2).Газеты
1. Роспечать называет цифру 35,5 тысяч газет и ежедневников, не указывая число электронных. Реально на рынке действуют 15 тыс. газет. В США издается всего 1500 газет.
2.Тираж газет составил 7,8 млрд экземпляров (в 10 раз больше, чем книг). По сравнению с 2006 тираж сократился на 200 млн экз. Это говорит о снижении роли газет в пространстве СМИ. В мире тенденция к снижению наблюдается в развитых странах, но в Китае, Индии, наоборот, тиражи газет растут.
3.Газетное пространство определяется структурой по месту издания и масштабам: общероссийские издания составляют 34,8% с ядром в 400 газет; региональные – 33% и местные – 32,1%. Можно считать, что соблюдается закон трех третей. Учредителями 80% региональных и местных газет выступает администрация, власть. Это ярко иллюстрирует ситуацию с независимостью и свободой СМИ на этих уровнях.
По «серьезности» все пространство газет делится на два вида, тяготеющих к «серьезной» - аналитической, деловой прессе и «желтой», бульварной, таблоидной. В мире наблюдается тенденция перехода газет на цветные таблоиды.
4.Инвестиции в газетный бизнес составили 95 млрд рублей, а выручка и доходы – более 108 млрд руб. Доходы от реализации в розницу – 35%, от подписки – 15% и от рекламы – 50%. Ведущие издательские дома: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты»», 7 дней», «Московский комсомолец» и др. Капитализация медийных компаний находилаь в 2007 диапазоне 15 – 200 млрд рублей (Газпроммедиа, Профмедиа, РБК и др)
5.Аудитория читателей газет в России более 50 млн чел, в том числе аудитория еженедельника «Аргументы и факты» - 14%, у «Комсомольской правды» - 13%, «Жизнь» - 6%. Такие издания как «Российская газета», «Известия» имеют 2%, а «Коммерсант» и «Ведомости» по 1%. Аудитория одного номера составляла у «Комсомольской правды» - 1,905 млн чел.,»МК» - 1,215, «Российской газеты – 638 тыс. чел, «Известий» - 371, «Коммерсант» - 237 тыс. чел. Аудитория имеет тенденцию к снижению. Не читают газет 33% населения страны.
В СПб наиболее «читабильные» газеты «Мой район» - 769 тыс. чел., «»Аргументы и факты» - 731, «Метро» - 611.
6.Если численность и тиражи общественной прессы постепенно снижаются, то корпоративные издания характеризуются ростом – за последние 5-7 лет их число и объемы выросли вдвое. Сегодня насчитывается 6-7 тысяч. Затраты на их производство достигли более 24 млр. рублей. Многие издаются на глянцевой бумаге с качественными фотографиями. Они носят пиаровский характер и в их издании особенно заинтересованы бизнес-организации.
7.Интенсивно растет сектор СМИ в Интернете, включающий «Бумажные», сетевые и электронные СМИ и агентства. Их масштабы превышают число печатных.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий