1).Книги
1.Первая печатная книга появилась в XV веке. Это была «Библия» И. Гутенберга. В России первая книга «Апостол» была издана веком позже в 1564 году.
2.Сегодня выпуск книг в мире достиг порядка миллиона названий. Россия занимает третье место в мире после США и КНР. В 2008 году было издано рекордное число названий – более 123 тысяч (В Европе около 300 тысяч). В СССР рекордной было 84 тысячи названий (РСФСР в границах России – 52 тысячи). За первую половину 2009 года издано более 65 тысяч названий.
К сожалению, по числу названий на человека мы отстаем от ведущих стран в 2-4 раза.
Тираж в 2008 году составил 760 миллионов (2007 – 665, 2006 – 633, 2005 – 670 млн) экземпляров. Средний тираж – 6166 книг (2004 – 7709). Изданием книг занимаются 109 тыс. чел. в 6 403 издательских оганизациях.
3.Книжное пространство – это их структура по разным параметрам. Например, сегодня превалируют книги более 48 страниц (84,5%) по сравнению с брошюрами. По тиражам есть бестселлеры (более 100 тысяч экземпляров) и малотиражные 9менее тысячи). Среди наиболее тиражных в 2007 г.– Донцова, Устинова, Шилова, Полякова, Акунин, Коэльо. Большие тиражи имеет и учебная литература.
По языку доминируют книги на русском – 106 тысяч из 108, хотя издаются и на европейских и языках народов России (больше всего – на татарском, башкирском. якутском и др). Из перводных больше всего с английского, а сдругих на порядок меньше (с немецкого – 836 названий).
По профилю изданий больше всего книг по общественно-политической, экономической, социальной тематике – 30 тысяч названий, естественно-технической – 21, художественной – 15, детской – 8. Среди детских писателей наибольший тираж в 2007 г. был у Степанова, Чуковского, Барто, Михалкова. Пушкин и Андерсен значительно уступают.
В плане географии доминирует Москва – 58% названий и 85% тиража. Можно сказать, что Москва –«книжный» монополист. У Санкт-Петербурга только 8,4% названий и 5,5% тиража. Соответственно и самые крупные издательства – московские (АСТ (55 млн тиража, Эксмо -70 млн, Дрофа – 27. Тираж СПбГУ для сравнения – 135 тысяч).
4.Десять ведущих издательств контролируют треть тиража. Такова концентрация издательского бизнеса. Налицо тенденция укрупнения, хотя наши издательства уступают мировым гигантам ТНК Бертельсман, Ньюс Корпорайшн и др. Мировая ситуация с прибылью такова: 20% названий дают 80% прибыли. Многие книги остаются нераспроданными. Импорт книг примерно в 5-6 раз больше экспорта- 300 млн. долларов против 50.
5.Но об умирании книг говорить рано. М.Маклюэн 30 лет назад пророчил смерть книге. Пока этот прогноз не реализуется, хотя наступление Интернета идет по всем СМК. Лучше всего «чувствую» себя в Интернете справочные издания, словари, своды законов, некотрые издания художественной литературы. Но читать на экране компъютера книги еще не стало (а может быть и не станет) обычной практикой. Здесь работает принцип дополнительности: Интернет преимущественно дополняет, но не вытесняет полностью обычное чтение, насчитывющее полтысячелетие. Книга читается не только глазами, но и руками. Хотя тенденция ослабления внимания к книге, особенно толстой, имеет место. Видимо, это связано с требованием сжатия информации в условиях дефицита времени, а также наступлением развлечений.
6.Общая проблема оптимизации книжного пространства решается сегодня преимущественно рыночными средствами. Издается то, что продается. Но рынок многое видит «не вперед, а назад» после продажи и не может застраховаться от провалов. Кроме того ему не все выгодно. Поэтому необходимо дополнение рынка государством, которое должно брать на себя расходы по изданию «нерыночных» книг. Иначе тиражи Донцовой будут достигать 9 млн экземпляров, а Пушкина – 520 тысяч (в 20 раз больше) как в 2007 году. Общественные регуляторы должны взаимодействовать с рыночными и не вытеснять один другой полностью.
(Российская книжная палата. Статистические показатели за 2008 г.)
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий