logo
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

11. Эволюция информационных жанров

Общая характеристика информационных жанров: заметка (событийная заметка, заметка-анонс, мини-рецензия.), интервью, репортаж (с латинского слово “reportare” означает «передавать», «сообщать»; репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего. Среди главных требований к этому жанру – динамичность и наглядность), отчет.

Жанр – это литературная форма произведения, обусловленная его задачами, выразительными средствами и методами аргументации.Исходным информационным жанром считают заметку. Это короткое сообщение о каком- то актуальном происшествии или событии.

К информационным жанрам относятся также репортаж и отчет. Цель репортажа – это наглядное описание события. Поэтому для того, чтобы написать репортаж, журналист должен обязательно присутствовать на месте происшествия. Отчет – это подробное и точное описание того, что произошло, - по сути, это сухое изложение фактов. Отчет может быть написан с конференции, заседания или брифинга.

в последнее время наблюдается такое явление, как синтез жанров. К примеру, в репортаже или в очерке многие журналисты используют элементы интервью

В информационных жанрах в целом находит проявление тенденция к усилению личного начала, авторы используют любую возможность выразить свое отношение к сообщаемому даже в таких стандартных жанрах, как информационная заметка. Что касается репортажа, то среди исследованного материала в подавляющем большинстве текстов образ автора проявляет себя достаточно ярко. Это свидетельствует о том, что репортаж в современной газете следует относить к группе информационно-публицистических жанров. Очерк, напротив, обнаруживает тенденцию к уменьшению объема и к стандартизации средств выражения образа автора. Из разновидностей очерка преобладает малая форма - очеркзарисовка, реже встречается портретный и проблемный очерк

Развитие рекламного дела в конце 90х годов привело к интенсивному росту газетной рекламы. Рекламная информация хорошо сочетается с готовыми жанровыми формами, поэтому газетная реклама предстает в виде различных газетно-публицистических жанров, изменяя их предметное содержание и целеустановку. Диапазон их широк: от скупого рекламного объявления (скорее, жанра деловой речи) до рекламного очерка.

В журналистской практике возникают наиболее устойчивые комбинации жанровых форм в пределах одного текста, например "интервью портретный очерк", "интервью рецензия", "интервью комментарий", "заметка анонс". Разные издания и разные авторы могут отдавать предпочтение тем или иным комбинированным жанрам. Особенно высокую "сочетаемость" обнаруживает жанр комментария, легко вступая в комбинации с различными жанрами; склонны к образованию комбинаций также жанры статьи и рецензии, в чем можно усмотреть проявление уже упоминавшейся тенденции к усилению авторского начала в газетных публикациях. Комбинирование затрагивает композиционный аспект жанра и, по-видимому, может приводить к возникновению новых жанровых форм.