logo
 ᠃

Дополнительная литература

1.Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб.2005.

2.Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. М., 2004.

3.Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской н-пр. конф.. – СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011, 2010, 2009 гг.

4.Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., Аспект Пресс. 2004.

5. Littlejohn S.W. Theories of Human Communication. NewYork, 1999.

6.Baran St.J., Davis D.K. Mass Communication Theory. Calif., 2005.

7.Straubhaar J., Laruse R., Communications Media in the Information Society. California, 1997.

Интернет-источники

http://www.fom.ru/ -официальный сайт Фонда «Общественное мнение»

http://www.vciom.ru/ -официальный сайт ВЦИОМ

http://www.levada.ru/-официальный сайт аналитического центра Юрия Левады

http://www.tns - global.ru/ -сайт TNS Gallup media

http://www.comcon.-2.ru/-сайт Comcon market and media research

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Упражнения и задания, подготовленные преподавателями кафедры

1.Анализ функционирования СМК в обществе.

2.Эффекты и рейтинги СМИ.

2.1.3.

Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине (контрольно-измерительные материалы)

Примерный перечень вопросов к экзамену

1.Концепция информационно-коммуникативного общества

2. Место и роль СМК в современном обществе.

3.Тенденции развития СМК в России

4..Общие теории коммуникации и функции СМК.

5.Прагматический и социологический подход к функциям СМК

6.СМК как социальный институт общества

7.СМК и экономика

8. СМК и культура

9.Стадия отбора информации и теория привратника.

10.Стадия производства сообщений и теория повестки дня.

11.Стадия распространения и теория культивации.

12. СМК и потребности аудитории.

13.Взаимодействие со СМИ в ПР.

14.Корпоративные СМК.

15.Теория социального обучения.

16.Двухступенчатая модель коммуникаций.

17. Позитивные и негативные эффекты СМК

18.Влияние насилия в СМК на детей и молодежь.

19.Теория влияния СМК в условиях массового общества.

20.Теория ограниченного влияния СМК.

21.Теория активной аудитории.

22.Теория социальной ответственности.

23.Тоталитарная теория СМК.

24.Авторитарная теория СМК.

25.Либертарианская теория.

26. Социальная ответственность СМК.

27.Контент-анализ содержания текстов

28.Метод семантического дифференциала

29.Требования к вопроснику

30.Рейтинги СМИ

Тесты по социологии МК

1.Когда возникли массовые коммуникации?

1.С возникновением человечества.

2.До Новой эры, когда изобрели алфавит

3.В средние века

2.Какой наиболее важный критерий построения информационного общества?

1.Появление компъютеров

2.Доля информационных продуктов в ВВП

3.Возрастание роли информации в обществе

3.Есть ли различия между «авторитарной» и «тоталитарной» теориями МК?

1.Существенных различий нет

2.Имеются некоторые различия

3.Есть принципиальные различия

4.К какой теории относится понятие «четвертая власть»?

1.К теории неограниченного влияния СМК

2.К теории активной аудитории

3.К либертарианской теории СМК

5.Кто является автором теории двухступенчатого распространения информации?

1.П.Лазарсфельд

2.М.Маклюэн

3.Д.Гербнер

6.Какая страна является родиной авторитарной теории СМИ?

1.СССР

2.Германия

3.Англия

7.Сколько этапов выделяется в деятельности массовых коммуникаторов?

1.Два

2.Три

3.Четыре

5.Пять

8.В какой теории идет речь о зависимости СМК от аудитории?

1.В теории ограниченного влияния СМК

2.В теории культивации

3.В теории активной аудитории

9.Что измеряется в рейтингах СМК?

1.Качество материалов

2.Объем радио и телепередач

3.Интерес аудитории к СМК

10.В какой теории употребляется понятие «фрейминг»?

1.В теории «повестки дня»

2.В теории культивации

3.В теории социальной ответственности

11.Сколько свойств символической реальности описывается в теории культивации?

1.Два

2.Три

3.Четыре

4.Пять

5.Более пяти

12.В чем главное различие между теориями неограниченного и ограниченного влияния СМИ?

1.В широте охвата аудитории информацией

2.В воздействии на аудитории

13.Кого следует относить к активной аудитории?

1.Тех, кто затрачивает много времени на СМК

2.Тех, кто избирательно относится к информации

3.Тех, кто эмоцинально реагирует на информацию

14.Что можно измерить с помощью метода семантического дифференциала?

1.Качество содержания информации

2.Количество информации в тексте

3.Субъективное отношение к информации

15.Чем отличается массовая коммуникация от публичного выступления?

1.Использованием технических средств

2.Размещением аудитории в пространстве

16.Сколько факторов отбора информации предлагает теория «привратника»?

1.Два

2.Три

3.Четыре

4.Пять

17.Что является главным в теории «повестки дня»?

1.Расположение материалов по темам

2.Расположение материалов по значимости

18.Кого считают автором теории культивации?

1.М.Маклюэна

2.Д.Гербнера

3.Г.Почепцова

19.На чем делает акцент теория социальной ответственности?

1.На ответственности СМК перед обществом

2.На ответственности общества перед СМК

3.На ответственности СМК и общества

20.Чем отличаются показатели доли и рейтинга?

1.Доля больше рейтинга

2.Рейтинг больше доли

3.Между ними нет различий

2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины

2.2.1.

Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины

К преподаванию данной дисциплины могут быть допущены преподаватели профессионального цикла, имеющие ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт преподавания профессиональных дисциплин, а также сотрудничающие в средствах массовой информации.

Требования к квалификации преподавателей могут быть изменены по решению Ученого совета факультета журналистики.

2.2.3.

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Анкеты опроса обучающихся о качестве чтения курсов и организации занятий

Примечание для коллег. Метод.комиссия рекомендует оставить эту фразу во всех программах курсов.

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины Разрабатывает А.А.Васин, будет единая форма, из которой преподаватель сам выберет нужные себе опции. Пока даны примерные варианты требований к аудитории и оборудованию для данной дисциплины.

Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

[аудитории, вмещающие до 20 человек]

2.3.2.

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования

[компьютерный класс]

2.3.3.

Требования к специализированному оборудованию

[мультимедийный проектор]

2.3.4.

Требования к специализированному программному обеспечению

[наличие браузера для выхода в сеть Интернет, программ Microsoft Office, Adobe Reader, программ для проигрывания видео и Flash-анимации]

2.3.5.

Требования к перечню и объёму расходных материалов

[нет]

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

2.4.2.Список обязательной литературы

Основная литература

1.Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. М., 2005.

  1. Медиа. Введение. Под ред. А.Бриггза, П.Кобли.- М..2005.

  2. Почепцов Г.Г. Медиа: теория массовых коммуникаций - Киев, 2008.

  3. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2008. – 400с.

  4. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. М. 2007.

  5. Яковлев И. П. Современные теории массовых коммуникаций. СПб. 2007.

Дополнительная литература

  1. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Актуальные проблемы современности и журналистика. СПб.2005.

  2. Средства массовой информации в современном мире. Материалы межвузовской н-пр. конф. / Под ред. В. И. Конькова. – СПб.:Изд-во С.-Петерб. ун-та,2009, 2008, 2007 гг.

  3. Фомичева И.Д. Индустрия рейтингов. Введение в медиаметрию. – М., Аспект Пресс. 2004.

  4. Брайант Дж.,Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.- 425с.

  5. Baran St.J., Davis D.K. Mass Communication Theory. Calif., 2005.

  6. Straubhaar J., Laruse R., Communications Media in the Information Society. California, 1997.

2.4.3.

Перечень иных информационных источников

  1. Сайты TNS Gallup Media и других рейтинговых агентств

  2. Сайты интернет-изданий онлайн и оффлайн

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение

рабочей программы учебной дисциплины

Разработчик(и) рабочей программы учебной дисциплины

Фамилия, имя, отчество

Учёная степень

Учёное звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

 Яковлев Игорь Петрович

 Д.филос. наук

Профес-сор 

Профессор кафедры теории коммуникации 

329-94-60 

kafedra_tk@mail.rru

 

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы

образовательных программ, установленных приказом первого проректора

по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:

первый уровень (оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)

Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

 Кафедра связей с общественностью

по выбору вашей кафедры

 Ставится кафедрой

 Ставится кафедрой

 Методическая комиссия факультета

 Ставится метод.комиссией

 Ставится м.ком.

второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)

этот уровень задействован только при аттестации новой образовательной программы, утверждаемой в Гл.здании

Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

должностное лицо

дата приказа

приказа

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 нет

 

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины

Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа

 нет

 

 

Утверждение рабочей программы учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 Ученый совет факультета журналистики

**.**.2010

Ставится Уч.советом

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

 Ученый совет факультета журналистики

 Ученый совет факультета журналистики

 Ученый совет факультета журналистики

 Ученый совет факультета журналистики