2. Социальные проблемы в смк
Переосмысление вопроса о роли СМК в обществе началось с работ Ю. Хабермаса. Его идеи, если говорить кратко, сводятся к следующему. На раннем этапе развития капитализма возникает автономная сфера публичных отношений, где происходит формирование общественного мнения независимо от государства. Появляется и свободная общественность.
Впоследствии она вместе с СМК оказывается в подчинении у государства и бизнеса. Роль независимой общественности ослабляется, ей отводится роль пассивных потребителей. СМК вместе с властью и бизнесом манипулируют общественным мнением. Основной пафос мысли Хабермаса в том, чтобы в демократическом обществе был сохранен сектор публичной сферы как нейтральный к политическому и экономическому влиянию.
В этом плане представляет интерес современная модель демократических СМК, предложенная Дж. Курраном6. Она представляет собой круг, в центре которого сосредоточены СМК, и в первую очередь телевизионные каналы, обслуживающие общие интересы. Так, в Германии институты общественных служб вещания представляют собой децентрализованные конфедерации, в которых противоположные политические тенденции замкнуты в систему взаимных сдержек и противовесов. Контроль и влияние государства и частного предпринимательства ограничены. Общественное вещание является источником сплочения народа.
Периферия круга состоит из четырех секторов.
Первый – сектор гражданских СМК включает партийно-ориетированные и субкультурные СМК. Он обслуживает группы населения с разными политическими и сциально-культурными интересами.
Второй - сектор профессиональных СМК обслуживает интересы специалистов, представляющих коммерческие и общественные организации.
Третий – сектор частного вещания включает частные предприятия МК и служит, естественно, интересам бизнеса.
Четвертый – сектор социального рынка представляет собой СМК, финансируемые по системе перераспределения доходов для выражения интересов социально уязвимых групп и меньшинств.
Такая демократическая система помогает людям выявлять их интересы, поддерживать наблюдение за правительством, изыскивать ресурсы для защиты общих и групповых интересов. Кроме того, она позволяет достигать разумных компромиссов между разными интересами, а не доминирования некоторых в ущерб другим.
Важным вопросом для общества является взаимодействие СМК с социальной сферой. В социальную сферу включается здравоохранение, социальное обеспечение, семья. Это сфера, которая в большей части финансируется из бюджета. Взаимодействие СМК с этой сферой подчиняется общим закономерностям, но есть и своя специфика. Острота проблем в 90-е годы резко возросла и требует такого же внимания со стороны СМК. Интерес есть, но учитывая ее «остаточность», он не всегда такой сильный как к политике или экономике. От внимания к таким социальным проблемам как бездомность, детская безнадзорность, наркомания, задержка и величина пенсий – журналисту нечего ждать дополнительных гонораров. Здесь требуется гражданская зрелость, социальная ответственность и желание бескорыстно помочь в решении больных социальных проблем, затрагивающих десятки миллионов людей.
К основным методам освещения социальных явлений М. А. Бережная относит информационно-предметный (информирование о событиях в социальной жизни – реформах, решениях, социальных акциях), информационно-проблемный (анализ конкретных проблем – безработицы, жизненного уровня, болезни и обеспечение лекарствами), эмоционально-личностный (истории о конкретных людях), консультационный (консультации для аудитории), социальное рекламирование в целях привлечения внимания к проблеме7.
Внимание СМК, особенно телевидения, к социальным проблемам импульсное. Связано с каким-то событием, привлекающим общественное внимание. Журналисты не всегда профессионально владеют проблемой, поэтому часто они стремятся показать нечто шокирующее, без глубокого анализа существа и причин.
М. А, Бережная обращает внимание на действие стереотипов в отношени социально уязвимых слоев и вместе с тем попытки их преодоления. Так, в фильме И. А. Шадхана «Знакомство» был разрушен стереотип об инвалидах как неполноценных людях. Фильм показал танцы в инвалидных колясках, рисунки, работу на компьютере людей с ДЦП и др. Это хороший пример позитивного подхода к инвалидам, которым нужны не только деньги на питание, а помощь в создании для них условий для проявления возможностей личности. Аналогичный подход плодотворен и для освещения активной жизни пенсионеров, о возможностях проблемных детей, наркоманов и т. д.
Вместе с тем нередко освещение проблемы носит характер кампании, когда, в частности, власть начинает проявлять к ней внимание. Информация дается поверхностно, оценка событий дается двуцветная “черно-белая”. Преобладает информирование, а не анализ. Возникает диагноз с образом пугающей и безнадежной проблемы. В таком случае СМК не выполняют своей социально-ответственной задачи.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий