"Мягкая новость"
В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности мягкая новость менее оперативна, точнее — для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. (Причем объем почти не увеличивается, это тоже краткая новость). Такая форма позволяет "подбираться" к факту, делать знакомство с ним постепенным.
В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Предположим, сообщается: Новый элемент системы Менделеева открыт в результате физического эксперимента, проведенного молодым ученым из Новосибирска. "Мягкий" вариант этой же новости: Мог ли предположить молодой физик из Новосибирского академгородка, что он достигнет фантастического результата в совершенно иной области...
Опыт помогает репортеру выбрать, какая именно форма наиболее подходит к факту. Мягкая новость употребляется, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с результатов на обстоятельства. Обстановка свершения события, какие-то детали из окружения факта могут быть интереснее результата. Многие мягкие сообщения забавны, носят развлекательный характер либо привносят занимательное в новость.
Мягкая новость рекомендуется при пониженной значимости события, или когда необходим иной тон разговора о нем, когда ослаблены или вовсе отсутствуют оперативный либо информационный поводы. У журналиста могут быть интересные факты, которые не ощущаются как новость, поскольку не являются происшествием (например, количество дичи в заповеднике). В таких случаях надо искать "ход", интересную деталь, самому ее сочинять. (Один американский репортер, получив данные об огромном количестве оружия, "которое может выстрелить", придумал такой ход: в аптеке, чтобы купить лекарство нужен рецепт, а для покупки оружия в частное владение в этом штате не требуется никаких "рецептов", никаких удостоверений...)
Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее было удобно проглотить, а мягкую — так, чтобы читатель посмаковал сообщение.
Поскольку внимание переключается с итога на обстоятельства, занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу "перевернутой пирамиды" тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение главного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее — по принципу убывающего интереса.
Судьба подарила президенту Малайзии уникальный случай: почти час в неформальной обстановке, но на высоком уровне, причем в буквальном и переносном смысле этого слова, он обсуждал отношения между Малайзией и Тайванем. Именно столько времени, а точнее 55 минут, президент Бакили Мулузи и островной премьер Лянь Чань просидели в темном лифте, застрявшем между этажами в пятизвездочном тайбэйском "Гранд отеле".
Сопровождавший их заместитель министра иностранных дел оставил государственных мужей наедине. Он ретировался через люк в потолке, чтобы "организовать спасательные работы". ("Московские новости").
Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые "специальные лиды", которые в отличие от лида "перевернутой пирамиды" не излагают содержание вкратце, но подводят к нему. В коллективной копилке опыта репортеров XX века таких заходов множество. Назовем некоторые из них.
— Лид - "рассказ"
Своеобразный отчет о происшествии в сказовом стиле, "история", которой как бы предоставлено идти естественным путем: В это утро, как обычно, мадам Тюффо собирала хворост, готовясь к суровой зиме, и неожиданно нашла прекрасную сухую палку для растопки. Если бы не ее бережливость — а мадам отложила эту растопку для более холодных дней, — ее домик взлетел бы на воздух. Дело в том, что племянник, слишком долго, по его мнению, ожидавший наследства, не поленился выдолбить палку, начинить ее порохом и подбросить к дому старушки...
— Лид-"временное умолчание" —
о главных героях или причинах события. Читателю также не сообщается в первой фразе о сути дела, так же постепенно он подводится к главному, но в данном случае есть элемент сенсации и загадочности. Событие упоминается в самых общих чертах, вызывая желание узнать недосказанное. (В необычайную ситуацию попал человек, признанный лучшим асом Америки во второй мировой войне...).
— Лид-цитата
Заход с закавыченной прямой речи. Побуждает узнать автора высказывания ("кто бы это мог сказать?"). Цитата — ключ, ввод в происшествие.
— Лид- "говорящие подробности"
Кроме интриги, тут есть авторское отношение к происходящему. (Грудой свалены холщовые башмаки на обочине — грязно-белые, под слепящим африканским солнцем. Перед расстрелом каратели заставили крестьян разуться...).
—Лиды-сенсации
Отличаются повышенной эмоциональностью высказывания, особым "сенсационным" тоном.
— Лид-"встряска" —
резкий эмоциональный напор ("Это невероятно!"— воскликнул попутчик...) либо констатация поразительного, противного логике состояния или поступка (Мертвец ожил...)
— Лид- "стаккато" —
тоже энергичный и интригующий ввод в сообщение. Одна за другой следуют нарочито обрывистые фразы в "телеграфном" стиле, перечисляются детали события, их ритм задает тон повествованию. (Марлон Брандо кричал: "Браво!" Балерина Макарова танцевала в проходе, между стульев. Все аплодировали стоя... Успех оркестра Михаила Плетнева в Лондоне был полный и оглушительный...)
—"Провоцирующий" лид
Начинается с примерно одинаковых по структуре предложений, из которых второе тут же опровергает первое (Третья мировая война? Слава Богу, ложная тревога!..)
— Лид - вопрос или прямое обращение
("направленно адресованный лид") (Вы, верно, полагаете, будто...). Иногда идет череда вопросов:
Что, если бы премьером были Вы? Запретили проект переброски рек? Разрешили? На время отодвинули бы в сторону?..
В отличие от "единственности" лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна была начинаться именно так, а не иначе) специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом. Специальные заходы мягкой новости — своеобразный заслон "механическому конструированию" и поддержка репортерской изобретательности в изображении оттенков события. (Конечно, тут недопустим лид хаотичный, ничем не оправданный, попросту неуклюжий.)
Итак, все варианты заходов журналисты делят на прямые (максимально, напрямую связанные с новостью) — для жестких новостей и оттягивающие знакомство читателя с новостью, плетущие интригу (для мягких новостей).
Способы вычленения и укрупнения главного в разных формах кратких новостей — разные. Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к "нужным длиннотам" — это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами, оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, — начал сообщение "лишними" словами: "Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера..."
Теперь подытожим сравнение двух способов подачи новостей:
|
| Жесткая новость | Мягкая новость |
1. | Характер информации | Оперативная, актуальная, социально значимая | Информации лишь приписывается значение актуальности, оперативности, социальной значимости |
2. | Структура текста | Модель перевернутой пирамиды | Приемы драматизации текстовой структуры (измененная композиция, отсутствие завязки или развязки), интригующий заголовок, контактоустанавливающие конструкции в сильных позициях текста и под. |
3. | Стилистические особенности текста | Главную нагрузку берут на себя атрибуции (ссылки, количественные данные, цитаты и имена собственные), присутствие которых в тексте должно быть строго мотивировано | Особая роль принадлежит словам с предметной семантикой, создающим наглядный образ сообщаемого, также используются слова с эмоционально-оценочным значением |
4. | Цель новости | Информировать | Развлекать |
- Введение. Информационные жанры и их структура.
- 20 000 Для пострадавших от репрессий
- Обобщенная схема дискурса новостей
- I обстоятельный концентр: когда (произошло), где (произошло)
- II обстоятельный концентр: в связи с чем (произошло), с какой целью (реже: произошло)
- III концентр: источник информации
- Критерии оценки события и требования по обработке текста информационного сообщения
- Новости в печати.
- "Жесткая новость"
- "Мягкая новость"
- Интервью
- 1. Информационное интервью.
- 3. Портретное интервью.
- По степени опосредованности.
- 1. Интервью в ходе общения «лицом к лицу».
- 2. Интервью по телефону.
- 3. Интервью по интернету.
- Организация и проведение интервью.
- Новости для радио
- Цитаты, ссылки, сноски, деталь
- Глава 3
- § 1. И журналисты мы, и плотники
- Из истории свинства в «кп»
- § 2. «Инфотейнмент», «финишинг»,
- Вопросы к экзамену «Основы творческой деятельности» (разделы «Журналистика новостей» и «Аналитические жанры»)
- Практические задания