logo
Gurn-ka novostej2011so

"Жесткая новость"

(хроника) заметнее всего на первых полосах газет в экстренных выпусках новостей. Наиболее крат­кий, точнее сжатый вариант — самая суть собы­тия. Ударная фраза сообщения — лид — нередко выделяется шрифтом. Из всех литературных форм, в какие облекается журналистское выступление, эта меньше всего похожа на "форму", на "произ­ведение" — настолько кажется идентичной реаль­ному факту, слепком с действительности. Тут, как кажется, нет никаких писательских ухищрений, просто излагается, что произошло.

Девиз жестких новостей — "ничего лишнего". Очевидно, что определение "лишнее" — "не лиш­нее" целиком зависит от журналиста, отсекающе­го все ненужное. И в этом смысле многие жанры гораздо объективнее лаконичной заметки, которая дает возможность скрывать детали, значимые по­дробности. Например, сообщение, что страна от­казалась участвовать в международной экологиче­ской конференции, может выглядеть просто "от­рицательным" фактом. Но если прояснить подо­плеку, окажется, что тут политический демарш (не было приглашено одно из государств, и отказ дру­гой страны стал демонстрацией солидарности).

Жесткая новость не гарантирует полной объек­тивности, но есть допустимый уровень правдивос­ти и объективности. И есть гаранты такой относи­тельной объективности, гаранты того, что при "обстругивании" факта не будет убрано самое главное: рекомендуется в самом начале заметки давать исчерпывающее сообщение по итогу собы­тия, отвечая на основные вопросы, проясняющие ситуацию, — употреблять так называемый емкий абзац. Обязательные вопросы: "что" именно произошло? "кто", "где", "когда", "как" и "по какой причине" совершил действие или оказался в пле­ну обстоятельств. (Традиционные шесть вопросов не изменились со времен творца этой формулы — римского оратора Квинтиллиона.) Ответы на пере­численные вопросы по возможности объединяют­ся в одной-двух фразах, умело сплетаются журна­листом и составляют "суммирующий лид". (Под­считано, что толковый "многосоставный" ответ может уместиться в 35 словах.)

В зависимости от приоритета того или иного момента (акцентирующего важность результата, "известное лицо", трагизм ситуации и пр.) журна­лист располагает их по "убывающему интересу", начиная с самого важного. В результате получает­ся композиционная конструкция, известная с двадцатых годов XX века под названием "опроки­нутая" или "перевернутая пирамида". Основание, главная опора такой "пирамиды" при этом оказы­вается вверху.

Вариант "перевернутой пирамиды" существует в журналистской практике и как самостоятельный репортерский материал (хроника, "ударная" но­вость), и в качестве вводного лидирующего абзаца к более пространным сообщениям.

Почему именно такая конструкция? Во-первых, из практических соображений: если новость при­дется сократить, пусть это будет завершающий, ме­нее существенный фрагмент (как ящерица, спаса­ясь, сбрасывает хвост)... Сообщение, составленное по такому методу, легче редактировать и сокра­щать, не переписывая и не подвергая основатель­ной правке. Во-вторых, эта форма приучает кон­центрировать и выделять наиболее важное. Состав­ляя "пирамиду", журналист демонстрирует тем са­мым избирательность, творческую активность, во многом — свою оценочную позицию.

Заход "кто"

Подчеркивает масштаб личности или ракурс ин­тересов читателей (ответственное лицо, эксперт, свидетель, центральная фигура происшествия). В формулировке "кто" возможны и уважительный и ироничный варианты (Наши парни... Господа пар­ламентарии...). Нередко новость заостряет ее под­черкиванием возраста (Престарелый монарх... Со­рокалетняя звезда рампы...).

Часто называется не имя, но должность, соци­альный статус (Глава правительства...), происходит "уплотнение" или сокращение имени {Билл... Мэ-рилин... Алла...), идут в ход прозвища, символы "имиджа". Или наоборот — имя "расширяется" за счет имиджа, значимых обстоятельств. (Первая ре­волюционерка России Валерия Новодворская за­явила о своем решении баллотироваться в Госу­дарственную Думу... Или: Клинтон, сам отец тро­их детей, поддержал законопроект в пользу обра­зования подрастающего поколения...)

Заход "что"

По частоте употребления опережает все осталь­ные. Концентрирует внимание на результате (Миллион подписей...).

Распространены комбинированные заходы "что почему" или "что как" — вполне допустимый ва­риант комментария к событию, особенно драмати­ческому. (Восемнадцатилетний буддийский монах публично сжег сам себя, протестуя против войны во Вьетнаме.)

Заход "как"

Хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия ("Прослезившись..."). Часто используется при описании драматических ситуаций и в спортивной информации, где важен "эффект преодоления" (Вырвавшись на последних секундах вперед...); концентрирует внимание на длительности напряженного ожидания (В течение долгого часа..., Целых пятьдесят минут в необы­чайном напряжении держал зрителей матча цент­ральный нападающий..."). Может вводиться по­путный комментарий, отмечающий "говорящие" обстоятельства (После долгих колебаний и прово­лочек Дума приняла законопроект...).

Заход "когда"

Так часто начинают "новости на завтра" -анонсирующие сообщения: где и когда состоится матч, состязание, выставка, заседание. (Двадцать шестого июля ровно в полдень откроются летние Олимпийские игры...). В текущей практике замет­но злоупотребление этим заходом, обращение к нему без особой надобности. Относительный смысл имеет только частое употребление слов — определителей времени: "вчера" и "сегодня", "не­давно", "на прошлой неделе" и т.п. Однако в большинстве случаев может оказаться целесооб­разным какой-либо иной заход.

От качества вступления во многом зависит и ка­чество всего сообщения; может меняться публици­стический смысл новости. Скажем, выбран заходе "что": Прервано железнодорожное сообщение под Ла-Маншем... Но другой журналист начнет сооб­щение об этом же событии с другого "что": Заба­стовка машинистов поездов... Третий напишет:

Убытки компании владельцев трассы... Четвертый отметит в зачине: Сорваны планы летних отпусков многих лондонцев... и тем самым подчеркнет не факт социального протеста, но неудовольствие, неудобства и т.п. Так же вариативен в данном слу­чае заход с "кто" (Машинисты поездов, Лондон­цы, Туристы, Бизнесмены, Руководители профсо­юза...). Обдумывая, что выделить, репортер еще раз взвешивает информационную ценность фак­тов, критически осмысливает значение своего вы­ступления.

Жесткая новость относится к так называемым "новостям одного элемента" (или "одного инци­дента") с линейной композицией: самое главное содержит лид, затем следует материал, развиваю­щий лид, — основа, затем, если необходимо, — фрагмент предыстории, далее — вторичный, менее важный материал и возвращение к теме. Хрони­кальный вариант ограничивается лидом, небольшой разработкой (исключая предысторию) и воз­вращением к теме.

Размер лида колеблется. Главный критерий — он должен читаться легко и быть совершенно яс­ным читателю без дополнительных пояснений. Убираются ненужные подробности, размывающие текст, повторы, слова специальной терминологии, бесполезные детали. Желательны простые предло­жения с близко стоящими подлежащим и сказуе­мым, правильная последовательность изложения, целеустремленные, а не "зигзагообразные" фразы. Опасны:

— перегруженность лида;

— оттеснение новости на задний план;

— монотонность;

— неясность.

Перечитывая вступительную фразу, надо убрать и штампы, и "индюкословие" — например, пере­писать такое невразумительное бормотание, как: Невозможность предсказать продолжительность оппозиции к ликвидации сегрегации... (За этот текст корреспондент был попросту уволен.) Если заход слишком длинен и сложен, стоит распутать громоздкую фразу, разбив ее на две. Именно в на­чале сообщения важно избегать самых распростра­ненных в журналистике избитых слов и выраже­ний. Например, если в голову лезет унылое: Завершено строительство отрезка магистрали на участке... — надо зачеркивать и писать: Первый поезд прошел... Необходимо подбирать возможно более конкретные слова и выражения (По-видимому, неполадки в системе электросети... — Простой разрыв провода...). Тогда лид поможет невнима­тельному, даже случайному читателю узнать суть новости; пробежаться по заголовкам и лидам мы можем, заглянув через плечо читающего соседа в метро. Емкий абзац надо писать как раз в расчете на такую ситуацию. Иногда при уплотнении, "скручивании" фраз есть вероятность нарушения принципа простоты — удобства мгновенного вос­приятия. Убирая ненужные обороты и "клише", репортеры одновременно озабочены тем, чтобы точно расставить "нужные липшие слова", выде­ляющие и подчеркивающие смысл сообщения ("всего", "всего лишь", "несмотря на", "хотя, но" и другие).

Хроникер пишет кратко, но ему надо писать и понятно. Необходимые расширения происходят даже в самом лапидарном тексте. Поясняются имена, географические названия, пересчитывают­ся и сопоставляются данные статистики. С упо­треблением цифры усиливается документальность. Удостоверить факт помогают ссылка и цитата. И все же определяющим в структуре жесткой ново­сти является ее предмет - событие, переданное как итог. Предстает оно как факт, к которому "ни прибавить, ни убавить". И все дополнения (ссыл­ки, цитаты и пр.) должны влиться в монолит, в один-два точных абзаца с тем, чтобы сжатый кулак краткой новости не "раскрывался".