Планы семинарских занятий
Семинар 1.Современные массовые коммуникации.
1.Концепция информационно-коммуникативного общества и СМИ.
2..Социальные функции массовой коммуникацию.
3.Социальная структура общества и СМК.
4. Глобализация и локализация массовой коммуникации.
Литература
1.Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации.- М., 2008.
2.Дука С.И. Информационное общество. Социогуманитарные аспекты. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та. 2004.
3.Средства массовой информации России. – М.. Аспект Пресс. 2005.
4.Куржиямский М.Ю. Социокоммуникативные процессы в современном российском обществе. – СПб., 2005.
Семинар 2.Современные теории информационной деятельности.
1.Отбор информации и теория «привратника».
2. Теория «повестки дня» в СМИ.
3.Теория культивации и мэйнстрим в российских СМИ.
4.Эффективность воздействия массовой коммуникации на сознание
Литература
Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовой коммуникации. Киев,2008
Яковлев И.П.Современные теории массовой коммуникации. СПб, 2007.
Семинар 3.Теория и практика взаимодействия СМК и власти.
1.Проблема свободы СМИ.
2.Модели взаимоотношений СМК и власти
3. Модели СМИ в постсоветской России.
4. Социальная ответственность СМК и власти.
Литература
1.Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. М., Питер.2005.
2.Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблмы современности и журналистика. СПб.2005.
3.Средства массовой информации постсоветской России: Учебное пособие /Под. Ред. Я. Н. Засурского .- М.:Аспект Пресс, 2002.
Семинар 4. Взаимодействие СМК с аудиторией.
Социальные функции массовой коммуникации. Потребление информации аудиторией: факторы и барьеры. Теории неограниченного и ограниченного влияния СМК. Одноступенчатая и двухступенчатая модели. Понятие «лидер мнений». Соотношение формирования и выражения общественного мнения. Теория активной аудитории. Социальная ответственность СМК и аудитории.
Литература
1.Федотова Л.Н Социология массовой коммуникации М.2008
3.Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб., 2004.
4.Брайант Дж.,Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.
Семинар 5.Социологические исследования массовой коммуникации.
1.Содержание массовой информации и методика его изучения.
2.Массовые опросы и качественные методы.
3. Электронные способы измерения аудитории.
4.Опросы общественного мнения в прессе.
Литература
1.Фомичева И.Д.Социология СМИ. М., 2007.
2.Федотова Л.Н Социология массовой коммуникации. М., 2008.
Основная терминология курса. Глоссарий основных понятий.
Авторитарная теория – теория функционирования СМК под влиянием и с определенной степенью контроля со стороны высшей власти или бизнеса в стране или регионе.
Активная аудитория – аудитория СМК, которая обладает качествами заинтересованно, мотивированно, селективного, практического, критического отношения к массовой информации.
Виды средств массовой коммуникации (СМК) – печатные (книги, журналы, газеты), «химические» (фото, кино) и электронные (радио, телевидение, Интернет) СМК.
Доля телеканалов – число людей, которые смотрели данный канал в данный момент времени, по отношению к числу людей, смотревших телевизор в данный момент времени.
Интерактивные коммуникации – коммуникации с обратной связью между источником сообщений и потребителем.
Коммуникативные потребности – потребности людей в интересной и жизненно необходимой информации.
Контент-анализ – методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста.
Либертарианская теория – теория свободы СМК на основе частной собственности на средства массовой информации и осуществления функций информирования и развлечения аудитории, критики властей.
Массовая коммуникация (МК) – процесс производства и передачи сообщений большим массам людей, рассредоточенных в пространстве и времени, с помощью технических средств.
Политическая реклама – форма информирования населения о партийных программах или программах отдельных кандидатов на выборах.
Процесс массовой коммуникации – процесс отбора информации, формирования повестки дня, культивации и восприятия массовой информации.
Рейтинг телеканалов – число людей, смотревших данный канал в данное время по отношению к общей численности населения от четырех лет и более.
Социальная реклама – образа социально одобряемого или не одобряемого действия в СМК с целью привлечения людей к участию в решении социальных проблем.
Социальная ответственность СМК – ответственность специалистов СМК перед обществом на основе профессионализма, связанного с точностью, объективностью, плюрализмом, балансом информации при соблюдении правовых и моральных норм.
Социальный институт СМК – система организаций, занимающихся сбором, обработкой и распространением массовой информации в обществе на основе правовых и этических норм.
Технологический детерминизм – преувеличение влияния технических средств МК на содержание информации.
Тоталитарная теория - теория функционирования СМК на основе общественной собственности средств массовой информации и подчинения содержания господствующей идеологии.
Функции МК – информирование, развлечение, воздействие с помощью СМК.
.
1 Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М. 2000. - С.122.
2 Указ. соч. С.56.
3 Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире. М., 1999. С. 88-89.
4 Долгошеева Е.Успех канала зависит от одного жанра – сериала. Ведомости 28 февраля 2007.
5 Михайлов С.А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПБ., 2002.С.115.
6 Назаров М.М. Указ.соч. С.189-200.
7 Бережная М.А.Телевидение и социальная помощь. СПб, 2002 С.7-8.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий