logo
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

34. Методология современного редактирования

Бездакорнае веданне абедзвюх моў: беларускай і рускай. Творчы рэдактарскі працэс складаецца з дзвюх частак: з рэдактарскага аналізу тэксту і - рэдактарскай праўкі. Методика редактирования различает три вида чтения: ознако¬мительное, углублённое и шлифовочное.

При ознакомительном чтении следует сосредоточить внимание на содержании произ-ведения, его идее, теме, манере изложения автора, т. е. оценить текст как целое. Ознакомительное чтение – быстрое.

При втором, углублённом чтении внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Постижение смысла прочитанного начинается с постижения внешних его форм и заканчивается включением механизма смыс¬лового контроля. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложе¬ния, фразы к целостному тексту. Концентрации внимания помо¬гает параллельная с чтением работа над редакторскими замеча¬ниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать замечания к каждой части. Углублённое прочтение текста – ключевой этап редакторского анализа. Специалисты считают, что подлинным прочтением тек¬ста может быть именно второе его прочтение, в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится читате¬лем и слушателем к целому, только в этом случае целое уже известно из предшествующего – первого чтения или слушания. Второе чтение подразумевает возврат к прочитанному, соотнесе¬ние друг с другом фрагментов текста.

К шлифовочному чтению редактор прибегает на заверша¬ющем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, по преимуществу чтение-«скольжение» по всему тексту или чте¬ние избирательное, подчинённое определённой задаче, когда, напри¬мер, возникает необходимость проверить единообразие написа¬ния имен, фамилий, географических наименований или выверить цифровые данные, даты.

В методике редактирования принято различать четыре вида правки: правку-вычитку, правку-сокращение, правку-обработку и правку-переделку. Цели корректорской и редакторской вычитки различны. Кор¬ректор, вычитывая подготовленный к печати текст, добивается его полного совпадения с текстом авторитетным, выверенным, внося необходимые исправления.

Цель редакторской правки-вычит¬ки – чтение текста «насквозь». Вычитчик должен отметить его смысловые, композиционные, стилистические недочёты, обратить внимание на правильность написания географических наимено¬ваний, имён и фамилий, на точность цитат, цифр и дат, проверить сопоставимость единиц измерения. В его обязанность входит также проверка соответствия заголовков тексту и соответствия подпи¬сей под иллюстрациями изображению.

Цель правки-сокращения – уменьшить объем текста, до¬вести его до заданного размера. Обычно сокращения как специ¬альный вид правки бывают вызваны необходимостью внести конъюнктурные изменения или различными техническими со¬ображениями. Правка-сокращение в отличие от правки-вычит¬ки уже прямое вмешательство в текст, поэтому редактор дол¬жен учитывать особенности его смысловой и синтаксической структуры.

Сокращения, обусловленные литературными качествами произведения, следует рассматривать уже как правку-обработку. Обработка – самый распространён¬ный вид правки. Её задача – подготовка к публикации окончатель¬ного варианта текста, в котором полностью учтены результаты редакторского анализа. Цель обработки – литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла. По своему характеру изменения, вносимые при этом в текст, разнообразны: сокращения, дописывание отдельных фрагмен¬тов, замена слов и оборотов речи, изменение синтаксических струк¬тур, совершенствование композиции.

Цель правки-переделки – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Строго основыва¬ясь на сообщённых фактах, журналист облекает мысль автора в литературную форму. Изменение жанровой структуры произве-дения, обработка текста в случае изменения его целевого назна¬чения также осуществляется правкой-переделкой.