Обобщенная схема дискурса новостей
Для того чтобы композиция сообщения была корректной, его автор должен решить, в какой последовательности он будет отвечать на шесть «классических вопросов» — КТО, ЧТО, КОГДА, ГДЕ, КАК и ПОЧЕМУ. В первую очередь — ответ на какой из них является главным, то есть содержит наиболее важную часть информации. Этот ответ и должен содержаться в хедлайне и первом предложении лида.
Названные вопросы не исчерпывают всех возможных ситуаций. Поэтому представляется целесообразным говорить о том, на что именно делается главный акцент в материале. В качестве основного могут быть выбраны: субъект или объект; событие; место; время; характеристика (качество, количество и т.д.); причина; способ. Они приблизительно соответствуют вопросам кто? что? где? когда? какой? почему? каким образом?, которые выбираются в качестве главных и на которые отвечает хедлайн.
Расположение ответов на «ведущие» вопросы связано с замыслом журналиста, с его видением события в целом и весьма субъективным критерием выделения определяющих его черт. От того, ответ на какой именно вопрос журналист счел главным, зависит характер сообщения.
ИНВАЛИДАМ ПОДАРИЛИ ПРОТЕЗЫ СТОИМОСТЬЮ 200-400 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
Высокотехнологичные операции по установке эндопротезов суставов, сосудов стали доступны жителям республики благодаря работе, проведенной Бурятским отделением фонда социального страхования. Такие эндопротезы способны полностью восстановить утраченную функцию любого человеческого органа. Проблема в том, что каждый эндопротез стоит от 50 до 100 тысяч рублей, не считая самой операции и сопутствующих расходов. С прошлого года покупку эндопротезов взял на себя фонд социального страхования. Благодаря федеральным средствам только за последний квартал была сделана 21 операция с использованием искусственных тазобедренных суставов. 20 инвалидов с ампутациями нижних конечностей бесплатно получили высокотехнологичные протезы, соответствующие европейским стандартам. Стоимость одного такого эндопротеза - 200-400 тысяч рублей. В ближайшем будущем возможны будут операции по установке эндопротезов хрусталика глаза. Силами Бурятского отделения фонда социального страхования для жителей Бурятии в прошлом году было закуплено на 1 млн. рублей памперсов и абсорбирующего белья, 285 кресел-колясок. 569 человек «вооружились» бесплатными костылями и тростями, 844 человека получили слуховые аппараты, 404 женщины - протезы молочных желез, 357 человек - корсеты, головодержатели, реклинаторы (эластичные пояса для формирования правильной осанки, используются при заболеваниях и травмах грудного отдела позвоночника).
(«МК» В БУРЯТИИ» 18 - 25 ЯНВАРЯ 2006 г. № 3.)
Отвечает ли приведенный материал классической схеме представления новостей? И почему?
(…)
Теперь обратите внимание, в какой последовательности разворачивается новость в хедлайне. Для автора материала самым важным оказался вопрос: кому подарили протезы. Это построение можно прокомментировать следующим образом: инвалиды, которые вечно оказываются обделенными, наконец что-то получили… С другой стороны хедлайн мог начинаться со слов: «200-400 тысяч рублей». Тогда бы он отвечал на вопрос: сколько стоят протезы. В этом случае актуализировалась мысль о дороговизне протезов: мол, что лечение нынче стоит ой как недешево…
Часто «главный вопрос» должен определяться из контекста новостного факта. Это происходит в том случае, если новость является масштабной. Например, в материале Интерфакса от 19.09.2001-18:41 — «Посол США отказался приехать на инаугурацию президента Белоруссии» — подразумевается, что читатель уже знает о прошедших в Белоруссии выборах; о том, что был избран А.Г. Лукашенко; что должна пройти его инаугурация и что в руководстве США Лукашенко не любят. Новым здесь является сообщение о неуместном демарше, который предпринял, в отличие от своих коллег, американский посол. Следовательно, вопрос кто? правомерно выбран здесь в качестве главного.
Напротив, приступая к чтению материала РИА «Новости» от 28.10.2001-08:11 — «Солдаты на юго-востоке Нигерии убили не менее 300 местных жителей», — рядовой читатель вполне может и не знать о положении в Нигерии: как о самом конфликте, так и о его участниках. Поэтому вся без исключения информация, помещенная в хедлайн, является для него новой, и подразумевающийся в качестве главного вопрос кто? неудачен: неясно, о каких солдатах может идти речь. Предпочтительнее было выбрать в качестве главного вопрос где?, который сориентировал бы читателя, объяснив, что в Нигерии идет конфликт, или что? (какое событие произошло?), вобравший в себя все остальные вопросы, связанные с происшествием.
Если исходить из особенностей использования в заметке так называемого базового факта (который стал причиной подготовки заметки), то можно выделить два типа.
Структура сообщения первого типа представляет собой последовательное изложение ответов на вопросы: «что произошло?», «где?», «когда?», «почему?» и т.д. (в любом порядке), касающиеся именно этого базового факта, и не содержит дополнительной к этому факту информации:
Интерфакс от 18.09.2001-18:28
ШАРОН ОБЪЯВИЛ О ПРЕКРАЩЕНИИ ОГНЯ
Иерусалим. 18 сентября. Интерфакс — Премьер-министр Израиля Ариэл Шарон объявил о прекращении огня со стороны армии своей страны на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
Как передает агентство ЭФЭ, это распоряжение было отдано после того, как палестинский лидер Ясир Арафат во вторник утром в Газе распорядился о прекращении огня со стороны сил безопасности Палестинской национальной администрации (ПНА) по отношению к израильским войскам.
Второй тип — это заметка, в которой базовый факт (исходное явление) каким-либо образом комментируется. Чаще всего базовый факт связывается посредством комментария с каким-то более общим явлением, обычно выступая для него еще одним подтверждением (либо опровержением), что рассматривается как доказательство неслучайности (либо наоборот — исключительности) базового факта.
Напомним, что в соответствии с принципом «перевернутой пирамиды» наиболее важная информация — а это всегда базовый факт — должна идти в начале заметки:
2001-09-21 22:24 * МОЗАМБИК * ХОЛЕРА * ВСПЫШКА *
ВСПЫШКА ХОЛЕРЫ ЗАРЕГИСТРИРОВАНА В МОЗДМБИКСКОЙ ПРОВИНЦИИ ЗАМБЕЗИЯ
ПРЕТОРИЯ, 21 сентября. /Корр. РИА «Новости» Владимир Федорович/.
Вспышка холеры зарегистрирована в мозамбикской провинции Замбезия.
Как передает корреспондент РИА «Новости», по сообщению национального радио, причиной заболевания стало использование людьми для приготовления пищи и бытовых нужд зараженной холерным вибрионом воды из реки Ликунго.
В пострадавшие районы уже направлены команды врачей-эпидемиологов и бригады специалистов Красного Креста.
На сегодняшний день число заболевших пока не превышает трехсот человек. Семеро из них скончались.
Предшествовавшая нынешней вспышка заболевания пришлась на январь этого года. Тогда холерой были охвачены провинции Маника, Газа и Ниасса. В столице страны Мапуту количество заболевших увеличивалось на 50-70 человек в день. С большим трудом эпидемию удалось свести на нет только через полтора месяца. Однако она успела унести жизни более 200 мозамбикцев.
В Мозамбике по количеству смертельных исходов холера «занимает» второе место в списке заболеваний, уступая по этому показателю лишь малярии.
В этой публикации базовое явление (его описание выделено курсивом) изложено в ответе на вопросы:
— Что произошло? — зарегистрирована вспышка холеры;
— Где?— в мозамбикской провинции Замбезия;
— Почему? — люди использовали зараженную воду;
— Что предпринято? — направлены команды врачей и специалисты;
— Каково положение?— число заболевших не превышает трехсот человек, семеро из них скончались.
Вторая часть заметки фактически содержит комментарии базового факта, из которых следует, что заболевание холерой — обычное явление для этой страны.
Нередко исследователи, не отказываясь от принципа «перевернутой пирамиды», детализируют структуру информационного сообщения. Так, отмечая, что внутри «перевернутой пирамиды» поток информации может принимать множество форм, в качестве наиболее удачной указывают следующую:
1) лид-резюме, в котором названы важнейшие новые факты;
2) 2-3 абзаца с более подробным их изложением;
3) абзац-предыстория или абзац-связка, которые связывают эти факты с тем, что происходило ранее, или демонстрируют их общественную значимость;
4) дополнительная информация об этих фактах;
5) дополнительная информация о предыстории или дальнейших перспективах развития событий.
По степени насыщенности и мере новизны различают информацию ключевую, уточняющую, дополнительную, повторную и нулевую. Ключевая информация — это сообщение новости. Уточняющая информация связана непосредственно с единицами текста, несущими основную информацию. Она не сообщает новости, а лишь уточняет то, что уже сообщено (время и место события, подробности, которые конкретизируют новость, подчеркивают ее достоверность и точность). Дополнительная информация не связана непосредственно с ключевой; при ее введении в текст возникает новая тема, вследствие чего связность текста нарушается. Повторная информация не содержит новости, она лишь повторяет уже сообщенные сведения. Наконец, речевые отрезки, лишенные семантической информации (оговорки, «пустые» и нейтральные слова), т.е. содержащие нулевую информацию, могут играть лишь конструктивную роль в процессе организации целостного текста.
Автор определяет коэффициент информативности текста как соотношение речевых отрезков, несущих ключевую информацию, и отрезков, представляющих другие ее виды. Оптимальная информативная насыщенность текста 0,4—0,6. Если этот показатель выше, тексты сложны для восприятия. При меньшем значении коэффициента тексты могут не вызвать интереса у читателя.
Большинство официально-информативных сообщений имеют стандартную композиционно-содержательную структуру, схематично изображаемую в виде концентрических кругов:
Я дерная часть (событийная): что (произошло)
- Введение. Информационные жанры и их структура.
- 20 000 Для пострадавших от репрессий
- Обобщенная схема дискурса новостей
- I обстоятельный концентр: когда (произошло), где (произошло)
- II обстоятельный концентр: в связи с чем (произошло), с какой целью (реже: произошло)
- III концентр: источник информации
- Критерии оценки события и требования по обработке текста информационного сообщения
- Новости в печати.
- "Жесткая новость"
- "Мягкая новость"
- Интервью
- 1. Информационное интервью.
- 3. Портретное интервью.
- По степени опосредованности.
- 1. Интервью в ходе общения «лицом к лицу».
- 2. Интервью по телефону.
- 3. Интервью по интернету.
- Организация и проведение интервью.
- Новости для радио
- Цитаты, ссылки, сноски, деталь
- Глава 3
- § 1. И журналисты мы, и плотники
- Из истории свинства в «кп»
- § 2. «Инфотейнмент», «финишинг»,
- Вопросы к экзамену «Основы творческой деятельности» (разделы «Журналистика новостей» и «Аналитические жанры»)
- Практические задания