2. Принципы организации работы редакции печатных сми
Деятельность любой редакции подчиняется ряду важнейших принципов, то есть основополагающих правил, соблюдение которых обеспечивает эффективную организацию труда, учет интересов аудитории, стабильное положение на рынке СМИ.
Принцип правдивости можно назвать самым главным. Информация, подготовленная к печати или выходу в эфир, должна быть обязательно проверена.
Принцип объективности предполагает непредвзятое и беспристрастное отношение автора и редакции к фактам или происходящим событиям. Порой в угоду сиюминутной сенсации журналисты пренебрегают им, в результате чего публикации получаются неправдоподобными, субъективными, тенденциозными.
Принцип коллективности, Ведь без взаимосвязи всех сотрудников, без создания организованного коллектива невозможен выпуск хорошей газеты, теле- или радиопередачи. При этом труд журналиста носит индивидуально-коллективный характер
Принципы комплексности и системности позволяют рассмотреть СМИ как комплекс взаимосвязанных друг с другом систем. При сбое хотя бы в одной из них (например, не готова реклама для очередного номера) ставится под сомнение своевременный выпуск газеты,
Принцип плановости, вне всякого сомнения, можно назвать одним из самых главных. Во-первых, очень важно иметь план на полгода или год, в котором определены основные тематические линии и общая направленность СМИ. Во-вторых, немалое значение имеют текущие планы, которые дают представление о тематическом, авторском, жанровом характере будущих публикаций. В-третьих, никак не обойтись без плана очередного номера газеты или выпуска передачи, в котором указаны конкретные материалы журналистов, их объем (хронометраж), жанр и др. Наконец, каждый журналист газеты должен иметь индивидуальный творческий тематический план.
Принцип личной ответственности предполагает персональную ответственность журналиста за достоверность публикуемых под его именем сведений.
Правдивость, объективность, честность, порядочность — одни из важнейших качеств современного творческого работника СМИ. За соблюдением этих принципов следят профессиональные организации журналистов Республики Беларусь. Таковых в нашей стране три. Это Белорусский союз журналистов (БСЖ), Белорусская ассоциация журналистов (БАЖ) и Белорусская ассоциация спортивной прессы (БАСП).
Планирование работы редакции. понимают конкретную программу действий на определенный период, в которой указаны основные тематические направления, содержание материалов, их авторы, сроки их подготовки к печати или выходу в эфир. Продуманный и хорошо структурированный план позволяет создать «лицо» периодического издания, сформировать его концепцию, определить перечень приоритетных тем
Перспективный план определяет основные направления деятельности редакции на период от нескольких месяцев до одного года. Он затрагивает предполагаемые изменения в основной проблематике, возможное появление новых сотрудников, изменение состава редакции, модификацию внешней структуры.
Перспективные планы являются базой, на основе которой составляются текущие планы содержания газет, теле- и радиопрограмм. Последние отличаются значительно более короткими сроками действия, детализацией, реальностью и обозримостью.
Планирование конкретного номера газеты (выпуска теле- и радиопередачи) представляет собой конечный этап в организации работы редакции. При составлении оперативного плана текущего номера газеты определяются точные формулировки тем, заголовки материалов, объемы текстов в печатных знаках или строках, жанры, иллюстрации; отделы и авторы, подготовившие публикации.
журналиста, который составляет свой индивидуальный творческий план и представляет его заведующему отделом. План отдела просматривает куратор (заместитель главного редактора) и предлагает его редколлегии. После коллективного обсуждения ответственный секретарь формирует общередакционный план и представляет его главному редактору для утверждения. Как видим, главный редактор или заведующий отделом не должны самостоятельно искать для каждого журналиста разнообразные темы. Необходимо самому проявлять инициативу.
Процесс выпуска номера газеты (теле- и радиопередачи) сложен и многогранен. = Чтобы редакция могла функционировать бесперебойно, она должна быть обеспечена оперативной информацией. Но сами журналисты не всегда успевают отслеживать весь поток новостей. Поэтому редакции работают в тесном контакте с информационными агентствами, пресс-центрами, прессслужбами, службами по связям с общественностью. Эти организации ведут разнообразную деятельность по сбору и обработке информации, а также ее распространению через СМИ. Сегодня в Министерстве информации зарегистрировано девять белорусских информационных агентств: БелТА, БелаПАН, «Интерфакс-Запад», Агентство финансовых новостей (АФН), «Экопресс», Агентство Владимира Гревцова, «Минск-Новости», «Прайм-ТАСС» и «ЛБЛ-Ньюс». В Беларуси работают также корпункты агентств ИТАР — ТАСС, «РИА-Новости», «Союз-инфо», «Ассошиэйтед Пресс», «Рейтер». Помимо информационных агентств, важнейшим источником информации являются пресс-центры. В них проводятся прессконференции, брифинги, «круглые столы», презентации и другие мероприятия с участием СМИ. Значимое место в системе информирования журналистов занимает Национальный прессцентр Республики Беларусь (Белпрессцентр), = Для налаживания отношений со СМИ, информирования общественности о своей деятельности, проведения пресс-конференций и брифингов при многих министерствах и ведомствах создаются пресс-службы. Во главе этого подразделения стоит пресс-секретарь. Работники пресс-службы консультируют сотрудников газет, журналов, радио, телевидения и оказывают им помощь в установлении контактов с различными подразделениями ведомства, в получении информации о его деятельности. В пресс-службах скапливается большой объем сведений, которыми могут воспользоваться журналисты. Здесь же готовятся пресс-релизы. = Кроме того, можно самостоятельно найти тему для публикации в газете, подготовки теле- и радиопередачи. = Затем определяются источники информации. При разработке темы журналист сам наблюдает за происходящими событиями, опрашивает их участников и свидетелей, обращается к различным документам. = После получения необходимой информации начинается ее осмысление, определяется замысел материала, выбирается жанр и способ подачи. = Далее наступает этап написания текста. Важную роль играют заголовок, подзаголовок, первый абзац (лид), выбор героев, цитат, цифр и др. Когда материал готов, журналисту необходимо еще раз его прочесть и оценить, исправить возможные ошибки в написании и построении текста. = В республиканских изданиях написанный журналистом материал оценивается заведующим отделом, в случае необходимости дорабатывается. = текст сдается в секретариат = Верстка начинается с внутренних и последних полос. Материалы для них журналисты готовят заранее. В последнюю очередь (как правило, в последние два часа работы над номером) сдаются на верстку первая и вторая полосы газеты, содержащие новости и другую оперативную информацию. = номер идет в печать
- 22. Pr-деятельность по связям с сми
- 18. Авторское «я» в публицистических материалах разных жанров.
- 7. Авторское право в журналистике
- 29. Аналитические жанры телерадиожурналистики
- 14. Аналитические жанры. Корреспонденция и статья
- 18. Беларускі друк у гады Вялікай Айчыннай вайны
- 32. Виды литературно-художественной критики и принципы анализа произведений искусств.
- 38. Вопросы национальной культуры в сми
- 40. Вопросы современного искусства и журналистика
- 13. Вопросы экономики в современной прессе
- 21. Выбор графической концепции газеты.
- 17. Газеты “Наша доля” і “Наша ніва” ў адраджэнскім працэсе
- 6. Действенность и эффективность журналистики
- 19. Друкаваныя смі Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадскага жыцця (1986-1991 гг.)
- 29. Жанровая структура современной фотожурналистики
- 30. Жанровые особенности интернет-журналистики
- 4. Журналистика как политический институт общества
- 31. Журналистика, как вид культуры.
- 1. Журналистское расследование.
- 23. Журнальная периодика Беларуси в системе сми.
- 34. Задачи и функции литературно-художественной критики.
- 38. Зарубежные теории печати: общая характеристика.
- 16. Издательская деятельность белорусских народников
- 12. Інтервью: метод и жанр
- 25. Информационная безопасность государства в условиях глобализации
- 32. Информационно-коммуникативная сущность редактирования материалов сми
- 21. Источники информации в интернете. Основные поисковые системы.
- 8. Источники информации в работе современного журналиста
- 16. Колумнистика в современной прессе
- 19. Композиция журналистского произведения.
- 10. Маркетиенг периодической печати
- 11. Метод контент-анализа в журналистской практике
- 3. Методика создания журналистского произведения
- 34. Методология современного редактирования
- 12. Методы манипулирования общественным мнением в сми
- 37. Мировые информационные агентства: специфика сбора информации и распространение новостей.
- 27. Образно-выразительные средства теле- и радиожурналистики
- 26. Основные виды телерадиовещания. Их характеристики.
- 26. Основные масмедийные проекты союзного государства
- 39. Основные потоки новостей в современном международном информационном пространстве
- 36. Основные тенденции развития современного информационного и коммуникационного пространства
- 36. Особенности литературно-художественной критики в массовых изданиях
- 15. Первые периодические издания Беларуси
- 37. Писательская критика: особенности жанра и стиля
- 9. Политический комментарий в прессе
- 24. Понятие и суть процесса коммуникации
- 7. Понятие редакции сми, ее цели, задачи, структура
- 23. Пресс-центр, пресс-служба: задачи и функции
- 2. Принципы организации работы редакции печатных сми
- 31. Проблемы нормативности языка в сми
- 14. Проблемы экологии в современной прессе
- 6. Психологический аспект медиавоздействия
- 30. Публицистические жанры телерадиожурналистики
- 39. Публицистичная природа литературно-художественной критики
- 20. Региональная пресса в современном информационном пространстве.
- 13. Репортаж: от констатации до аналитики
- 3. Роль государства в формировании информационной политики
- 5. Роль и функции сми в защите прав человека
- 2. Свобода печати и ответственность журналиста.
- 9. Сенсации и слухи в журналистике
- 33. Система жанров в современной литературно-художественной критике
- 25. Современная система аудиовизуальных сми Беларуси
- 27. Современная система средств массовой информации Беларуси
- 4. Социальная позиция журналиста
- 24. Социально-бытовая проблематика в сми
- 8. Социологическая культура журналиста
- 35. Специализированные белорусские издания по культуре и искусству.
- 40. Специфика творческой деятельности журналиста-международника
- 33. Стилистическая диффиренциация языковых средств сми
- 20. Тенденции развития медиатехнологий в обществе
- 22. Тенденции современной газетной графики
- 17. Факт і аргументацыя ў журналістыцы.
- 10. Формы подачи новостей в современных сми
- 5. Функции журналистики
- 15. Художественно-публицистические жанры в современной прессе
- 11. Эволюция информационных жанров