5).Телевидение
1.Министерством связи и массовых коммуникаций разработана «Концепция развития телерадиовещания на 2008-2015 годы».
В ней отмечается важная роль медиаотрасли в народном хозяйстве – ее доля в ВВП составляет 1,4%, что сопоставимо с вкладом ряда промышленных отраслей, например, легкой промышленности. Ориентир на будущее - развитые страны, где вклад в ВВП больше в 2-3 раза. К 2015 году оборот медиаотрасли должен достигнуть 1250 млрд рублей, треть из которых придется на радио и телевидение. Техническим средством реализации этих целей является переход к цифровому вещанию.
2.Сегодня для 88,5% населения страны источником телеинформации является аналоговое вещание (в США, Великобритании, Финляндии от 87% до 80% - цифровое). 11,6% имеют доступ к эфирному и кабельному и только около 1% - к спутниковому. Пять и более программ может принимать только 33% жителей,а только один канал - около 4 млн человек. 10 тысяч населенных пунктов (1,5 млн чел.) вообще не охвачены телевидением. В модернизации нуждается 80% технического ресурса.
Согласно концепции в 2015 году во всех субъектах РФ должны дейстовать 4 обязательных радиоканала (Радио России, Юность, Маяк и региональное радио), 6 общероссийских телеканалов и один региональный.
3.Переход на «цифру» позволит резко увеличить число каналов, потому что на одной частоте можно передавать от 6 до 12 каналов. В результате в городах их число может возрасти до сотни. Сегодня в США средняя семья принимает более 70 каналов. Средняя доля зрителей канала снизится. Сейчас в США доля в 10% производит фурор. Наш Первый канал постоянно имеет долю более 20% (в Москве и Санкт-Петербурге на 1-2% ниже, чем на остальной территории России). Но отдельные программы превышают доли в 30% (некоторые футбольные матчи приближаются к 40%).
4.В отношении телезрителей к содержанию телеинформации в последнее время проявляются новые тенденции. Падает интерес к кино, которого на телевидении переизбыток. Вырос интерес к отечественным сериалам с одновременным падением к зарубежным. В целом к телевидению интерес у молодежи оценивается как низкий. Значительная часть аудитории смотрит «чернушные» передачи НТВ (Чрезвычайное происшествие и т.п.). Сохраняется интерес к новостным программам. Большой интерес вызывают шоу-программы типа «Ледниковый период», «Звезды на льду», «Минута славы».
Среди оригинальных отечественных программ сохраняют высокие рейтинги «КВН», «Что? Где? Когда?», «Пока все дома», «Жди меня».
5.К негативным явлениям, по данным опросов, относится, например, занижение интеллектуальной планки, нехватка качественного кино, много агрессии и негатива в контенте, мало документального кино и научных, образовательных передач, юмор «ниже пояса», нет оппозиционных точек зрения, раздражающая реклама и др.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий