logo
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

7. Авторское право в журналистике

.В настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Однако отказываться от основ существующей ныне авторско -- правовой системы нет никакой нужды. Бернская (международное соглашение в области авторского права, принятое в Берне, Швейцария в 1886 году. Является первым и ключевым международным соглашением в этой области.) и Всемирная конвенции (международное соглашение по охране авторского права, действует под патронажем ЮНЕСКО. Принята на Межправительственной конференции по авторскому праву в Женеве 6 сентября 1952 года. Задача конвенции состояла в том, чтобы ни одна страна не оставалась вне рамок международной системы охраны авторского права.) были и остаются сегодня главным международным инструментом регулирования авторского права. Авторское право рассматривается одновременно: с одной стороны, как система правил, регулирующих взаимоотношения автора и общества в связи с созданием и использованием произведений, с другой стороны, как сочетание личных и имущественных правомочий автора. Но с какой бы стороны не рассматривалось авторское право, его цель - охрана интересов творца произведения, а также интересов общества.

На IX съезде ОО “Белорусский союз журналистов” 18 октября 1995 года был принят Кодекс профессиональной этики журналиста, который несомненно отражает вопросы авторского права в СМИ. Задачей этого кодекса является определение основных моральных ориентиров, которыми должен руководствоваться журналист при осуществлении своих профессиональных обязанностей с тем, чтобы его деятельность не противоречила справедливым интересам тех лиц, которые пользуются результатом его работы, а также граждан, коллективов и организаций, с которыми он вступает в контакт в процессе сбора, обработки и распространения информации. Настоящий кодекс является также пособием при рассмотрении дел о нарушениях принципов и норм журналистской этики. Данный кодекс отражает такие аспекты, как социальную ответственность журналиста, правдивость и объективность, достоверность, уважение общечеловеческих ценностей, профессиональная солидарность, также оговорены моменты нарушения профессиональной этики и чести журналиста, включая нарушения авторских прав, проступки в отношении свободы, достоинства и личности.

Субъекты авторского права — лица, которым принадлежат субъективные авторские права. Это авторы произведений и их правопреемники. Важнейшими субъектами авторского права являются авторы произведений — лица, творческим трудом которых создано произведение.

Творцом произведения может быть любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права распространяются только на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме — письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.).

Объекты АП в рекламе

Они известны — логотипы, этикетки, упаковки, фотографии и слайды. Следует обратить внимание на такие объекты, как рекламные слоганы и аудиовизуальные произведения (аудио-, видеоролики). Слоганы, безусловно, относятся к объектам авторских прав, при условии наличия в них творческого вклада. Аудиовизуальное произведение является, как правило, достаточно сложным продуктом и может включать в себя соавторство режиссера, сценариста, оператора, видеодизайнера, художника и т. д. Особенно следует отметить наличие в таких случаях смежных прав исполнителя — актера, играющего какую-либо роль в ролике.

Перечислим наиболее распространенные ошибки и нарушения авторских прав в рекламе:

— использование произведений без согласования с автором — самое распространенное нарушение;

— нарушения личных прав авторов (на имя и т. п.);

— нарушение условий договора;

— ошибки в договоре;

— ошибки при передаче рекламного продукта. В договоре должно быть прописано, какие права передаются заказчику и в каком порядке, что произойдет, если реклама не будет принята. Все, что вы получаете у авторов или передаете заказчику, должно быть объективно выражено — будь то картинка, слайд, диск и т. д. — не поленитесь расписаться и обозначить, что было передано.

Единственный верный способ избежать возможных проблем — ответственно подходить к составлению авторского договора.