2. Революционные вехи массовых коммуникаций
Коммуникационная история человечества включает в себя развитие форм коммуникаций (личностно-групповых на ранних стадиях) до массовых и глобальных сегодня. Их развитие связано с изобретательской деятельностью в области информационных носителей.
Движущими силами развития были потребности людей:
- в более быстрой передаче информации (скорость);
- в больших объемах (количество);
- на более дальние расстояния (дальность);
- в более совершенном виде (качество);
- с наименьшими затратами (экономичность);
- в равенстве доступа к информации (информационное равенство).
В настоящее время эти общечеловеческие задачи в большой степени решены, хотя проблемы еще есть.
Остановимся на революционных вехах развития коммуникаций
Первая социально-коммуникативная революция – создание алфавитов, для европейской цивилизации - греческого и латинского. В связи с этим устная коммуникация стала все больше дополняться письменной. В то же время обострилась проблема носителя и множителя информации.
Изобретение бумаги и печатного станка. Китай и Европа стали родиной бумаги и печатного станка. Преимущество Европы заключается в том, что именно здесь началась «печатная революция». Создание И.Гутенбергом в середине XV века печатного станка с движущейся железной платой привело к быстрому росту книгопечатания, рождению газет и журналов. Письменная коммуникация (письмо) дополнилась печатной – производством и и чтением СМИ. В то же время оставалась нерешенной проблема скорости передачи информации.
В середине XIX века появляется телеграф, который позволяет мгновенно передавать информацию с помощью азбуки Морзе (точки и тире в виде коротких и динных электрических сигналов) по проводам вдоль железных дорог. В конце XIX века Д.Белл изобретает телефон, который позволил преодолеть трудности телеграфного языка. Теперь каждый получил возможность быстро передавать информацию на обычном языке.
В это же время параллельно с телеграфом рождается фотография, расширяющая возможности человека по передаче и восприятию массовой, визуальной, изобразительной информации. В конце века с рождением кино неподвижная фотография начинает двигаться, расширяя возможности людей по отражению реальности.
Изобретение А.С.Поповым радио в 1895 году и его продвижение на рынок Г.Маркони привело к коммуникации без проводов. Теперь информация могла передаваться на большие расстояния по воздуху как беспроводному каналу связи при наличии радиопередатчика и приемника. 20-30 годы XX века стали для людей «веком» радио, поселившегося рядом с человеком.
Следующий революционный шаг человечества связан с рождением в первой четверти XX века телевидения (дальновидения), сердцем которого явилась электронно-лучевая трубка В. Зворыкина. Телевизор «привел» кино в середине века в личные дома и квартиры людей, превратив телевизор в основной источник визуальной и вербальной информации.
Русский спутник 1957 года открыл космические возможности телевидению, радио, телефону для мгновенной передачи информации в любую точку земного пространства. Эта задача будет решена полностью после создания всемирной глобальной системы космических спутников связи.
И, наконец, вторая половина XX века ознаменовалась самым фантастическим прорывом в коммуникациях – это создание персонального компъютера и Интернета. С их помощью человек стал экономить массу времени и сил на быстрый поиск и передачу разных объемов информации и доступ практически ко всем видам печатной, визуальной, музыкальной, радио и телеинформации.
На примере печатных СМИ видна общая закономерность развития массовых коммуникаций – производство все большего количества информации для все большего числа людей на все более дешевых носителях.
Телеграф и телефон позволили увеличить скорость передачи информации на все более дальние расстояния. Коммуникационные спутники позволили развить мобильную телефонную связь, которая сегодня органично дополняет стационарные телефоны.
Благодаря фотографии, изобретенной еще в 1837 году, расширилось знание о мире. В конце XIX века она стала средством массовой информации через репродукции. Затем возникла фотожурналистика и кинематограф, которые усилили визуализацию информации.
Кино, родившееся в 1895 году, захватило все слои уже в 20-е годы XX в. Вначале людей интересовало само чудо движения, а затем проявилась жажда смотреть истории о жизни. Родились звезды, как воплощение массовой мечты о человеческом идеале красоты. Актеры, благодаря кино, стали известны и любимы.
Рост дохода, свободного времени и разнообразия потребностей стимулировали развитие рекламы, которая связала массовое общество с образами. В начале XX в. их главными носителями были газеты, затем журналы. В конце. 20-х годов радио стало упоминать своих спонсоров. Распространение рекламы привело к необходимости введения ограничений ее обьемов и содержания.
Радио сформировало потребность в таких формах популярных развлечений как драмы, комедии, спорт, музыка. Радионовости в отличие от газеты создали эффект присутствия. Радио стало оказывать огромное влияние на мир, на формирование духовных и материальных потребностей больших масс людей.
Телевидение вначале копировало радио. Затем стало показывать комедии и приключения. В семье возникла любовь к телевизору, особенно по вечерам и выходным. Производство и просмотр телепередач стало важнейшей технологией социальной жизни. Телеэкран позволяет зрителям воспринимать книгу, историю через телеизображение, которое действует на людей сильнее, чем текст. Разнообразие программ ведет к формированию собственной точки зрения телезрителя.
Телевидение воплощает в себе два принципа. Во-первых, это мозаичность изображения, представляющего весь мир в качестве набора сообщений из всевозможных областей жизни. Во-вторых, это резонанс (взаимное усиление) поступающих в сознание телезрителей сообщений, который преодолевает их мозаичную раздробленность, обьединяя работой сознания целостное смысловое единство1.
Большое внимание анализу телевидения как символу революции аудиовизуальных средств уделил М. Маклюэн. Основная идея Маклюэна, ставшая афоризмом, заключается в том, что средство общения становится самим сообщением. Когда говорят: «По телевизору показали или сказали» – в этом и проявляется сообшающая роль телевидения.
Роль телевидения в ХХ веке можно выразить словами «Я мыслю с помощью масс-медиа, следовательно, существую». Но Маклюэн видел и опасные стороны телевидения, сравнивая его с наркотиком, уничтожающим чтение. Это демиург «глобальной деревни», ее порождающий, конструирующий и формирующий. Глобальная деревня – это и глобальный театр, где все стали актерами. Но главное в идее «глобальной деревни» – это ее функция обьединения людей.
В третьей четверти 20 века роль главного героя начинает играть персональный компьютер. Стали быстро развиваться компьютерные сети, возникла мировая сеть Интернет. Современный компьютер может хранить и обрабатывать огромные обьемы разнообразной информации.
Осуществляется обьединение компьютерных и коммуникационных технологий. Стала осознаваться ключевая роль информации в обществе. Возникает концепция информационного общества.
Ряд развитых стран вошли в стадию информационного общества. Для них характерен выход на первые позиции численности информационно-коммуникативных работников и обьема продаж информационных продуктов. Интенсивно растут информационно-коммуникативные потребности людей и организаций, включая и СМК, связанные с переработкой больших массивов информации и необходимостью мобильных коммуникаций.
Российское общество, несмотря на отставание от развитых стран и специфические трудности реформенных преобразований, динамично продвигается по пути формирования информационно-коммуникативного общества. Вселяет оптимизм то, что информационно – коммуникативный сектор услуг нашего общества развивается наиболее динамично.
Дальнейший прогресс будет связан с формированием информационно-коммуникативного общества, в котором большинство граждан будет владеть современными средствами коммуникации для производства, передачи и приема информации. Число профессиональных информационно-коммуникативных работников займет лидирующее положение в обществе и будет производить рыночный продукт большей стоимости по сравнению с традиционными товарами. Одновременно с этим будет происходить внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности людей, организаций и общества.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий