44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
Авт.право распространяется на выраженные в объект-ной форме(бумага,пленка)произведения,явл.результатом творч.труда независимо от назнач. и дост-ва,способа воспр-ния и выпущены они в свет или нет.Оно не распр-тся на офиц.документы.\Согл.авт.праву гос-во охраняет имущественные и неимуществ. права авторов пр-ний.Неимущ.-автор имеет право на обознач-ие своего имени на пр-нии;имеет право решать,как публиковать пр-ние;неприкосновенность пр-ния;использование пр-ния возможно,если нет авт.запрета;цитирование в др.пр-ниях возможно;действует бессрочно.Имущ.-возможность в обусловленных случаях получать гонорар;в кач.уг.прест-ния рассматривается плагиат;действуют на протяжении ж-ни автора+50 лет.При этом авт.пр.принадлежит как отд.лицам,так и коллективам.Редакции газет,созд-щие из отд.пр-ний номера имеют на эти изд-я авт.право.Авт.право на пр-ние,созд.при выполн.служебного задания принадлежит автору,хотя и работодат.вправе требовать обознач.на нем своего имени.\По международ.нормам наличие авт.прав обознач-ся знаком С.\Соавт-во:когда неколько а-ров создают отд.части целого пр-ния;особый случай,когда сущ.соглашение с литобработчиком,вносящим творч.вклад в пр-ние.Автором явл.создатель произведения,взявший за основу другое пр-ние(сценарий по книге,ж-ст,проведший интервью,обзор писем и тд).\Авт.право не распр.на тему,фактич.материал,концепцию пр-ния.
Действующий Закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах” (от 9 июля 1993 г. № 5351-1, с изменениями от 19 июля 1995 г.) регулирует отношения, возникающие при использовании на телевидении произведений литературы и искусства (авторское право), фонограмм исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Данный Закон основан на принципе: каким бы ни было произведение, являющееся результатом творческой деятельности (с точки зрения художественного воплощения), оно уникально и подлежит защите с позиций авторского права. Поэтому статьи Закона не регулируют критерии, определяющие творческий уровень произведения, а охраняют, в основном, финансовые интересы автора, защищают право первого воплощения замысла, способы выражения идеи.
Необходимо знать, что за нарушение прав авторов или правообладателей авторских и смежных прав Закон устанавливает материальную ответственность в пределах от 10 до 50000 минимальных размеров оплаты труда для лиц, нарушивших положения Закона.
Сроки охраны авторских и смежных прав применяются во всех случаях, когда 50-летний срок их действия не истек к 1 января 1993 г. Авторское право юридических лиц, возникшее до введения указанного Закона (на теле- и видеофильмы, передачи), прекращается по истечении 50 лет с момента обнародования произведения или его создания (если оно не было обнародовано).
Если международный договор, в котором участвует Российская Федерация, предусматривает иные правила, нежели те, которые содержатся в указанном Законе, применяются правила международного договора.
Право на служебное произведение. Авторское право дна произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или задания работодателя принадлежит автору этого (служебного) произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат работодателю, если в договоре не предусмотрено иное. Договор между автором и работодателем устанавливает также размер авторского вознаграждения и порядок его выплаты за каждый вид использования служебного произведения.
Деление авторских прав. Закон предусматривает: 1) личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора, право на отказ от ранее принятого решения об обнародовании произведения; 2) имущественные права (использование произведения в любой форме и любым способом) - право на воспроизведение, право на распространение, право на публичный показ и исполнение, право на импорт, право на передачу в эфир, право на переработку.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
Об использовании произведений. Закон ограничивает свободное использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения (с указанием имени автора и источника заимствования) кроме следующих случаев:
а) цитирование (в оригинале и переводе) в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования; б) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в объеме, оправданном поставленной целью;
в) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или произведений такого же характера в случаях, когда передача в эфир или сообщение по кабелю не были специально запрещены автором;
г) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью;
д) воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, путем передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения произведений, которые становятся увиденными в ходе таких событий в объеме, оправданном информационной целью.
Без согласия автора и без выплаты дополнительного вознаграждения разрешается: а) передача в эфир (или сообщение по кабелю) произведений архитектуры, фотографий, изобразительного искусства, которые расположены в месте, открытом для свободного посещения; б) запись (для краткосрочного пользования) произведения, в отношении которого получено право на выдачу в эфир при условии, что эта запись производится телеорганизацией с помощью собственного оборудования для ее собственных передач (такая запись должна быть уничтожена в течение шести месяцев после изготовления, если другой срок не был согласован с автором; если запись носит исключительно документальный характер, она может быть сохранена в архиве без согласия автора).
В Законе содержатся положения, допускающие воспроизведение произведения в личных целях без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения.
Право авторства, право на имя, право на защиту репутации. Эти права охраняются бессрочно.
Срок действия авторского права. Этот срок определяется временем жизни автора и 50 годами после его смерти. Однако: а) на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, авторское право действует в течение 50 лет после даты его обнародования; б) на произведение, созданное в соавторстве, авторское право действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора; в) на произведение, впервые вышедшее в свет после смерти его создателя, авторское право действует в течение 50 лет после его выпуска; г) для участников Великой Отечественной войны или работавших в этот период срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.
О наследовании авторского права. 1. Авторское право переходит по наследству. 2. Не переходит по наследству право авторства, право на имя, право на защиту репутации. 3. Наследники вправе осуществлять защиту этих прав без временных ограничений. Если наследников нет, эти функции выполняет специально уполномоченный орган государства. 4. Имущественные права автора могут передаваться только на основании договора. При передаче исключительных прав разрешается использование произведения (определенным способом, в установленных пределах) только лицу, которому эти права передаются.
Авторский договор о передаче неисключительных прав. Этот договор разрешает использование произведения не только обладателю исключительных прав, но и другим лицам, если автор передал им такие права. Если договор прямо не предусматривает передачу исключительных прав, считается, что автор передал свое произведение для использования на неисключительных правах.
Существуют также смежные и исключительные права, которые принадлежат исполнителям, режиссерам, операторам, передающему, обрабатывающему персоналу печатных и электронных органов СМИ.
С 1 января 1997 г. действует Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 146 которого гласит: “7. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, — наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные неоднократно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, — наказываются штрафом в размере от четырехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до восьми месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет”.
- 1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. Сми и информационное общество.
- 2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.
- 3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».
- 4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования сми.
- 5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы сми в современных условиях.
- Различные концепции свободы печати
- 6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.
- 7.Сми как сфера публичной политики в демократическом обществе.
- 8.Сми и проблемы информационной безопасности.
- 9.Социальная позиция журналиста.
- 10.Структура системы сми: общая характеристика. Типология сми. Типоформирующие факторы.
- 11.Периодическая печать в системе сми: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.
- 12.Телевидение в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 13.Радиовещание в системе сми: функции, основные виды, типология и тенденции развития.
- 14.Сетевые сми: функции, структура и тенденции развития.
- 15.Информационные агентства и службы в системе сми.
- 16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.
- Актуальные проблемы построения в россии информационного общества
- 17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы сми.
- 19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.
- 20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей сми.
- 21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов сми.
- 22. Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.
- 23.Службы паблик рилейшнз в сфере сми: сущность, функции, методы организации.
- 24. Техническая база сми на современном этапе. Основные тенденции развития.
- 25.Электронные технологии в журналистике.
- 26. Экономические основы функционирования сми. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.
- 27.Капитал в сфере сми: издательские дома, холдинги, концерны.
- 28.Условия и факторы развития рекламы в сми. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.
- 29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.
- 30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые.
- 32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.
- 33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.
- 34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.
- 35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.
- 36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.
- 37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.
- 38.Публицистика как вид творческой деятельности.
- 39.Психологические аспекты журналистской деятельности.
- 40.Система современного российского законодательства о сми. Закон рф о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.
- Закон о сми об основных обязанностях ж-та.
- 41.Государственные органы управления и контроля в сфере сми: правовой статус, основные функции.
- 43.Права и обязанности журналиста.
- 44.Нормы авторского права в сфере журналистики.
- 45.Правовое регулирование деятельности сми в период избирательных кампаний.
- Центр экстремальной журналистики создан 1 февраля 2000 года как правозащитная структура Союза журналистов России. Основными направлениями деятельности Центра являются:
- Судебная палата по информационным спорам при Президенте рф
- 47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.
- 48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.
- 49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией сми.
- 50. Кодексы профессиональной этики журналиста.
- 51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.
- 52..Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции сми, социальные эффекты.
- 53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.
- Методологическая часть
- Процедурная часть программы
- 54.Аудитория сми: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских сми
- Выбор изданий
- Выбор телеканалов
- Выбор радиостанций
- Типологические группы аудитории
- Группы по полу: мужчины и женщины
- Возрастные группы
- Группы по уровню образования
- Группы по месту жительства
- 58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в сми.
- 59.Стилистическая система русского литературного языка.
- Особенности книжной и разговорной речи
- 60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.
- 61.Функционирование морфологических форм речи.
- 62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.
- Критерии оценки правильности речи
- 63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.
- 64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.
- 65.Методика редактирования авторского текста.
- 66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине хуш века.
- 67.Журналистика первой четверти х1х века.
- 68. Журналистская деятельность а.С. Пушкина.
- 69. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг.
- 71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1х века.
- 72 .Журналистика 70-ых гг. Х1х века. Народничество и печать.
- 41. Журнал «Дело». Н.В, Шелгунов как главный публицист журнала.
- 42. Нелегальная печать революционного народничества 1870-х годов.
- 43. «Русское богатство». Публицистика в.Г. Короленко.
- 73. Развитие газетного дела во второй половине х1х века в России.
- 74. Либеральная пресса России второй половины х1х века.
- 75.Печать периода Первой русской революции: особенности.
- 76. Журналистика 1917 года.
- 77. Журналистика первого советского десятилетия.
- 78. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. Хх в. В условиях становления сталинского тоталитарного режима.
- 79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).
- 80.Средства массовой информации ссср как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. Хх в. Особенности организации и функционирования.
- 81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.
- 82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.
- 83. Значение изобретения печатного станка и.Гуттенбергом для развития прессы.
- 84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков
- 85.Английские публицисты XVIII века д. Дефо и Дж.Свифт.
- 87.Публицистика Великой Французской революции.
- 88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.
- 89.Первая поправка к Конституции сша и американская концепция свободы печати.
- 90.Современные зарубежные теории сми
- 91.Сми сша: основные вехи развития и особенности.
- 92. Сми Великобритании: основные вехи развития и особенности.
- Британские магнаты
- 93.История становления и современные сми франции
- Телевидение и радио
- 97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы