logo
 ᠃

2. Социальные проблемы в смк

Переосмысление вопроса о роли СМК в обществе началось с работ Ю. Хабермаса. Его идеи, если говорить кратко, сводятся к следующему. На раннем этапе развития капитализма возникает автономная сфера публичных отношений, где происходит формирование общественного мнения независимо от государства. Появляется и свободная общественность.

Впоследствии она вместе с СМК оказывается в подчинении у государства и бизнеса. Роль независимой общественности ослабляется, ей отводится роль пассивных потребителей. СМК вместе с властью и бизнесом манипулируют общественным мнением. Основной пафос мысли Хабермаса в том, чтобы в демократическом обществе был сохранен сектор публичной сферы как нейтральный к политическому и экономическому влиянию.

В этом плане представляет интерес современная модель демократических СМК, предложенная Дж. Курраном6. Она представляет собой круг, в центре которого сосредоточены СМК, и в первую очередь телевизионные каналы, обслуживающие общие интересы. Так, в Германии институты общественных служб вещания представляют собой децентрализованные конфедерации, в которых противоположные политические тенденции замкнуты в систему взаимных сдержек и противовесов. Контроль и влияние государства и частного предпринимательства ограничены. Общественное вещание является источником сплочения народа.

Периферия круга состоит из четырех секторов.

Первый – сектор гражданских СМК включает партийно-ориетированные и субкультурные СМК. Он обслуживает группы населения с разными политическими и сциально-культурными интересами.

Второй - сектор профессиональных СМК обслуживает интересы специалистов, представляющих коммерческие и общественные организации.

Третий – сектор частного вещания включает частные предприятия МК и служит, естественно, интересам бизнеса.

Четвертый – сектор социального рынка представляет собой СМК, финансируемые по системе перераспределения доходов для выражения интересов социально уязвимых групп и меньшинств.

Такая демократическая система помогает людям выявлять их интересы, поддерживать наблюдение за правительством, изыскивать ресурсы для защиты общих и групповых интересов. Кроме того, она позволяет достигать разумных компромиссов между разными интересами, а не доминирования некоторых в ущерб другим.

Важным вопросом для общества является взаимодействие СМК с социальной сферой. В социальную сферу включается здравоохранение, социальное обеспечение, семья. Это сфера, которая в большей части финансируется из бюджета. Взаимодействие СМК с этой сферой подчиняется общим закономерностям, но есть и своя специфика. Острота проблем в 90-е годы резко возросла и требует такого же внимания со стороны СМК. Интерес есть, но учитывая ее «остаточность», он не всегда такой сильный как к политике или экономике. От внимания к таким социальным проблемам как бездомность, детская безнадзорность, наркомания, задержка и величина пенсий – журналисту нечего ждать дополнительных гонораров. Здесь требуется гражданская зрелость, социальная ответственность и желание бескорыстно помочь в решении больных социальных проблем, затрагивающих десятки миллионов людей.

К основным методам освещения социальных явлений М. А. Бережная относит информационно-предметный (информирование о событиях в социальной жизни – реформах, решениях, социальных акциях), информационно-проблемный (анализ конкретных проблем – безработицы, жизненного уровня, болезни и обеспечение лекарствами), эмоционально-личностный (истории о конкретных людях), консультационный (консультации для аудитории), социальное рекламирование в целях привлечения внимания к проблеме7.

Внимание СМК, особенно телевидения, к социальным проблемам импульсное. Связано с каким-то событием, привлекающим общественное внимание. Журналисты не всегда профессионально владеют проблемой, поэтому часто они стремятся показать нечто шокирующее, без глубокого анализа существа и причин.

М. А, Бережная обращает внимание на действие стереотипов в отношени социально уязвимых слоев и вместе с тем попытки их преодоления. Так, в фильме И. А. Шадхана «Знакомство» был разрушен стереотип об инвалидах как неполноценных людях. Фильм показал танцы в инвалидных колясках, рисунки, работу на компьютере людей с ДЦП и др. Это хороший пример позитивного подхода к инвалидам, которым нужны не только деньги на питание, а помощь в создании для них условий для проявления возможностей личности. Аналогичный подход плодотворен и для освещения активной жизни пенсионеров, о возможностях проблемных детей, наркоманов и т. д.

Вместе с тем нередко освещение проблемы носит характер кампании, когда, в частности, власть начинает проявлять к ней внимание. Информация дается поверхностно, оценка событий дается двуцветная “черно-белая”. Преобладает информирование, а не анализ. Возникает диагноз с образом пугающей и безнадежной проблемы. В таком случае СМК не выполняют своей социально-ответственной задачи.