7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и социального поведения
Информация (массовая) определяет сущность журналистики и как системы профессий, и как совокупности произведений, и пр. Все в журналистике подчинено сбору, обработке, компоновке, распространению информации, ее восприятию в аудитории, притом подчинено до такой степени, что даже, скажем, периферийные черты журналиста, например, манера говорить или одеваться, сказываются на характере его профессиональной деятельности, в которой все так или иначе “завязано” на информации.
К инф-ции добавляется определение массовая. Это определяет сущность ж-ки. В широком смысле: весь поток сведений, содерж. В номере, программе и обращенных к аудитории. Носитель инф-ции - текст - это потенц.и. В кач-ве и.рассм. все, что передается по каналам ж-ки. Но это тольео потену.и., т.к. неясно, дойдет ли она до аудитории и каквово воздейств. Принятой и. Окажется только часть потенц. Реальной и. Окажутся лишь сведения, кот.возникнут в аудитории под возд.принятой и. Значит, в создании и.активно участв.сама аудитория. Рез-ты могут быть самыми разными. Полное или неполное согласие, неприятие, обратное возд-вие.
Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
На журналистику всегда производил сильнейшее воздействие экономический фактор. Журналистика занимает определенное место в системе экономики. Журналистика представляет собой одну из разновидностей производства. У нее есть осознанная цель, к которой стремится производитель, производитель пользуется своими средствами производства, с помощью которых обрабатывает объект производства. Он дает продукцию, которой пользуется потребитель. Все дело в специфике этого производства. Прежде всего, это разновидность духовного производства. Оно многим отличается от материального. Производитель - журналист - пользуется специфическими средствами производства. Объект воздействия тоже специфичен - социальная информация. Тем более специфична продукция этого производства - журналистская информация. Она представляет собой социальную информацию, особы образом обработанную с целью быстрейшего ее поступления к потребителю, облегчения ее восприятия и сильнейшего воздействия на ее получателя.
Природа журналистской информации двойственна: с одной стороны, это продукт духовного творчества, создаваемый с целью воздействия на сознание человека, побуждения его к определенной деятельности, изменения его представления о мире или просто для лучшей его ориентации в тех практических ситуациях, в которых он находится. Но с другой стороны, эта информация поступает на рынок и становится товаром. Информационные потребности, возникающие у людей, заставляют их искать носителей этой информации и покупать их. Так возникают рыночные отношения между производителями журналистской информации и ее потребителями.
Но журналистика как разновидность духовного производства создает не только предмет потребления, но также и потребителя этой информации - аудиторию. Рост этой аудитории приводит к усилению потребности в социальной информации, потребности, которая становится стимулом развития журналистики. Развитие же журналистики, растущее производство информации, в свою очередь, вызывают усиление потребности в ней, обуславливая рост аудитории. Более того, рост производства журналистской информации определяет и способ ее потребления: сама журналистика воспитывает у аудитории “вкус”, все более тонкие способности использовать ее в самых различных целях, связанных с его жизнью, практической деятельностью, познавательными и эстетическими потребностями.
Так рост потребностей в информации, ее производства и потребления формируют и регулируют информационный рынок, на который выходят печатные периодические издания.
Роль журналистики как элемента системы экономики выявляется и на другом направлении. Это связано с необходимостью производства носителей информации и технических средств, доставляющих ее потребителям: производство бумаги, необходимой для периодических изданий, журналистика стимулирует производство и техники, связанной с электронными СМИ. Но самую мощную отрасль промышленного производства, обслуживающего нашу прессу, представляют более полутора тысяч полиграфических предприятий (1994 год). Огромные комбинаты и маленькие районные типографии составляют техническую базу тысяч газет и журналов. Их обслуживают несколько предприятий полиграфического машиностроения, производящих печатные, фальцевальные и другие машины.
Так сложилась разветвленная система материального производства, связанного с журналистикой. Она развивается и непрерывно совершенствуется, используя последние достижения современной науки и техники.
Журналистика и сама воздействует на экономику. Во-первых, СМИ - канал экономической информации, без которой современная экономика существовать не в состоянии. Во-вторых, в СМИ поднимаются вопросы о проблемах экономики. В-третьих, СМИ воздействует на экономику и посредством рекламы. Реклама теперь - мощный двигатель экономики, а носитель рекламы - СМИ.
- 2. Г. В. Плеханов – публицист.
- 3. Журналистика как социальный институт общества. Сми как “четвертая власть”.
- 4. Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в 1905 году.
- 5. Журналистика в правовом государстве. Основные принципы, направления и способы правового регулирования деятельности сми.
- 6. Профессиональное общение журналиста: творческая природа, функции, характер, содержание, правовые и этические нормы.
- 7. Информация в жизни общества. Роль информации в осуществлении социальных связей, формировании и развитии массового сознания и адекватных форм социального поведения
- 8. Соотношение производственно-творческой и коммерческой деятельности редакции.
- 9. Информационные потребности, интересы и запросы различных социальных групп и структура мип.
- 10. Отношения служб паблик рилейшнз со средствами массовой информации.
- 12. В.И. Ленин – публицист.
- 13. Общественное мнение и сми: диалектика взаимодействия.
- 14. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е годы.
- 15. Сми и массовая культура.
- 16. Эгон Эрвин Киш – публицист.
- 17. Толерантность как норма массовой информационной деятельности в условиях реформирования общества.
- 18. Сми как фактор реализации публичной политики в демократическом обществе.
- 19. Маркс и Энгель – журналисты «Новой Рейнской газеты»
- 21. Сми конца 1920-х - 30-х гг.
- 22. Правовое и этическое регулирование рекламной деятельности.
- 23. Послевоенная советская журналистика как единый пропагандистский комплекс: особенности организации и функционирования.
- 24 . Формы собственности и особенности концентрации капитала в системе сми.
- 25. Сми Франции.
- 26 . Социология и журналистика: изучение и использование социологических данных в практике редакций. "Общественное мнение".
- 27 .Античные ораторы и развитие европейской публицистики.
- 28. Социальная психология и журналистика.
- 4. Откровенная ложь.
- 29. Мильтон и концепция свободы печати.
- 30. Глобальные проблемы человечества и журналистика.
- 31. Журналистский текст и социальная практика.
- 33. Творческая индивидуальность журналиста.
- 34. Система сми. Тенденции и проблемы развития в условиях становления информационного рынка.
- 35. Профессиональная этика журналиста.
- 36. Характер аудитории, ее потребности и интересы как факторы развития системы сми.
- 37. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны.
- 38. Современное законодательство России о сми.
- 39. Системы жанров журналистики и тенденции их развития.
- 40. Профессиональные качества журналиста. Компетентность как условие профессионализма работника прессы.
- 41. Сми Великобритании.
- 42. Социальные предпосылки творческой свободы журналиста в условиях многообразия политических ориентаций сми.
- 43. Виды и формы рекламы. Жанры рекламных публикаций в современной журналистике.
- 44. Права и ответственность журналиста.
- 45. Роль редактирования при подготовке материалов печати, радиовещания, телевидения.
- 46. Pr: сущность и функции.
- 47. Особенности журналистского текста. Журналистский текст как тип литературного материала и как система выразительных средств.
- 48. Методы изучения общественного мнения в журналистике.
- 49. Журналистика первого советского десятилетия.
- 50. Радиовещание в системе сми. Структурные и функциональные характеристики.
- 51. Публицистика м. Е. Салтыкова-Щедрина. Щедрин о современной ему прессе.
- 52. Tv в системе сми. Основные тенденции развития в условиях рынка.
- 53. Г. И. Успенский - очеркист русской деревни.
- 54. Периодическая печать в системе сми. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.
- 55. В. Г. Белинский и журналистика 30-х - 40-х гг. 19 века (“Отечественные записки” и “Современник”).
- 56. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях перехода к рынку.
- 57. Журналистская деятельность а. С. Пушкина (“Литературная газета”, “Телескоп”, “Современник”).
- 58. Проблемы журналистской деонтологии.
- 59. В. Г. Короленко против насилия и произвола (“Мултанское жертвоприношение”, “Сорочинская трагедия”, “Бытовое явление” и письма Луначарскому).
- 60. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы изданий и теле/радиопрограмм.
- 61. “Отечественные записки” под редакцией н. А. Некрасова и м. Е. Салтыкова-Щедрина в период развития капитализма (1868 - 1884).
- 62. Система методов журналистского творчества.
- 63. Техническая база сми. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронная техника и технология выпуска газет, еженедельников, журналов.
- 64. Информационное пространство в условиях реформирования общества и проблемы его оптимизации.
- 65. Организация работы пресс-службы.
- 66. Экономические основы функционирования сми. Проблемы экономики сми и пути их решения.
- 67. Журнал в структуре сми. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.
- 68. Основные редакционно-издательские корпорации и концерны Запада.
- 69. Правительственные информационные центры стран Запада.
- 70. Отечественная публицистика на современном этапе.
- 71. Условия и факторы развития современной рекламы.
- 72. Зарубежная практика изучения аудитории сми и общественного мнения.
- 73. Учредитель, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.
- 74. Сми сша
- 76. Деловая пресса: типологическая структура, проблемы становления и развития.
- 77. Авторитарная теория печати.
- 78. Политическая реклама: средства воздействия на целевую аудиторию. Реклама как средство формирования имиджа политика.
- 79. Новые информационные технологии и развитие журналистики.
- 80. Ведущие русские либеральные издания последней трети 19 в. (“Вестник Европы”, “Русские ведомости” и др.).
- 81. Особенности работы журналиста в электронных сми.
- 82. “Русское слово”. Публицистика д. И. Писарева. Базаров в оценке Писарева.
- 83. Расистская и милитаристская пропаганда и пути борьбы с ней.
- 84. Общероссийские и региональные сми в современном информационном пространстве
- 85. Вольная русская пресса за рубежом. “Полярная звезда”, “Колокол” а. И. Герцена.
- 86. Современные зарубежные теории журналистики.
- 87. Журнал “Современник” в 60-е гг. Эпоха реформ. Крестьянская тема.
- 88. Информация и дезинформация в журналистике.
- 89. Социалистическая журналистика 1917 г.
- 90. Типология западной журналистики.
- 92. Применение опросных методов в журналистике.
- 93. Особенности аналитической журналистики. Журналистское расследование. Экспертиза в журналистике.
- 94. Государственные и частные сми в системе журналистики.
- 95. Структура и функционирование редакционного коллектива.
- 96. Основные этапы развития рекламы.
- 97. Газета “Русское слово” и. Д. Сытина - в. М. Дорошевича.
- 99. М. Н. Катков - лидер консервативной журналистики второй половины 19 в. (“Русский вестник”, “Московские ведомости”).
- 100. Возникновение русской журналистики. Петровские “Ведомости” и др.
- 103. Реклама в системе сми. Организация рекламной кампании в прессе, на радио и тв.
- 104. Художественно-публицистическая журналистика: современные методы творчества.
- 105. Журналистика русского зарубежья (1920 - 1940 гг.)
- 106. Сми и информационное общество.
- 107. Сми фрг.
- 110. Сми и выборы: современные предвыборные технологии.
- 112. Деятельность сми и проблемы информационной безопасности
- 113. Педагогическая пресса России.
- 116. Pr и реклама: черты сходства и различия.
- 117. Проблемно-тематическая структура содержания российской прессы.
- 118. Средства pr: опыт классификации.
- 119. Сми и конвергенция.
- 120. Джон Рид – публицист.