Организация и проведение интервью.
Успех интервью во многом зависит от того, насколько правильно оно подготовлено и проведено. На сегодняшний день существует достаточно четкое представление, так сказать, о стратегии, тактике, методах, порядке проведения интервью2. Обозначим некоторые наиболее значимые моменты в его организации и проведении.
Подготовка к интервью.
Подготовка к интервью начинается после того, как появился информационный повод для выступления в СМИ, предполагающего разговор с каким-то человеком, владеющим нужной информацией, Что же нужно сделать до того, как вы окажетесь лицом к лицу с интервьюируемым? Необходимо:
а) определить главную цель интервью [предположим, если произошел пожар в театре, то в одном случае цепью интервью может стать сообщение о его причинах и последствиях, а в другом - рассказ о мужестве пожарного, вынесшего человека из горящего здания и т.д.];
б) определить конкретного собеседника и предварительно договориться с ним о времени и месте встречи [за исключением особых случаев, например — интервью, связанное с чрезвычайной ситуацией];
в) прочно запомнить [и записать в блокноте] фамилию, отчество, профессию, звание, должность будущего интервьюируемого;
г) узнать как можно больше о своем «источнике», характере его деятельности, личных особенностях, пристрастиях;
д) вникнуть в суть предмета, которому будет посвящено интервью. Надо помнить, что результативная беседа «один на один» [с глазу на глаз или по телефону], особенно с известным человеком — дело достаточно непростое для начинающего журналиста. Одна из трудных задач в данном случае — предстать перед интервьюируемым [или собеседником] в образе человека, компетентного в том вопросе, о котором идет речь. Ибо вполне логично предположить, что, например, государственный деятель, обычно обремененный множеством забот, будет ожидать лаконичного разговора по-существу [а, значит — и хорошей подготовки журналиста к разговору]. Конечно, журналист не может за время подготовки к интервью стать специалистом по какому-то сложному вопросу, но показать знакомство с ним он должен;
е) обязательно составить вопросы, на которые [предположительно] могут быть получены интересные ответы. И хотя такие вопросы не всегда «ложатся» в канву того интервью, которое реально совершится, все же они будут хорошим ориентиром в разговоре;
ж) накануне встречи позвонить будущему собеседнику и напомнить о предстоящем интервью.
Возможные варианты общения
Вопросы бывают двух типов: с завершенным ("закрытым") концом, с расчетом на быстрый и точный ответ; и с незавершенным ("открытым") концом, которые дают возможность собеседнику размышлять. Выбор зависит от предмета беседы, обстановки, реакции партнера. Соответственно есть две модели интервью:
— В начале встречи — вопросы с открытым концом, что обеспечивает спокойное течение беседы вплоть до кульминации, или заключительной части, когда их сменяют вопросы с закрытым концом (интервью-"воронка"). Эту модель используют для "портретов", интервью, сосредоточенных на проблеме, разговоров с экспертами.
— Вторая модель предлагает сразу ключевые вопросы в жестком варианте — с закрытым концом, преимущественно их и использует, лишь изредка перемежая мягкими вопросами с открытым концом ("перевернутая воронка"). Эта модель употребляется в общении с политиками и "звездами", а также в ситуациях "блиц".
Интервью — событие, которое журналист "сочинил" сам (составил "сценарий", придумал канву основных "реплик"). Главная сложность — в плавных переходах от одной темы к другой, непрерывном, без провалов, течении беседы. Интервью по телефону нежелательны, к ним прибегают лишь для оперативного отклика или когда человек хорошо знаком, его характер, стиль общения достаточно изучены.
Главная задача интервьюера — предоставить собеседнику возможность высказаться, что предполагает профессиональные усилия по стимулированию этого высказывания, поддержке собеседника, направленной на рождение его "золотого слова". (На практике, однако, не редкость совершенно не адекватная такой цели манера поведения журналистов.)
Поведение репортера определяет выбранный им вариант "жесткого" либо "мягкого", дружелюбного или конфликтного общения, "делового обсуждения вопроса" или "свободного плавания" (хорошо подготовленной импровизации). Уже первые реплики работают на эффект взаимодействия, который на протяжении беседы должен быть упрочен. Профессионалы рекомендуют демонстрировать внимание и сосредоточенность; вести беседу "глаза в глаза", мимикой поощряя партнера, помня, что непринужденность обстановки — залог успеха. Если интервью не носит конфронтационного характера, можно "растопить лед", проведя пару минут в легком разговоре не по теме. Иногда этот предварительный разговор маскируют под деловой — говорят о целях интервью, его предполагаемом объеме, ожиданиях читателей. С самого начала стоит создавать и поддерживать впечатление беспристрастности журналиста. Очень важен взятый первоначально тон интервью. Неприемлемы снисходительно-великодушный, развязный или капризный тон, "тыкание", чрезмерная "игра интеллекта" интервьюера. Журналист должен пресекать проявления саморекламы (исключая случаи, когда он сам провоцирует саморазоблачение собеседника-противника). Если поворот темы, предложенный собеседником, интересен, стоит попытаться приспособить к нему свою систему вопросов.
Начало интервью.
Интервью начинается с установления доверительного контакта с «источником». Это может произойти разными путями, основанными, однако, на одном принципе — поиске некоего «момента», психологически сближающего вас с собеседником. Например, можно сказать несколько любезных слов о проекте, которым тот занят, или затронуть легкий спорный вопрос общего плана. Если известно, что визави любит шутки, можно начать с нового анекдота, желательно короткого и остроумного, но не задевающего его в каком-то отношении. Например, обратить внимание на картину, висящую в кабинете, если такая же есть у вас, если вам нравится художник, создавший ее. Если вы были в командировке в родном городе собеседника, невзначай упомяните об этом. Если знаете, за какую спортивную команду он болеет, скажите доброе слово о ее успехах или посочувствуйте ее неудачам, указав на их временный характер. Или одобрительно отзовитесь о мебели, стоящей в офисе, под предлогом того, что и у вас в редакции недавно появилась такая же. Но в любом случае не следует «перегибать палку», чтобы не вызвать у собеседника подозрения в том, что вы с ним играете.
Следует дать повод собеседнику поговорить о самом себе, что разрядит ситуацию [с этой целью можно вспомнить какую-то приятную для собеседника деталь из его биографии]. Собственно интервью следует начинать с одного-двух вопросов, на которые журналист сам знает ответ. Это необходимо для того, чтобы определить, насколько стоит доверять тем ответам, которые последуют на другие вопросы.
У вас обязательно возникнет вопрос: нужно пи использовать в ходе интервью диктофон или магнитофон? Иногда говорят, что он мешает получить значимую информацию, поскольку у собеседника при виде их может проснуться «внутренний цензор», удерживающий его от доверительного разговора. Но есть и другая точка зрения. Вот, например, что советует начинающим авторам известный американский журналист Майкл Берлин:
«Всегда пользуйтесь магнитофоном. Это поможет вам проследить ход мыслей человека и избежать в дальнейшем проблем, если свидетель откажется от своих слов. В некоторых случаях разрешается записывать разговор, не информируя об этом человека. В других случаях это противозаконно. Всегда дублируйте магнитофонную запись, делая письменные заметки, так как слишком часто магнитофонная запись не фиксирует всего сказанного. Иногда свидетеля раздражает и сковывает то, что при нем делаются заметки. При записи на пленку свидетель, который согласился на беседу, сначала смущается, но затем забывает о магнитофоне»3. Не забывайте, что сейчас существуют приборы, легко обнаруживающие работу записывающих устройств. Поэтому лучше сразу попросить разрешения у собеседника использовать диктофон, что, мол, необходимо для того, чтобы не исказить его слова.
Приступая к интервью, не забывайте, что успех его зависит и от вашей манеры говорить и держаться, от тональности речи и даже от выражения лица.
Ход интервью.
Главная задача при проведении интервью — такая формулировка вопросов, которая позволит получить от собеседника не отговорку, а ответ по существу. а) задавать следует, прежде всего, такие вопросы, которые не предполагают односложные ответы «да», «нет» [за исключением случаев, когда этого достаточно]. Развернутый ответ последует на вопросы типа: «Почему, все-таки, по вашему мнению, произошло то-то?...», или «Что вас удивило в те минуты?..»;
б) не следует ставить вопросы так: «Не хотите ли прокомментировать ...», поскольку можете получить ответ: «не хочу»;
в) если собеседник уходит от ответа, вопрос следует перефразировать и задать после трех-четырех очередных вопросов;
г) при неполном ответе надо дать собеседнику почувствовать, что вы ждете продолжения (например, помолчать определенное время, не задавая вопросов);
д) сложные, «неудобные» вопросы следует задавать в конце интервью [если собеседник будет раздражен ими, то это уже не помешает вам, так как основная часть интервью проведена].
Иногда имеет смысл выпустить "очередь" (или "накат вопросов"), усиливая эмоциональный напор. Например, подхватив демагогическое восклицание главаря неофашистов о "своих парнях" — Они — верят! — журналист перешел в наступление: В кого? Во что? В Иисуса Христа? В Будду? и "добил" тему после растерянного ответа «Нет, в это...» завершающим вопросом: В фашизм? После чего получил желаемое: «Да, пусть так... в фашизм».
Напротив, успокаивая собеседника, хорошо работают вопросы с вводкой, сообщающие о каком-то факте или мнении. Они помогают маскировать провалы в беседе, возникающие паузы. Опытные интервьюеры готовят заранее несколько таких вопросов — "заготавливают хворост", который в нужный момент можно подкинуть в затухающий огонь беседы. В таком вопросе может быть объяснение, почему стоит поговорить именно об этом; он смягчает неловкости, возвращая доверительный тон.
Иногда необходимо играть роль "собеседника-противника" — для того чтобы оживить чересчур унылое течение беседы; или "непонятливого собеседника" — если хочется расширить примеры, уточнить мысль. Чтобы поощрить собеседника, добиться более уверенного тона высказываний, можно подчеркнуть свою скромную миссию передатчика сведений (Не мое это дело — говорить вам... Или: Я, наверно, не имею права судить...). Иногда в разоблачительных интервью репортер прикидывается наивным и восторгающимся слушателем, поощряя хвастовство и самолюбование "антигероя".
Вопрос, как правило, должен быть фокусированным и кратким (желательно не тянуть его более 15 секунд и делать длиннее двух-трех предложений). Не стоит задавать два вопроса в одном. Длинный вопрос — почти всегда запутанный: его приходится повторять, разбивать. В конфликтном интервью — и того хуже: в многослойном вопросе собеседник-противник легко отыщет "лазейку", ответит только на какую-то часть и так, как ему выгодно.
Во всех случаях вопросы собеседнику задаются с оглядкой на читателя, на его восприятие. Поэтому у вопросов журналиста есть и эстетическая ценность "реплики, направленной в зал".
Журналист не должен скрывать от собеседника свою некомпетентность в каком-то деле. На этот случай у него есть прекрасно срабатывающий прием, который советовал применять молодым авторам известный в недалеком прошлом журналист Анатолий Аграновский. Он заключается в том, что, обратившись к своему собеседнику, вполне можно заявить следующее: «Я об этом знаю немного. Примерно столько же, как и двести тысяч читателей моей газеты. Могли бы вы объяснить все так, чтобы они, а вместе с ними и я, поняли самое главное в этой проблеме?» Умный собеседник оценит эту прямоту и наверняка проявит к вам благодушие.
Но он вряд ли простит журналисту некомпетентность другого рода, а именно: — непрофессионализм его как коммуникатора (то есть неумение точно и оперативно ставить вопросы, неумение направлять разговор в нужное русло, неумение акцентировать внимание собеседника на самом главном, самом интересном в разговоре).
Ответ, исчерпывающий тему
казалось бы, должен более всего устраивать журналиста. Однако если ответ "договорен до точки", может наступить ненужная пауза. Журналисту важно уметь вовремя зацепиться за ответ и плавно перевести его в вопрос. "Да" или "Нет" — худшие из ответов (исключая вырванное признание в разоблачительном интервью), это, как правило, результат плохо сформулированного вопроса — чересчур "прозрачного", дающего явную подсказку. Случается, собеседник, не желая обсуждения какой-то темы, намеренно подчеркивает исчерпанность ответа (например, словами: Вот и все, что я об этом знаю). Надо стараться не вынуждать собеседника отвечать односложно. Если это все же произошло, стоит попытаться по-актерски "выдержать паузу", изобразив напряженное внимание (может быть, визави что-нибудь и добавит), или заполнить возникшую паузу вопросом с вводкой.
Пространный ответ
может свидетельствовать о неумении собеседника сконцентрироваться на мысли или о том, что он запутался в рассуждениях и ждет помощи журналиста. Пространный ответ может быть и уловкой собеседника — с целью запутать, затушевать суть вопроса, уклониться от него, перевести беседу в иное русло — "заговорить" журналиста или "заболтать" тему.
Краткий ответ
может свидетельствовать просто о манере собеседника выражаться лаконично (это часто наблюдается у военных). В таких случаях журналист создает ситуацию, когда партнеру приходится рассуждать, уточняя предложенные примеры или корректируя нарочито неверно интерпретированную мысль. Однако лаконичный ответ может быть и умышленным. Политики, "звезды", искушенные в общении с назойливыми репортерами, нередко пытаются отделаться от них, выдав "афоризм", меткое словцо, заменяющее ответ видимостью ответа. Можно попытаться истолковать его самостоятельно, развернуть и в таком виде (Я правильно вас понял?) отпасовать собеседнику "на доработку". Часто собеседник отвечает выборочно, фрагментарно на «составной вопрос». То же происходит, если задается чересчур резкий вопрос — собеседник реагирует на него уклончивым кратким ответом.
Интервьюер исправляет свои ошибки, нередко прибегая к вопросам в досыл или вопросам с продолжением (более конкретным, по-иному сформулированным). Это позволяет уточнять и отзыв, и реакцию собеседника (Если вам не нравится такая постановка вопроса, взглянем на проблему по-иному). Вопрос в досыл срабатывает, когда ответ недостаточно четок, когда отвечают охотно, но плохо, когда собеседник явно не понял темы или, перескакивая с одной мысли на другую, подменяет суть вопроса (отвечает на другое).
Ответ может подать сигнал об общем неблагополучии беседы. Если в нем ощущается враждебность, недоверие, необходимо резко "сменить курс". Попытка начать все сначала лучше, нежели настойчивость и упрямство.
Коррекция беседы
Вопросы-перебивки естественны в процессе интервью (нельзя сказать, что любая перебивка собеседника — неэтична и недопустима), их можно вводить умело, едва заметно "ввинчи-(62-63)вая" свою реплику в паузу собеседника. Есть перебивки, которые уточняют мысль, помогают партнеру нащупать конец ответа. Другие перебивки призваны срочно поменять направление разговора, скорректировать его (в случае, если собеседник резко отклонился от темы). Перебивки бывают открытые и скрытые. Иногда роль перебивки очень скромна — прервать "словоизвержение" и тем самым помочь собеседнику. Или — сменить язык общения (остановить поток "канцеляризмов", попытаться перевести все на "человеческий", разговорный).
Вопрос-перебивка часто цепляется за слово, какое-то выражение, повторяет его, "раздумывает над ним" и — ловко поворачивает беседу (Предприятия наносят чувствительные удары по водоемам, да и не только по водоемам, но и по всей окружающей среде... Журналист перебивает: Кстати, об окружающей среде. О той ее части, которую мы обычно не замечаем — о воздухе...). Есть мастера красивых перебивок, умеющие настолько вежливо и аккуратно "разрезать" речь интервьюируемого своей репликой (или переспрашиванием), что он не только не обидится — не заметит, как "мячик беседы" перекатится от него к репортеру.
Вопросы -"подсказки"
бывают открытые и скрытые, прямые и косвенные. Открытые меняют направление беседы, помогают добиться точной фразировки высказывания (Вы, видимо, имеете в виду...). Они настолько "на виду" и "простодушны", что неэтичными никак не выглядят (если, конечно, заданы корректно). Косвенные подсказки тоже могут быть оформлены весьма деликатно. Выделяются такие способы, как: "договаривание" (репортер заканчивает фразу за собеседника, надеясь получить подтверждение либо новую формулировку); «сомнение» (Не означает ли это... Нельзя ли эту оценку трактовать как... Отсюда, пожалуй, можно вывести и кое-что похлеще — такая деликатная подсказка выводит собеседника на уточнение мысли); “реакция отрицания или удивления" (Это невозможно... Ну и ну!) — провоцирует на расшифровку мысли, подкрепление ее примером; "подсказка-сюжет" (Действительно, бывает так: взрослые люди ведут себя по-ребячьи... Был случай...) — таким образом добиваются дополнительных примеров либо контр-примеров.
Подталкивая собеседника к броскому высказыванию, журналист рискует исказить реальность, огрубить мысль, убрав оговорки. Если даже репортер не особенно активен в "дирижировании" беседой, он все же напряженно ожидает "чистой" цитаты, цельного, яркого высказывания, которое может стать кульминацией материала (и, к сожалению, редко беспокоится о том, что броская цитата может идти вразрез с подлинным смыслом темы или характером собеседника).
Сложные моменты
Трудная часть интервью — "личные вопросы”. Даже опытные репортеры страшатся момента, когда приходится спросить мать о том, как именно был убит ее сын, или поинтересоваться у правительственного чиновника, верны ли слухи о его финансовых злоупотреблениях. Такие вопросы задают деликатно, однако достаточно настойчиво, сочетая упорство с учтивостью. Их тщательно формулируют (изучая биографию и особенности характера собеседника), стараются произносить "с глазу на глаз", задают не сразу, но после общих вопросов (поговорив прежде хотя бы о погоде). Личный вопрос легче задавать в смягченном варианте (например, вместо жесткого: Расскажите, как погиб ваш сын? попросить: Расскажите немного о сыне).
Можно сконструировать предисловие к личному вопросу, своеобразный пролог к щекотливому разговору. Нередко эту роль играют "реверансы" типа: Извините, но я вынужден вас спросить... или: Прошу прощения за вторжение в деликатную сферу, но... Я знаю, вам бы не хотелось это вспоминать, но все же...
Собеседник, не склонный к общению
обычно всячески "задабривается". В ход идут уговоры, лесть и прочие обходные маневры. Иной раз, однако, стоит поступать совсем наоборот; в общении с официальным лицом, резко отказавшим в комментарии, "открыть карты", намерения своего издания, прямо попросить его содействия как гражданина (прибавив, однако, что вы ощущаете некоторую бестактность темы и понимаете неудобство вопроса для него лично). Иногда журналисты спрашивают: На какие вопросы вы бы не хотели отвечать? и получают таким образом корректирующую информацию. Отказ от ответа — право собеседника, заставить его отвечать — невозможно. Профессионализм — в умении найти подход к собеседнику-противнику". Бывает, все усилия пропадают даром, но сразу "сдаваться не стоит. Важно: понять позицию партнера, причину отказа отвечать; стремясь избежать напряженной ситуации, не задавать вопросы "прокурорским" тоном; выглядеть заинтересованным и понимающим; не забывать указывать на причину обращения именно к этому человеку; демонстрировать свое уважение и всячески подчеркивать значимость персоны собеседника; проверять свои действия вопросом: "Что, если бы я сам оказался на его месте?"
Трудные собеседники
Интервьюер иногда подчеркнуто игнорирует глупости своего собеседника (не восклицая: С вами невозможно спорить, не вздыхая: Нет, вам не объяснишь). Так же желательно себя вести и с высокомерным снобом — вопросы, заданные спокойным, уважительным тоном, по контрасту высветят пустую сущность собеседника. Это, однако, -срабатывает не всегда. Случается, интеллигентный журналист, забывая о разной системе координат у разных людей, тонко шутит с новоиспеченным напористым лидером, рассчитывая таким образом проявить собеседника в настоящем, неприглядном свете. Но... антиреклама — тоже реклама. Кроме того, одни и те же слова вызывают у кого-то брезгливость и отвращение, а у других людей — интерес.
Журналист порой вступает в общение с личностью достаточно неприятной; например, его "герой" — человек, подозреваемый в распространении наркотиков, глава изуверской секты, "мафиози" или террорист. Как вести себя в этой ситуации? Общаться как с обычным законопослушным гражданином? Вряд ли. Неверно и другое — демонстративное пренебрежение этикой (Пишут, что вы — вор. Правда ли это?). Некоторые внутрицеховые этические рекомендации предлагают, коли придется разговаривать, например, с террористами, давать им высказываться, но немного, и предварительно непременно проконсультироваться со специалистами из силовых структур.
Сложные ситуации
Особого внимания требуют интервью с жертвами преступлений, всяческих злоупотреблений. Профессиональные правила требуют, чтобы журналисты интервьюировали детей, военных, заключенных, пациентов психиатрических лечебниц, раненых только с личного согласия, а не положившись на "добро" ответственного за них лица (командира, воспитателя, врача, родителей) либо воспользовавшись их смятением. Некоторые журналисты избегают таких интервью. А если они неизбежны, стараются делать их максимально сдержанными.
Сложны интервью с жертвами и очевидцами катастроф. Прикосновение к пережитому, даже тактичное и осторожное, весьма болезненно, собеседники замыкаются. Иногда же, напротив, пострадавшие испытывают необходимость выговориться, подробно рассказать о наиболее страшных моментах (и как бы освободиться о них) — в таких случаях доброжелательное и внимательное выслушивание, совместное "проговаривание" наиболее неблагоприятных переживаний позволяет уменьшить напряжение. У людей, побывавших в экстремальной ситуации, психологи часто отмечают множественность точек зрения; диалог с журналистом может вестись человеком с разных позиций, и момент перехода с одной точки зрения на другую трудно заметить.
Интервьюеру стоит знать кое-что о приемах психиатра, улучшающих эмоциональный фон и помогающих контакту. В журналистской среде часто недооценивают того, кого привычно называют "источником". Партнер, с которым общается журналист, не пассивный объект, а живой человек, имеющий свои цели, свои представления о характере взаимодействия, а главное — способный решительным образом повлиять на то, как мы его увидим: сформировать свой образ, навязать его собеседнику, по сути — управлять вниманием интервьюера.
Завершение разговора
У профессионала обычно есть точное ощущение, когда именно интервью подходит к концу. И проще всего, если нет иных идей, в этот момент подсказать собеседнику его же слова (люди хорошо запоминают, чем завершился разговор, а интервью должно выглядеть объективным материалом, прежде всего, в глазах человека, с которым велась беседа). Журналист попросту заставляет собеседника повторить еще раз мысль, понравившуюся, запомнившуюся в одном из ответов. (Во время всей беседы интервьюер ищет эту обобщающую фразу, закругляющую беседу.) Концовка часто примиряет собеседников, сводя все сказанное, порой полемичное, к удачному выводу интервьюируемого.
Когда демонстративно выключается магнитофон, спрашивают об отношении к проведенному интервью, о возможной реакции читателей, просят совета, с кем еще стоит побеседовать, и т. п., демонстрируя совместность усилий, партнерство, почти равную ответственность за будущее выступление.
Текст интервью перед публикацией зачастую визируют. Однако этого можно избежать. Заканчивая интервью, испросите разрешения позвонить собеседнику для необходимых уточнений (даже если это и не нужно) — такой шаг подчеркнет желание журналиста быть объективным, точным, а также предвосхитит просьбу собеседника показать ему материал до печати (что нежелательно; люди почти всегда хотят отредактировать, пригладить свои мысли, высказывания тотчас же, как увидят их на бумаге).
- Введение. Информационные жанры и их структура.
- 20 000 Для пострадавших от репрессий
- Обобщенная схема дискурса новостей
- I обстоятельный концентр: когда (произошло), где (произошло)
- II обстоятельный концентр: в связи с чем (произошло), с какой целью (реже: произошло)
- III концентр: источник информации
- Критерии оценки события и требования по обработке текста информационного сообщения
- Новости в печати.
- "Жесткая новость"
- "Мягкая новость"
- Интервью
- 1. Информационное интервью.
- 3. Портретное интервью.
- По степени опосредованности.
- 1. Интервью в ходе общения «лицом к лицу».
- 2. Интервью по телефону.
- 3. Интервью по интернету.
- Организация и проведение интервью.
- Новости для радио
- Цитаты, ссылки, сноски, деталь
- Глава 3
- § 1. И журналисты мы, и плотники
- Из истории свинства в «кп»
- § 2. «Инфотейнмент», «финишинг»,
- Вопросы к экзамену «Основы творческой деятельности» (разделы «Журналистика новостей» и «Аналитические жанры»)
- Практические задания