logo
Gurn-ka novostej2011so

§ 2. «Инфотейнмент», «финишинг»,

«эвент экшн», акции и прочее —

кому угодно голову заморочат

Нет, все-таки голову морочить никому не надо, а вот пы­таться найти новые формы подачи новостей, поиграть с ин­формацией, красиво ее упаковать, заставить ее заблестеть все­ми гранями события — это задача, как говорил один из вож­дей, архиважная.

Газете уже мало того, чтобы называться «гвоздем» номера. В обиход прочно вошел термин «эксклюзив». А какие возмож­ности открывают акции, методы подачи информации — «фи­нишинг», «инфотейнмент», «эвен экшн», так называемые «кли­повые» заголовки.

Конец XX столетия — начало новой демократической рос­сийской журналистики. Достаточно непросто и нелегко впи­сывается журналистика в эту новую систему, систему свободы и поиска, систему новых рыночных отношений, систему но­вого мышления и мировоззрения. И между тем журналисты-практики уже достаточно основательно обжились на высотах новостной журналистики. Редакционные коллективы вдумчи­во, системно, планомерно создают свой единственный, не­повторимый информационный продукт, используя для этого решительно все: и новое, и хорошо забытое старое. (85-86)

Как пишет исследователь М. Шостак: «Каждый автор стара­ется точно представить свою аудиторию, ее особенности и зап­росы и соответствовать им своим произведением». На подачу новостей влияют: «конкуренция среди изданий и агентств; на­личие новостей из других каналов информации; общая линия издания; вынужденное или преднамеренное комбинирование новостей местных и зарубежных, важных и занимательных; размер отводимой площади»43.

Сформировался лозунг современной журналистики «Но­вость — любой ценой!», «Ради хорошей новости — мы за це­ной не постоим!». Ярчайший пример этого — как журналист «Комсомольской правды» Ульяна Скойбеда вместе с местны­ми журналистами добывала списки погибшего экипажа под­водной лодки «Курск».

В журналистике сегодня работать сложно, но безумно инте­ресно. Материал любого объема требует по-настоящему твор­ческой работы, поиска формы, шлифовки содержания.

Один из таких методов «ИНФОТЕЙНМЕНТ»44 — разыгры­вание новости. Вот как была разыграна новость по поводу не­допущения американского авиалайнера в российское воздуш­ное пространство. Новость разыграна следующим образом:

1) фотография лучшего в мире авиалайнера;

2) тактико-технические данные самолета МД-11 (произ­водства американской фирмы «Макдоннел-Дуглас»);

3) информация о ситуации («Разворачивай оглобли! — при­мерно так сказал российский диспетчер американскому лет­чику, осуществившему перелет через океан». Автор 3. Лобано­ва);

4) график маршрута рейса Атланта—Токио, выполненный ИТАР-ТАСС;

5) что такое воздушный коридор и воздушная трасса? Разъясняющая заметка;

6) рубрика «Кстати». Журналист Роман Попов рассматри­вает ситуацию с идеей «открытого неба»; (86-87)

7) почему не пропустили самолет? Автор Игорь Паров. Еще одна заметка, в которой разъясняются причины инцидента;

8) рубрика «Из досье «КП», в которой воспроизводится история, генезис проблемы с 1978 по 1983 годы45.

Новость — одна, но насколько грамотно, многомерно, про­фессионально она разыграна. Три автора, ИТАР—ТАССовский график, история проблемы, технические данные лайне­ра, заметка-разъяснение «что такое воздушный коридор».

Теперь представьте этот же газетный объем, но выданный сплошняком. Даже если бы он был разбит на внутренние под­заголовки, но написан одним автором. Именно участие несколь­ких авторов, индивидуальный стиль каждого создают выпук­лость и наполненность данного явления.

Еще пример разыгрывания новости. «Сергею Доренко гро­зит три года тюрьмы»46. С данной новостью ситуация такова: телеведущий Сергей Доренко катался на своем мотоцикле в пешеходной зоне «Крылатское». Прогуливающийся с семьей капитан I ранга Валерий Никитин сделал «лихачу» замечания, а в ответ — мотоциклист совершил наезд на офицера. Этим мотоциклистом был популярный телеведущий Сергей Дорен­ко. В таком варианте новость обошла все печатные издания и электронные каналы. Но лучше и интереснее всех это сделала «Комсомолка». Опять же, новость панорамируется, делается выпуклой, идет многоходовое ее освещение:

1) из досье «КП» — биографические данные капитана I ран­га Валерия Никитина;

2) фотография капитана Никитина;

3) интервью А. Евтушенко с капитаном Никитиным;

4) комментарий В. Баранца с вице-адмиралом Михаилом Барсковым;

5) заявление диванной партии «КП» «Почему молчит пре­зидент?» И. Коца; (87-88)

6) карта-схема «Как это случилось в «Крылатском»;

7) комментарий адвоката (что грозит Сергею Доренко, если наезд был? Если же Доренко был пьян, усугубляет ли это его вину? Как должна была действовать милиция после происше­ствия?);

8) В.Варенов «На каком мотоцикле был Доренко?» — тех­ническая характеристика мотоцикла Доренко;

9) фото А. Жданова с подклишовкой: «Теперь Сергею До­ренко придется дать "интервью" следователю».

Итак, 9 новостных компонентов, 6 авторов и каждый со своим новостным отрезком. После такой точной, выверенной новостной раскрутки, тщательной, скрупулезной, читатель мо­жет вынести вердикт: виновен! И на фоне всего этого протест гражданина Доренко смешон и наивен: «Считаю все происхо­дящее со мной политической провокацией, укладывающейся в цепочку политических провокаций против прессы в после­днее время». Как говорится, без комментариев!

Новые аспекты в разыгрывании новостей — безграничны. Пример этого — разворот «Картина дня» — «Кто в Турции нужнее — русские туристы или чеченские террористы?» Рас­кручивается ситуация по поводу захвата террористами одной из лучших гостиниц Стамбула, но уже к традиционным рубри­кам «Свидетельство заложника», «Из досье «КП», «Звонок в турфирму», «Взгляд с 6-го этажа» подвёрстывается новая руб­рика «КП» — «Вопрос дня»: «Вы не боитесь лететь в Турцию?»47.

Чем привлекателен «инфотейнмент»? Высоким творческим потенциалом. Невольно напрашиваются параллели: разыгравание новостей — разыгрывание спектакля. Действительно, у каж­дого журналиста своя роль и каждый неповторим в ее испол­нении: тональности, оттенки, окраска, звучание. А в итоге — новостной спектакль-полоса.

Другой метод подачи новостей — ФИНИШИНГ48. Это — дове­дение новости, откликов на нее до логического конца. Рассмот-(88-89)рим этот метод подачи на примере публикаций «Комсомольской правды», посвященных первому вице-спикеру Госдумы Любови Слиска. Вице-спикер Госдумы такое и в таком количестве наго­ворила корреспонденту «Комсомольской правды», что на следу­ющем заседании депутаты устроили ожесточенную разборку ста­тьи. Депутатам показалось, что их оскорбили. Судите сами.

Л. Слиска: «Наши депутаты прошлым летом жили в пансионатах в Сочи в самых задрипанных номерах в одноместных комнатушках, При том, что многие работники аппарата Госдумы обитали в люксовых номерах»49.

Через несколько дней редакция вновь возвращается к госдумовским разборкам и вторично, обратите внимание, вто­рично воспроизводят вопросы интервью, ответы на которые вызвали гнев народных избранников:

— Второй год вы наблюдаете работу Думы изнутри. Были мо­менты, которые неприятно поразили?

— Вы сейчас часто ездите за рубеж представлять российский парламент. Как организованы эти поездки?

— Вы что-нибудь меняли в своей служебной квартире?50

Но вопросы эти сопровождаются новыми комментариями журналиста, так как высвечиваются новые аспекты исследуе­мой проблемы и делаются соответственные выводы.

— Нелишне в это связи будет им напомнить, что содержание парламента обходится стране ежегодно в несколько миллиардов рублей, и очень хочется получить отдачу в виде толковых законов, а не наблюдать, как наши парламентарии в очередной раз спасают свое лицо51.

Все! Точка поставлена! Финиш!

Финишинг — абсолютно новое, перспективное направле­ние, явление в новостной журналистике. Прародителями фи-(89-90)нишинга, но с большой натяжкой, можно назвать рубрику советской печати «Возвращаясь к напечатанному», но в ней, как правило, сообщалось о мерах, принятых по тому или ино­му выступлению газеты вышестоящими организациями (нака­заны, сняты, восстановлены и т.д.). Финишинг — это журна­листский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перете­кает в неожиданные выводы, комментарии.

Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.

Еще один пример приема финишинга, но не доведенного до конца. Журналист на страницах газеты поднимает проблему протекающих крыш. Проблема неразрешима, в особенности для города Владивостока. Люди же ждут конкретной помощи. По­этому журналист дважды возвращается к этой проблеме, при­чем во второй раз — с частичным воспроизведением ситуации первой публикации52.

Таким образом, финишинг не состоялся. Пока. По этому поводу планируется еще одно выступление. Что дает этот при­ем, ход, метод подачи? Давайте сравним это с инфотейнментом. Если инфотейнмент делает новость выпуклой, расширяет ее информационно-новостные границы, то финишинг дает воз­можность углубления ситуации. Журналист уподобляется до­бытчику нефти, он осваивает пласт за пластом. И вот он — нефтяной фонтан, завершение, решение проблемы.

ЭВЕНТ ЭКШН (провоцированное событие) — эта форма организации и подачи новостей достаточно активно использу-(90-91)ется журналистами и требует довольно тщательной проработ­ки и подготовки. Рассмотрим данную форму организации но­вости на конкретном примере. 29 сентября 2001 г. в «Комсо­молке» появилось несколько настораживающее объявление. Российско-американский добровольческий центр предлагал работу для настоящих мужчин в жарких странах с оплатой в твердой валюте. Чуть позднее, 2 октября, уже мусульманское общество приглашало желающих поизучать в экстремальных условиях Священную книгу Коран. Оплата — та же.

Достаточно проницательные читатели догадались, что на­чалась вербовка наемников. Такое же было во времена конф­ликтов в Боснии, Косово, Приднестровье, Чечне. Но ни рос­сийско-американского, ни мусульманского центров никогда не существовало; объявления были журналистской провока­цией.

Неожиданно для нас желающих рискнуть жизнью оказалось так много, что телефоны приходилось заряжать по несколько раз на дню. Буквально трех суток «Комсомолке» хватило бы, чтобы сфор­мировать пару вполне обеспеченных рот. Из парней без страха и упрека, не отягощенных излишними моральными принципами. Плюс спецгруппу из высококлассных снайперов, подрывников и развед­чиков, умеющих даже поднять в небо вертолет.

— Это миф, что в России небоеспособная армия, — сказал один из звонивших. Кстати, он собирался воевать против Америки. — Просто она разбежалась, а остатками управляют воры и импотенты. Поверьте, если государству действительно будет нужна армия, мы посмотрим, кто лучше воюет. В Афганистане, в том числе. Вы еще узнаете русских...53

Но еще большей неожиданностью стали звонки в Россий­ско-американский добровольческий центр и в Мусульманское общество. За зарплату от полутора тысяч до 15 тысяч долларов за Америку готовы были воевать 186 добровольцев, за тали­бов — 132. Да какие ребята! Награжденные медалями Жукова и «За отвагу», знатоки китайского, фарси и пушту, владеющие приемами джиу-джитсу, айкидо, кеку-синкай, тэквон-до. Два (91-92) небольших объявления, но какой они подняли пласт челове­ческой неустроенности, обреченности, тоски, неприкаянно­сти. Прапорщик Махмуд, отец троих детей, сказал так: «Я же, кроме как воевать, больше ничего делать не умею»54.

Первое впечатление после прочтения материала — шок. И это мы, Господи! Да, это наша жизнь, современная российская жизнь, и каждый выживает в ней, как может. Афган, Чечня, Югославия, мы потеряли поколение здоровых, талантливых, грамотных мужчин. П-О-Т-Е-Р-Я-Л-И. И талантливейший жур­налистский ход не то чтобы высветил проблему, а сделал ее яркой, значимой, первоочередной. Что же делать людям, про­фессия которых убивать. Все равно, кого и где. Последний зво­нок в Центр по изучению Корана был такой:

Какая-то энергичная бабулька:

— Это вы мусульман в Чечню воевать набираете?

— Ну мы...

— Ах вы 6л..и! И как же вам не стыдно! Вот скоро на вас американцы атомную бомбу сбросят — будете знать, террористы чертовы55.

Все перепутала старушка, но в композиционной структуре этого пронзительно-оголенного материала такой диалог умес­тен.

Еще одно перспективней шее направление в работе с ново­стями - АКЦИИ.

Акции — это действия, предпринимаемые для достижения какой-то цели. В журналистике, как правило, акции носят гу­манитарную направленность. В сегодняшней экономической ситуации, когда появились классы бедных и богатых, столь востребованными стали акции. Их цель, как цель всей журна­листики, — помочь человеку. Журналистские акции многоэтап­ны. Они состоят из:

1) извещения о начале акции (старт); (92-93)

2) спонсорской раскрутки (промежуточный этап);

3) подведения итогов.

Рассмотрим данную ситуацию на примере акции «Комсо­мольской правды» «Поможем любимым актерам»56. Газета с помощью читателей решила поддержать когда-то блиставших, а ныне забытых звезд — пока еще не поздно их ободрить, обо­греть, накормить. Весь газетный разворот был посвящен им, живущим в забытьи и нищете. Во врезке газета писала:

Мы привыкли говорить хорошие слова тогда, когда говорить их уже некому... Только что можно было слышать бесконечные ком­плименты в адрес ушедших Николая Еременко, Любови Соколовой, Саввы Кулиша, Эльзы Леждей, Михаила Глузского. И постоянно зву­чал рефрен: как же так, мы больше не увидим их новых фильмов, спектаклей, мы больше не сможем взять у них автограф, наконец! Но самое страшное, что за этим рефреном стоит другое слово — поздно. Мы опоздали. Мы не успели ни помочь, ни сказать вовремя что-то в поддержку... и с этим уже ничего не поделать, какими бы великими или прекрасными ни называли бы мы тех, кто уже не может нас услышать...

Сегодня нам хотелось бы напомнить о живых. Тех, кто когда-то был кумиром, к чьим картинам до сих пор подходит модный термин «рейтинговые». Мы восхищаемся этими людьми, когда они, моло­дые и красивые, появляются на экране. И мы совершенно равно­душны к нынешней судьбе звезд советского кинематографа. До тех пор, пока снова не станет ПОЗДНО. Не дай Бог...57

Молодым читателям была представлена актриса Татьяна Самойлова, обладательница «Золотой пальмовой ветви» на Каннском фестивале за роль Вероники в фильме «Летят жу­равли». Испанский «Оскар» за «Анну Каренину» в том же Кан­не. О ней забыли, живет она одиноко и трудно.

Другой актер — Николай Владимирович Олялин — недав­но по указу президента Украины получил орден князя Яросла­ва Мудрого. Но... творческих планов нет, от украинского кино (93-94) осталась только грызня за бюджетные крохи. В кино его снима­ют лишь в эпизодах.

Здесь же был помещен список народных кумиров, нужда­ющихся в помощи:

♦ У актрисы Тамары Семиной («Воскресение», «Вечный зов») давно и тяжело бопен муж. Он не встает с постели, и она, день и ночь ухаживая за ним, умудряется при этом прекрасно выглядеть, улы­баться и никому не жаловаться.

♦ Ныне живущий в Киеве Борислав Брондуков после инсульта практически не может ходить и говорить. Деньги на дорогие лекар­ства, да и просто на жизнь его жена добывает, как придется.

♦ Актриса Ирина Печерникова («Первая любовь») была вынуж­дена сдавать квартиру в центре и жить за городом. Ее муж, актер Александр Соловьев (Красавчик из «Зеленого фургона»), погиб при неизвестных обстоятельствах в начале 2000 года и едва не был похоронен как неопознанный труп.

♦ Очень бедствует Татьяна Носова («Королевство кривых зер­кал»). Доходов практически никаких, кроме пенсии.

♦ Среди особо нуждающихся пенсионеров — народный артист, теперь инвалид, Георгий Вицин, единственный оставшийся из леген­дарной троицы Никулин—Вицин—Моргунов. И другой народный артист, участник Великой Отечественной войны Владимир Заманский («Проверка на дорогах»}.

♦ Совсем одинока пенсионерка Марина Ладынина, блиставшая в кино в тридцатых... Все помнят ее дуэт с Владимиром Зельдиным («Свинарка и пастух»),

♦ В Гильдии киноактеров России есть специальный список нуж­дающихся пенсионеров. Всего сорок человек. Среди них — два народных артиста России и одна народная — СССР...58

В списке — жесткая констатация фактов, но как страшно и неуютно от этого. В какой цивилизованной стране возможно такое? Вопрос — без ответа. Трагизм и беспросветность ситуа­ции наотмашь бьет по эмоциональному восприятию читателей. А этого газета и добивалась. Накал усиливается и крошечным блицинтервью с нынешней звездой Ренатой Литвиновой. Вот ее отношение к ситуации: (94-95)

— То, что я увидела, снимая свою ленту о старых актрисах, неког­да звездах экрана, впечатляет, удивляет, удручает и шокирует одно­временно, Эти женщины, столько сделавшие для кинематографа своей страны, оказались страной забыты. Я не буду называть фами­лий, но у некоторых актрис мебель в доме — их ровесница, а у одной нет денег даже на то, чтобы купить постельное белье, она спит на голом диване.

Всякий раз, приходя по новому адресу, я надеялась увидеть хоть какой-то намек на благополучие. Никакого. Самой удачливой и благополучной могу назвать разве что Элину Быстрицкую. Осталь­ные живут в нищете, без всяких преувеличений59.

Полосу завершали адреса для пожертвований. И читатели не заставили себя ждать. Они помогли деньгами, письмами60.

Двенадцать благотворительных акций с начала этого года было проведено на страницах дальневосточного приложения «Комсо­мольской правды». В рамках благотворительной акции «Спешите делать добро детям» «Комсомолка» совместно с крупнейшими телеканалами Приморского края (Восток-ТВ, ОТВ-Прим, ПКТВ) и спонсорами вручали подарки детям, болеющим цере­бральным параличом, из школы-интерната в Сад-городе, детям из реабилитационного центра, приемника-распределителя для несовершеннолетних правонарушителей. В честь Дня защитников Отечества «Комсомолка» собрала и вручила подарки воинам од­ной из лучших пограничных застав, а 8 Марта вместе с другими спонсорами участвовала в благотворительной акции в поддерж­ку несовершеннолетних девочек, находящихся в тюрьме61.

Мне довелось участвовать во всех акциях, и считаю это дело для газеты нужным и интересным.

С воспитательной точки зрения, благотворительность как нельзя лучше работает на нашу российскую ментальность — помоги ближнему. С точки зрения новостной — акции откры­вают новые аспекты в освещении тех или иных событий. И это при том, что акции — дело достаточно трудоемкое в смысле (95-96) организационной подготовки (сбор вещей, раскрутка спонсо­ров и т.д.). Но это надо рассматривать как специфику такого рода материалов.

Современная журналистская практика уже выработала и временную протяженность акций — кратковременные и дол­говременные, от месяца до года. В дальневосточном приложе­нии «Комсомолки» с начала года идет акция в поддержку ма­лого и среднего женского предпринимательства («Мы говорим YES женский бизнес!»).

Среди новых форм подачи материалов привлекает внима­ние клиповый заголовок.

О том, как работать над заголовком, какие виды заголов­ков существуют, очень подробно говорится в книге М. Шостак «Журналист и его произведение»62. Действительно, заголовки всех изданий строятся по традиционным для российской прес­сы моделям (повествовательный заголовок-сообщение, заго­ловок-резюме, составные заголовки, заголовок-цитата, обра­щение, призыв, восклицание, заголовок с «продолжением», с двоеточием, игровой заголовок и т.д.). Что такое клиповый заголовок? Выделение любыми путями: подчеркиванием, увеличением объема, изменением шрифта ключевого слова. Haпример: «Без водки жить нельзя на свете, НЕТ?», «ЗАМОЧИ ближнего своего», «Белый танец: дамы приглашают НЕГРОВ», «Сергей Иванов намерен говорить с НАТО на понятном языке. АНГЛИЙСКОМ», «Салмана Радуева называют Титаником, "чеченским Жириновским", а чаще – ПРОСТО ПРИДУР­КОМ» («Комсомольская правда»).

Хотим мы этого или не хотим, но по-прежнему значительное место занимает ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ (БЭКГРАУНДЕР), не содержащая сенсацию (бытовка, пенсии, городской транспорт и т.д.). Такую информацию следует размещать для поддер-жания непрерывного новостного потока. Но подобные новостные материалы требуют особого внимания в плане подачи. Посмотрите, как профессионально сделаны две заметки: (96-97)

А В ЭТО ВРЕМЯ

Ограбили городскую елку

Жителям небольшого башкирского города Нефтекамска ска­зочно повезло накануне Нового года. Разыгралась непогода, порыв ветра опрокинул праздничную елку на площади. Народ не расте­рялся и кинулся отвинчивать еще горячие лампочки. В итоге восемь­сот лампочек с елки исчезли. Теперь гирлянды восстанавливают, но осадок в душе остался63.

Дед Мороз — красный нос

Удивительную телетрансляцию подарил нам 1 января третий ка­нал (ТВЦ). Зрители, включившие приемники в 15.30 по Москве, в течение получаса с изумлением разглядывали пьяного в зюзю (в умат, в стельку) Деда Мороза. Дедушка мычал, изображал вой вьюги, временами затихал под софитами. Похоже, его просто забы­ли в студии... А может, Дед шел на передачу «Эти забавные живот­ные», да дверью ошибся?64

Итак, в журналистике идет мощнейшая переоценка ценно­стей, жанров, форм и методов подачи.

А вот архитектуру здания, неповторимость и красоту созда­ют разнообразные методы подачи новостей.

Инфотейнмент — читателю по барабану, с помощью каких жанров, методов вы ему расскажете все-все о наводнении в Якутске, авиакатастрофе под Иркутском и т.д. Испытывал ли на себе журналист ситуацию или нет, дополнил рассказ стати­стическими данными, узнал исторические закономерности явления... Именно инфотейнмент дает возможность играть гра­нями события, высвечивать тот или иной аспект, 8-10 ново­стными гранями. Вот что такое инфотеймент. А уже право чита­теля — прочитать о событии все или какую-то часть. Но в лю­бом случае — мимо такой новостной раскрутки он не пройдет.

Не меньшие возможности открывает метод подачи «финишинг». Действительно, конец — делу венец. Если проблема по­падает в поле зрения журналистов, то довести ее до логическо-(97-98)го конца — дело чести, престижа издания. Это одно; а дру­гое — реакция, негативная, позитивная на выступление газе­ты — позволяет журналисту высветить поднимаемую проблему под новым углом зрения. И тогда факты, соответственно, ме­няют свою тональность и окрашенность. То есть идет расшире­ние информационного поля, информационных возможностей.

Эвент экшн — одно из перспективных направлений совре­менной журналистики. Провоцированная ситуация дает воз­можность журналисту копать глубоко. Эвент экшн — это един­ство метода сбора материалов и метода их подачи.

Ну, и, наконец, акции. Газета, электронные каналы, выс­тупая организатором акций, работают на свой положительный имидж — социального защитника малообеспеченных слоев населения, инвалидов, находящихся во временной изоляции и т.д. Акции — это находка для спонсоров, читатели узнают о благотворительной деятельности той или иной фирмы, пред­приятия. Но главный итог акций — конкретная практическая помощь.

...Перед Новым годом «Комсомолка» (Дальневосточное при­ложение) обратилась к читателям с просьбой помочь одеж­дой, обувью, постельными принадлежностями малолеткам, находящимся в Центре временной изоляции. Сотрудники «Ком­сомолки», спонсоры акцию провели блестяще: машина вещей, подарков, Дед Мороз и редакционная Снегурочка, два ящика мороженого. Таких акций было проведено 12. Дальневосточное представительство «Комсомолки» — единственное из всех га­зет, так плодотворно работающее в этом направлении.

И что? Нам звонят, нас читают, у нас самый высокий ти­раж в Приморье.