"Жесткая новость"
(хроника) заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках новостей. Наиболее краткий, точнее сжатый вариант — самая суть события. Ударная фраза сообщения — лид — нередко выделяется шрифтом. Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, эта меньше всего похожа на "форму", на "произведение" — настолько кажется идентичной реальному факту, слепком с действительности. Тут, как кажется, нет никаких писательских ухищрений, просто излагается, что произошло.
Девиз жестких новостей — "ничего лишнего". Очевидно, что определение "лишнее" — "не лишнее" целиком зависит от журналиста, отсекающего все ненужное. И в этом смысле многие жанры гораздо объективнее лаконичной заметки, которая дает возможность скрывать детали, значимые подробности. Например, сообщение, что страна отказалась участвовать в международной экологической конференции, может выглядеть просто "отрицательным" фактом. Но если прояснить подоплеку, окажется, что тут политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ другой страны стал демонстрацией солидарности).
Жесткая новость не гарантирует полной объективности, но есть допустимый уровень правдивости и объективности. И есть гаранты такой относительной объективности, гаранты того, что при "обстругивании" факта не будет убрано самое главное: рекомендуется в самом начале заметки давать исчерпывающее сообщение по итогу события, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, — употреблять так называемый емкий абзац. Обязательные вопросы: "что" именно произошло? "кто", "где", "когда", "как" и "по какой причине" совершил действие или оказался в плену обстоятельств. (Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы — римского оратора Квинтиллиона.) Ответы на перечисленные вопросы по возможности объединяются в одной-двух фразах, умело сплетаются журналистом и составляют "суммирующий лид". (Подсчитано, что толковый "многосоставный" ответ может уместиться в 35 словах.)
В зависимости от приоритета того или иного момента (акцентирующего важность результата, "известное лицо", трагизм ситуации и пр.) журналист располагает их по "убывающему интересу", начиная с самого важного. В результате получается композиционная конструкция, известная с двадцатых годов XX века под названием "опрокинутая" или "перевернутая пирамида". Основание, главная опора такой "пирамиды" при этом оказывается вверху.
Вариант "перевернутой пирамиды" существует в журналистской практике и как самостоятельный репортерский материал (хроника, "ударная" новость), и в качестве вводного лидирующего абзаца к более пространным сообщениям.
Почему именно такая конструкция? Во-первых, из практических соображений: если новость придется сократить, пусть это будет завершающий, менее существенный фрагмент (как ящерица, спасаясь, сбрасывает хвост)... Сообщение, составленное по такому методу, легче редактировать и сокращать, не переписывая и не подвергая основательной правке. Во-вторых, эта форма приучает концентрировать и выделять наиболее важное. Составляя "пирамиду", журналист демонстрирует тем самым избирательность, творческую активность, во многом — свою оценочную позицию.
Заход "кто"
Подчеркивает масштаб личности или ракурс интересов читателей (ответственное лицо, эксперт, свидетель, центральная фигура происшествия). В формулировке "кто" возможны и уважительный и ироничный варианты (Наши парни... Господа парламентарии...). Нередко новость заостряет ее подчеркиванием возраста (Престарелый монарх... Сорокалетняя звезда рампы...).
Часто называется не имя, но должность, социальный статус (Глава правительства...), происходит "уплотнение" или сокращение имени {Билл... Мэ-рилин... Алла...), идут в ход прозвища, символы "имиджа". Или наоборот — имя "расширяется" за счет имиджа, значимых обстоятельств. (Первая революционерка России Валерия Новодворская заявила о своем решении баллотироваться в Государственную Думу... Или: Клинтон, сам отец троих детей, поддержал законопроект в пользу образования подрастающего поколения...)
Заход "что"
По частоте употребления опережает все остальные. Концентрирует внимание на результате (Миллион подписей...).
Распространены комбинированные заходы "что почему" или "что как" — вполне допустимый вариант комментария к событию, особенно драматическому. (Восемнадцатилетний буддийский монах публично сжег сам себя, протестуя против войны во Вьетнаме.)
Заход "как"
Хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия ("Прослезившись..."). Часто используется при описании драматических ситуаций и в спортивной информации, где важен "эффект преодоления" (Вырвавшись на последних секундах вперед...); концентрирует внимание на длительности напряженного ожидания (В течение долгого часа..., Целых пятьдесят минут в необычайном напряжении держал зрителей матча центральный нападающий..."). Может вводиться попутный комментарий, отмечающий "говорящие" обстоятельства (После долгих колебаний и проволочек Дума приняла законопроект...).
Заход "когда"
Так часто начинают "новости на завтра" -анонсирующие сообщения: где и когда состоится матч, состязание, выставка, заседание. (Двадцать шестого июля ровно в полдень откроются летние Олимпийские игры...). В текущей практике заметно злоупотребление этим заходом, обращение к нему без особой надобности. Относительный смысл имеет только частое употребление слов — определителей времени: "вчера" и "сегодня", "недавно", "на прошлой неделе" и т.п. Однако в большинстве случаев может оказаться целесообразным какой-либо иной заход.
От качества вступления во многом зависит и качество всего сообщения; может меняться публицистический смысл новости. Скажем, выбран заходе "что": Прервано железнодорожное сообщение под Ла-Маншем... Но другой журналист начнет сообщение об этом же событии с другого "что": Забастовка машинистов поездов... Третий напишет:
Убытки компании владельцев трассы... Четвертый отметит в зачине: Сорваны планы летних отпусков многих лондонцев... и тем самым подчеркнет не факт социального протеста, но неудовольствие, неудобства и т.п. Так же вариативен в данном случае заход с "кто" (Машинисты поездов, Лондонцы, Туристы, Бизнесмены, Руководители профсоюза...). Обдумывая, что выделить, репортер еще раз взвешивает информационную ценность фактов, критически осмысливает значение своего выступления.
Жесткая новость относится к так называемым "новостям одного элемента" (или "одного инцидента") с линейной композицией: самое главное содержит лид, затем следует материал, развивающий лид, — основа, затем, если необходимо, — фрагмент предыстории, далее — вторичный, менее важный материал и возвращение к теме. Хроникальный вариант ограничивается лидом, небольшой разработкой (исключая предысторию) и возвращением к теме.
Размер лида колеблется. Главный критерий — он должен читаться легко и быть совершенно ясным читателю без дополнительных пояснений. Убираются ненужные подробности, размывающие текст, повторы, слова специальной терминологии, бесполезные детали. Желательны простые предложения с близко стоящими подлежащим и сказуемым, правильная последовательность изложения, целеустремленные, а не "зигзагообразные" фразы. Опасны:
— перегруженность лида;
— оттеснение новости на задний план;
— монотонность;
— неясность.
Перечитывая вступительную фразу, надо убрать и штампы, и "индюкословие" — например, переписать такое невразумительное бормотание, как: Невозможность предсказать продолжительность оппозиции к ликвидации сегрегации... (За этот текст корреспондент был попросту уволен.) Если заход слишком длинен и сложен, стоит распутать громоздкую фразу, разбив ее на две. Именно в начале сообщения важно избегать самых распространенных в журналистике избитых слов и выражений. Например, если в голову лезет унылое: Завершено строительство отрезка магистрали на участке... — надо зачеркивать и писать: Первый поезд прошел... Необходимо подбирать возможно более конкретные слова и выражения (По-видимому, неполадки в системе электросети... — Простой разрыв провода...). Тогда лид поможет невнимательному, даже случайному читателю узнать суть новости; пробежаться по заголовкам и лидам мы можем, заглянув через плечо читающего соседа в метро. Емкий абзац надо писать как раз в расчете на такую ситуацию. Иногда при уплотнении, "скручивании" фраз есть вероятность нарушения принципа простоты — удобства мгновенного восприятия. Убирая ненужные обороты и "клише", репортеры одновременно озабочены тем, чтобы точно расставить "нужные липшие слова", выделяющие и подчеркивающие смысл сообщения ("всего", "всего лишь", "несмотря на", "хотя, но" и другие).
Хроникер пишет кратко, но ему надо писать и понятно. Необходимые расширения происходят даже в самом лапидарном тексте. Поясняются имена, географические названия, пересчитываются и сопоставляются данные статистики. С употреблением цифры усиливается документальность. Удостоверить факт помогают ссылка и цитата. И все же определяющим в структуре жесткой новости является ее предмет - событие, переданное как итог. Предстает оно как факт, к которому "ни прибавить, ни убавить". И все дополнения (ссылки, цитаты и пр.) должны влиться в монолит, в один-два точных абзаца с тем, чтобы сжатый кулак краткой новости не "раскрывался".
- Введение. Информационные жанры и их структура.
- 20 000 Для пострадавших от репрессий
- Обобщенная схема дискурса новостей
- I обстоятельный концентр: когда (произошло), где (произошло)
- II обстоятельный концентр: в связи с чем (произошло), с какой целью (реже: произошло)
- III концентр: источник информации
- Критерии оценки события и требования по обработке текста информационного сообщения
- Новости в печати.
- "Жесткая новость"
- "Мягкая новость"
- Интервью
- 1. Информационное интервью.
- 3. Портретное интервью.
- По степени опосредованности.
- 1. Интервью в ходе общения «лицом к лицу».
- 2. Интервью по телефону.
- 3. Интервью по интернету.
- Организация и проведение интервью.
- Новости для радио
- Цитаты, ссылки, сноски, деталь
- Глава 3
- § 1. И журналисты мы, и плотники
- Из истории свинства в «кп»
- § 2. «Инфотейнмент», «финишинг»,
- Вопросы к экзамену «Основы творческой деятельности» (разделы «Журналистика новостей» и «Аналитические жанры»)
- Практические задания