logo
Gurn-ka novostej2011so

III концентр: источник информации

Рис. I. Композиционно-содержательная структура информативного сообщения (по А.Н. Васильевой)

Концентры могут быть представлены в полном и неполном наборе, могут меняться местами.

Другие исследователи, анализируя построение новостного со­общения, предлагают суперструктурную схему дискурса новостей, которая включает категорию краткого содержания, составленную из заголовка (хедлайна) и вводки (лида), а также категории ново­сти, составленную из категорий эпизод и комментарии. В свою оче­редь, эти категории могут быть разделены на более мелкие: эпи­зод — на события и последствия, комментарии — на предположения и оценки и т.д.

Помещение наиболее важной информации в начало текста яв­ляется общим структурным свойством этих материалов. Новости как текст обладают так называемой структурой релевантности, которая указывает читателю, какая информация в тексте является наиболее важной и значимой. Особая роль в этой структуре при­надлежит заголовкам, поскольку именно в заголовок (хедлайн) следует выносить наиболее важную, релевантную тему сообщения. Оставшуюся же часть верхнего уровня тематической структуры помещают в вводку (лид).

Порядок категорий должен определять порядок подачи инфор­мации в тексте. Категория краткого содержания всегда помещается в начало сообщения, тогда как комментарии (если они имеются) обычно бывают последними. В большинстве новостных текстов сразу за кратким содержанием следует главное событие, затем могут идти различные фоновые категории — контекст, история и т.п. Эти категории могут меняться местами в зависимости от замысла авто­ра: порядок их в значительной степени произволен.

Цитаты (категория вербальные реакции) помещаются обычно в конце сообщения, перед комментариями. Таким образом, некото­рые правила расположения категорий являются достаточно стро­гими и общими по характеру, а другие — факультативны и пред­ставляют собой всего лишь предпочтительные варианты, которые могут быть различными в разных культурах, манере отдельных журналистов и т.д. То же самое можно сказать и о наличии самих категорий в каждом конкретном сообщении: если краткое содер­жание присутствует всегда, главное событие — в подавляющем боль­шинстве случаев, то остальные категории — факультативны.

Стратегия подготовки текста отражена на рис.2. Необходимо подчеркнуть, что принципы релевантности могут влиять на ко­нечную структуру сообщения; поэтому категории, которые обыч­но помещают в конце текста новостей, — такие, как коммента­рии, вербальные реакции, последствия, — могут быть расположены выше по тексту, если заключенная в них информация представля­ется журналисту в достаточной степени релевантной. Подобные пермутации, или перестановки, могут быть определены как трансформации канонической схемы.

Рис. 2. Суперструктурная схема дискурса новостей (no T.A. ван Дейку)

В материалах информационных агентств такие перестановки встречаются достаточно часто. Например, информация о высказы­вании главы государства по поводу какого-либо события нередко квалифицируется как более релевантная, чем информация о са­мом событии.

Дискурсу новостных сообщений присущ дискретный характер построения: подробности главного события могут быть распределе­ны по всему тексту в убывающем порядке их релевантности или спецификации. Так же обстоит дело и с другими категориями — комментариями, вербальными реакциями и т.д., — фрагменты кото­рых могут быть разбросаны по всему тексту. Сначала приводится информация высшего уровня, о главном событии; затем на том же уровне — последствия; затем информация высокого уровня — в категориях истории или контекста и т.д.; после этого происхо­дит возврат к более низкому уровню информации о главном собы­тии; к более низкому уровню информации других категорий и так далее. Такая структура способствует эффективному восприятию ма­териала: поскольку содержанию каждой категории присуща макроструктурная организация, для ознакомления с основной инфор­мацией достаточно обратиться к верхним уровням категорий, то есть прочитать начало заметки. На практике, из-за свойственного информационной заметке лаконизма, категории нередко представ­лены одними лишь верхними уровнями.

Литература:

1. Лащук, Ольга Ростиславовна. Редактирование информационных сообщений: Учеб. пособие для студентов вузов / О.Р. Лащук. – М.: Аспект Пресс, 2004.

2. «МК» в Бурятии 2006 г., № 3.