logo search
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

22. Тенденции современной газетной графики

Во многом проблема газет состоит в том, что работники редакции не знают, что им следует делать, потому что редактор не говорит им, каковы их цели.

Во-первых, это грамотное использование и размещение фотографий. В белорусских газетах не хватает хороших фото - надо пытаться ставить их чаще и большего размера.

Кроме того, фотографии не должны разбивать "течение" текста на странице, то есть не должны разбивать колонки и стоять в середине страницы. Идеальное положение для фото - вверху, над заголовком или под ним. Такие снимки привлекают достаточно внимания.

Кроме того, стоит обращать внимание на качество самих фотографий. Как минимум, читателю должно быть понятно, что происходит в кадре.

Во-вторых, под каждой фотографией должна стоять подпись. Именно под фотографией - нет никакого смысла ставить подпись вывороткой или черным текстом на сером внутри кадра.

В-третьих, врезки должны быть понятными и краткими. Понятно, что написание врезок - это работа журналиста. На самом деле, очень многое в газетном дизайне зависит от работы журналиста.

В колонках и комментариях (неновостных материалах) в начале абзацев хорошо смотрится пара-тройка аккуратных буквиц. Если же к материалу нет подзаголовков (а вот это уже может быть новость или колонка), в тексте можно кое-где выделить первые несколько слов абзаца полужирным.

В-четвертых, следует обращать больше внимания на сам принцип компоновки первой полосы.

Между тем, первую полосу можно сделать значительно более живой.

Первое, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию - использовать на первой странице одно большое новостное фото.

Второе - использовать анонсы материалов.

Третье - печатать на последней полосе анонсы материалов в следующем номере.

В-пятых, использование шрифтов. К примеру, газетным стандартом является использование одной гарнитуры для текста и максимум двух для заголовков. При этом главное - разработать правила использования шрифтов и придерживаться их. Не ужимать!!!

Публиковать нужно только хорошие фотографии. Красивая фотография должна быть доминирующим элементом на странице.

Использовать инфографику для иллюстрации статьи.

Для отделения элементов на полосе использовать белые пространства, а не черные линии.

Избегать применения белого шрифта на черном.

Типология печатных СМИ Беларуси

Типология печатных СМИ Беларуси:

- формат издания, объем, периодичность;

- государственные и независимые газеты.

- отраслевые, республиканские, региональные, массовые.

- газеты, выходящие на национальных языках.

- многотиражные ведомственные газеты.

- общественно-политические, молодежные, детские, спортивные, военные, экологические.

- деловые, финансовые газеты

К основным типологическим характеристикам относятся:

- периодичность выхода газеты.

- область распространения.

- аудитория (качественную, качественно-массовую (смешанную) и бульварную)

По типу собственника:

- частное СМИ;

- государственное;

- смешанное.

В Беларуси на 01.01.2014 – 712 газет и 793 журнала. Более 2/3 частные.

По языку.

По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- методические (журнал «Литература в школе»);

- научные,

- рекламные,

- информационные,

- спортивные,

- деловые, финасовые,

- общественно-политические и пр.

По характеру аудитории:

- для этнических общностей (наций, народностей):

- для территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.)

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции)