).

Поэтому предмет отображения как жанрообразующий фактор имеет особое значение лишь для некоторых жанровых образова­ний, но отнюдь не для всех. Таким образом, говорить о жанровом разнообразии ж-ки, имея в виду лишь предмет отображе­ния, можно только в определенных пределах. Но это, тем не менее, не уменьшает роли предмета отображения как важного жанрообразующего фактора.

Целевая установка и жанрообразование. Рассматривая роль целевой установки в жанрообразовании, можно заметить, что, на­пример, аналитическая корреспонденция нацелена на выявление причин какого-либо одиночного феномена и возможной тенден­ции его развития, определение его ценности. Аналитическая ста­тья — на объяснение ряда взаимосвязанных явлений, определение тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности, формирование прогноза развития ситуации, процесса, явления. «Постановочная» корреспонденция и статья имеют про­ективный характер, дают программы деятельности по отношению либо к одиночным феноменам, либо к их совокупности. Обозре­ние преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, происшедших, например, за определенный период времени, вы­явить их причину, значимость (оценку) для аудитории, устано­вить их взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений зна­комит аудиторию с «продукцией» СМИ, выносит им оценку. Ре­цензии выявляют ценность для аудитории тех или иных книг, кинофильмов, спектаклей и т.п. Литературно-критические статьи рассматривают особенности творчества писателя, выносят оценку тому или иному произведению, что же касается комментария, то под ним обычно подразумевают материалы, выносящие главным образом оценку каким-то уже известным аудитории событиям, явлениям, указывающие на их причины и пр., в форме мнения компетентных в данных вопросах лиц.

Целевая установка является важным жанрообразующим фак­тором. Разнообразие целей, которые ж-ты ставят перед со­бой при создании конкретных публикаций, предопределяет боль­шое разнообразие качеств этих публикаций, а значит — создает ос­нову для отнесения их в разные жанровые группы. В то же время совпадение некоторых целей разных публикаций при наличии ка­честв, «рожденных» в них другими жанрообразующими факторами, может придавать этим публикациям некие «родственные» черты, объе­диняющие тексты, относящиеся к разным жанровым группам.

Методы отображения и жанрообразование. На формирова­ние качеств текстов, позволяющих относить их к тем или иным жанровым группам, в определенной мере влияют использованные при подготовке публикаций методы постижения реальности14[7]. На­пример, фактографический метод, представляющий собой фик­сацию наиболее зримых («опознавательных») черт предмета ото­бражения, неизбежен при подготовке текстов информационных жанров. Методы рационально-теоретического отображения пред­мета необходимы при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что является задачей публикаций аналитических жанров. Методы художественного обоб­щения необходимы для создания публикаций, которые относят к художественно-публицистическим.

В ходе отображения действительности ж-т может дости­гать разной глубины постижения избранного предмета. Степень достижения такой глубины в том или ином конкретном ж-тском тексте также, в известной мере, предопределяет его тип. При этом очень часто, когда основные характеристики текста воз­никают как неизбежный результат применения какого-то метода по­знания предмета, его жанровая принадлежность во многом «коррек­тируется» степенью «развернутости» и последовательности исполь­зования такого метода, глубиной проникновения с его помощью в предмет отображения. Именно от этого часто в значительной мере зависит степень достижения той глубины познания избранного предмета, которая позволяет включать текст в определенную жан­ровую группу. Причем степень глубины ж-тского исследо­вания будет тем большей, чем более «развернуто» будут примене­ны ж-том описанные нами в начале раздела методы ото­бражения действительности. Так, можно наблюдать, например, что при минимальной «развернутости» метода описания достигается фиксация лишь наиболее характерных внешних черт предмета ото­бражения (его грубая и лаконичная «картинка»), что присуще, скажем, информационным заметкам.

Если же описание «разворачивается» относительно полно, тогда внешняя «картинка» отображаемого предмета детализируется, ста­новится более «объемной», возникает то, что иногда называют «эффектом присутствия», что типично для публикаций в жанре репортажа. В случае же, когда описание приближается по степени своей «развернутости», точности, последовательности к научному (т.е. в ходе его применяются группировка данных, типологическая характеристика отображаемого явления и т.д.), мы наблюдаем ана­литический ж-тский текст (например, статью).

«Развертка» метода оценки в зависимости от ее глубины и «при­сутствия» в тексте других методов познания (скажем, причинно-след­ственного анализа и пр.) последовательно приводит к возникнове­нию ряда «оценочных» жанров, например комментария, рецензии, реплики, литературно-критической статьи и пр. «Развертка» метода причинно-следственного анализа в совокупности, например, с на­глядным описанием или статистическим описанием приводит к воз­никновению аналитической корреспонденции, статьи, обозре­ния и пр. Доминирование в тексте методов прогноза приводит к воз­никновению типа текста, который может быть назван жанром прогноза. Такая закономерность просматривается и при воздействии на характер публикаций и иных методов ж-ки.

Особо следует сказать о роли художественного метода, поскольку авторская фантазия может присутствовать в публикации любого жанра15[8]. То есть различная по степени глубины «развертка» того или иного метода, диктуемая целью публикации, при наличии одного и того же предмета отображения может приводить к возникнове­нию того или иного типа текста, претендующего на жанровую самостоятельность.

В настоящее время традиционные полнокровные жанры рос­сийской ж-ки, наиболее полно представляющие исполь­зование художественного метода (очерк, фельетон, памфлет), зна­чительно потеснены или где-то в полной мере вытеснены из ком­муникационного «оборота» информационными и аналитическими жанрами. Однако это не означает, что художественный метод ото­бражения действительности (отображения ее своеобразными сред­ствами) исчез из арсенала современного ж-та. Художествен­ный анализ по-прежнему существует.

С одной стороны, он — основа претерпевших «мутацию» упро­стившихся, схематизировавшихся публикаций группы художествен­но-публицистических жанров, а с другой — воздействие художественного метода все чаще наблюдается в других жанровых группах – прежде всего в публикациях аналитических жанров. Психо­логизмом, изобразительностью нередко насыщаются корреспон­денция, статья, комментарий, обзор и т.д. И в этом плане они в какой-то мере как бы замещают очерк, фельетон, памфлет. Эти публикации компенсируют в определенной мере дефицит красок и образов, имеющийся в современной ж-ке, привносят на страницы прессы выразительные характеры, удачно разверну­тые детали, живописные сценки, дополняя тем самым «черно-белую» ж-тику.

В подобном случае художественный метод, можно сказать, выполняет главным образом «фоновые» функции. При этом «чув­ственная» реальность предстает в публикации в виде случайных художественных фрагментов, без творческой переработки, без груп­пировки характеров, а художественный анализ основывается чаще всего лишь на образных словах и выражениях. Однако тропы, меж­дометия сами по себе не могут передать более-менее сложные чув­ства. Образы в тексте несовершенны, случайны, они появляются и исчезают без должного развития. Автор как бы и сам не замечает их, не останавливает на них своего внимания. Он не придает зна­чения художественным элементам, работе над словом. Описания природы, различные ассоциации если и существуют в таких тек­стах, то как бы непреднамеренно, бессознательно.

Основным же для автора может быть, скажем, экономичес­кий, политический или другой вид анализа действительности. Ху­дожественная же сторона таких текстов предстает лишь «фоном», на котором разворачиваются различные познавательные операции, логический анализ, фактологическая аргументация, а взгляд авто­ра направлен на экономические, политические, производствен­ные и прочие статусно-ролевые функции, но не на индивидуаль­ные психологические особенности людей. Люди предстают в тек­сте «покупателями», «пассажирами», «промышленниками», «дилерами», «предпринимателями», но не личностями, обладаю­щими неповторимыми психологическими, творческими, нрав­ственными характеристиками. Соответственно подобные тексты, несмотря на присутствие в них «следов» художественного метода, будут представлять все те же информационные или аналитические жанры.

В более полной мере художественный метод проявляется, разу­меется, в публикациях, относимых к художественно-публицисти­ческим. В этом случае ж-ка сближается с художественным творчеством, поскольку полнота создаваемых образов, яркость конкретных деталей сюжета и композиции часто демонстрируют стремление автора к художественной типизации. Образы в художе­ственно-публицистических текстах проявляют нередко не просто индивидуальные особенности человека, но скорее характерные черты наших современников16[9]. Художественный анализ данного вида существует в неразрывном единстве с проблемным (например, с экономическим, политическим) анализом и нацелен на решение тех же задач, тех же конфликтов, но исследует их своими соб­ственными средствами и приемами.

Ж-т в таком случае часто обосновывает свои образные построения хорошо известными ему из жизни, из собственного творческого опыта примерами, демонстрирующими типические черты современника. Уровень новизны, оригинальность построе­ний автора могу быть разными, в том числе и невысокими, несо­вершенными. Однако читатель заметит в любом случае стремление автора использовать образное мышление, применять образные, экспрессивные средства отображения действительности, его же­лание не пропустить интересные детали, колоритные фигуры, об­ратить на них внимание аудитории. При этом художественный ана­лиз может порой затенять проблемный. Однако такая «потеря» ком­пенсируется за счет более яркого нравственно-эстетического самоопределения автора и четкой позиции по отношению к об­суждаемым в тексте проблемам.

«Языковой фактор» и жанрообразование. Знание названных выше трех групп основных жанрообразующих факторов помогает объяснить многие основные моменты в «рождении» тех или иных жанров. Тем не менее остаются и некоторые неясности в этом вопросе. Они могут быть в известной мере устранены в результате учета так называемых дополнительных жанрообразующих факторов. Прежде всего при этом имеются в виду языковые формы изложения материала.

 

Два ж-та из разных газет решили написать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсме­нами, вместе были на пресс-конференции ее капитана. Но один написал анали­тическое интервью, а другой — аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подго­товлены публикации разных жанров.

 

Подобного рода примеров очень много. Как объяснить этот мо­мент жанрообразования? На наш взгляд, необходимо извлечь из тени исследовательского внимания очередной и достаточно важный жанрообразующий фактор, которым являются формы изложения мате­риала. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (на­блюдению, интервью, анализу документов и пр.), а поэтому долж­ны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение в разговоре о жанрах ж-ки. Значительную роль в становлении характера изложения материала играет язык17[10].

«Представление» информации в ж-ке осуществляется в хорошо известных языковых формах — сообщения, повествова­ния и изложения. Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) ж-т использует метод сооб­щения (в специальном, языковом смысле этого понятия), то это способствует появлению жанра хроники, заметки, информации. Когда, кроме сообщения, применяется еще и метод повествова­ния, то это помогает возникновению жанра информационной кор­респонденции. Если же наряду с этими двумя методами применя­ется еще и изложение, то появляются жанры «наглядного отобра­жения» — репортажи, очерки, фельетоны.

Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как формы персонификации информации. Этих форм две — монологи­ческая и диалогическая. Применение первой формы — обязатель­ное условие появления монологических жанров: корреспонденции, статьи, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно по­рождает материалы диалогических жанров: интервью, беседу и т.п. Исходные формы, разумеется, могут применяться и в сочетании. Поэтому возникают гибридные формы типа «корреспонденция-интервью», «беседа-отчет» и др.

______________

 

Общеизвестно утверждение о том, что в ж-ке идет по­стоянное обновление «жанровой палитры», причем предполагается, что наиболее активно оно идет в такие переломные моменты разви­тия общества, какой наблюдается в настоящее время. Это утвержде­ние не стоит понимать так, что ж-т навсегда исключает из круга своих задач, например, применявшиеся им доселе методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Про­сто меняются характер, форма представленности результатов при­менения этих методов, показа пути их применения и т.д. в тексте, что приводит к некой «мутации» привычных, устоявшихся текстовых форм (жанров), но не к исчезновению их как таковых. Подобные измене­ния вызваны необходимостью «адаптации» жанров к новым комму­никативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли ж-та в обществе в конкретный период его развития.

Так, скажем, в аналитической статье может быть изменено соот­ношение «чисто информативного» материала (дополнительного) и «делового анализа» в пользу первого, с тем чтобы привлечь внима­ние широкой аудитории к данной публикации. Но это не изменит сущности аналитической статьи как жанра. Она так или иначе будет выполнять свою задачу, даже если будет представлять аудитории при­чинно-следственный анализ в «нетрадиционно» кратком его составе. Это значит лишь то, что «проявленность» определенного метода исследования будет в данном тексте просто редуцирована.

Возможность существования огромного разнообразия конкрет­ных форм изложения материала в ж-ке предостерегает от жесткого разделения публикаций периодической печати непоко­лебимыми жанровыми границами. Речь можно вести лишь о неких относительно устойчивых объединениях публикаций под той или иной «жанровой крышей», что отнюдь не должно мешать видеть множество переходных, гибридных жанровых форм, факт суще­ствования которых никак нельзя игнорировать.