38. Зарубежные теории печати: общая характеристика.
Теории журналистики начали оформляться в то время, когда появились печатные издания - 16-17 веков. В основе этой теории лежит императив: печать носит окраску той социальной сферы, в которой она находится.
4 теории печати:
1. Авторитарная теория,
2. Теория свободы, воли журналиста,
3. Теория социальной ответственности журналиста,
4. Коммунистическая, советская.
1. самая ранняя, возникла на рубеже 16-17 веков, предполагает всякое отсутствие свободы печати. Существует в государствах с авторитарным режимом: королевство Непал, Марокко, и др. В Непале 2 национальные газеты, кот. обязана печатать материалы о жизни короля, о его семействе. Существуют и поныне, определяют жестокую цензуру, запрещают критику главы государства и его окруже-ния. Издавать газету и журнал может тот, у кого есть на это средства.
2. Теория свободы воли (либеральная) возникла на рубеже веков в Англии на основе философии Локка и Миллера. На основе этой теории может быть критика главы государства, точнее перенос критики в дис-куссию. Газету разрешается иметь каждому, у кого есть что сказать. Отсутствует цензура. Возникает конкуренция прессы. Существует до сих пор. В 40-ых годах появляются различные труды, кот. Осуждают эту теорию. Началась подготовка к созданию новой теории.
3. Теория социальной ответственности журналиста появилась в США в 1942 г. Конгресс США выдал 200 тыс. долларов и назначил специальную комиссию, которая в течение полугода создала и обнаро-довала эту теорию. Контроль прессы осуществляется самопроизвольным процессом. Новость товар, который продается и покупается. Запреще-на цензура, эта теория определяет отсутствие законов о печати, их огра-ничения.
4. Коммунистическая теория возникла на основе трудов Маркса, Энгельса, а окончательно сложилось в 1917 году. Существует и поныне. Теория предполагает печати. Газеты должны быть органом партии и др. структур власти. Эта теория запрещает издание газет частным лицам, т. е. Отсутствует оппозиционная пресса.
Основной параметр профессионализма заруб. журналиста - это лид. При найме на работу и повышении класса дают задание: написать лид. Лид - это непременная первая фраза каждой газетной ИЛИ агентской публикации, выпукло резюмирующая суть сообщепия, сообщающая самый главный факт. Лид от глагола «вести».
За границей профессора годами натаскивают студентов на написание лида. До 40 года было 2 осн.типа лида: классический (должен отвечать на все вопросы: Что? Где? Когда? Почему? Как? Кто?). Если событие менее значимое - лучше писать альтернативный лид. В сложных и самых актуальных новостях лучше использовать классический лид. В лиде надо акцентировать внимание на необычном. Альтернативный лид - не более 18-20 слов. Начинается лид с самого интересного, а не ссылок, имен или титулов.
Заголовок (headline) В заголовке отражается только суть текста. Хэдлайн - в дословном переводе - "заглавная строка", "броская витрина", "путеводные звезды". Особенности хэдлайна и отличие от заголовка. В заголовке обозначается лишь тема материала, о содержании сказано мало или совем ничего. Хэдлайн выделяет главную новость, либо наиболее важные, интересные, драматичные или другие элементы информации, заслуживающие внимания, позволяя читателю лучше риентироваться на газетных полосах.
Хэдлайны состоят из нескольких фраз, которые содержат какой-то один значимый элемент информации и располагаются строками одна под другой. Эти строки называют "деками". Основные требования к хэдлайнам: - максимум смысла в минимуме слов; - построены на основе динамичных глаголов; - написаны в "телеграфном" стиле. Человек воспринимает за один раз: - максимальное количество букв в слове -6; - 5-6 слов. Ориентируют читателя, что ему прочитать в первую очередь, а что можно отложить. Очень часто из лида выбирают ключевые слова для хэдлайна.
Виды лидов:
Конспективный: должны быть ответы на все классические вопросы. В первой фразе должен быть поставлен акцент на самом главном. Далее информация располагается по принципу пирамиды по мере убывания важности информации.
Капсула: призван произвести взрывной эффект. Обычно используется в информации о хорошо известных проблемах и событиях для того, чтобы подчеркнуть в немногих или одной фразе динамизм их развития или выделить какую-нибудь кульминации.
Стаккато: еще более динамичный, чем капсула. Подчеркивает стремительность развития какого-нибудь неожиданного события, рост напряженности обстановки, взрывы бурных эмоций.
Описательный: дает картинки событий. Метод перевернутой пирамиды: в начале надо сказать о самом главном, ссылска на источник, аналитический элемент - беспристрастный вывод.
Не более 30-40 слов - хорошая новость.
- 22. Pr-деятельность по связям с сми
- 18. Авторское «я» в публицистических материалах разных жанров.
- 7. Авторское право в журналистике
- 29. Аналитические жанры телерадиожурналистики
- 14. Аналитические жанры. Корреспонденция и статья
- 18. Беларускі друк у гады Вялікай Айчыннай вайны
- 32. Виды литературно-художественной критики и принципы анализа произведений искусств.
- 38. Вопросы национальной культуры в сми
- 40. Вопросы современного искусства и журналистика
- 13. Вопросы экономики в современной прессе
- 21. Выбор графической концепции газеты.
- 17. Газеты “Наша доля” і “Наша ніва” ў адраджэнскім працэсе
- 6. Действенность и эффективность журналистики
- 19. Друкаваныя смі Беларусі ў час перабудовы і дэмакратызацыі грамадскага жыцця (1986-1991 гг.)
- 29. Жанровая структура современной фотожурналистики
- 30. Жанровые особенности интернет-журналистики
- 4. Журналистика как политический институт общества
- 31. Журналистика, как вид культуры.
- 1. Журналистское расследование.
- 23. Журнальная периодика Беларуси в системе сми.
- 34. Задачи и функции литературно-художественной критики.
- 38. Зарубежные теории печати: общая характеристика.
- 16. Издательская деятельность белорусских народников
- 12. Інтервью: метод и жанр
- 25. Информационная безопасность государства в условиях глобализации
- 32. Информационно-коммуникативная сущность редактирования материалов сми
- 21. Источники информации в интернете. Основные поисковые системы.
- 8. Источники информации в работе современного журналиста
- 16. Колумнистика в современной прессе
- 19. Композиция журналистского произведения.
- 10. Маркетиенг периодической печати
- 11. Метод контент-анализа в журналистской практике
- 3. Методика создания журналистского произведения
- 34. Методология современного редактирования
- 12. Методы манипулирования общественным мнением в сми
- 37. Мировые информационные агентства: специфика сбора информации и распространение новостей.
- 27. Образно-выразительные средства теле- и радиожурналистики
- 26. Основные виды телерадиовещания. Их характеристики.
- 26. Основные масмедийные проекты союзного государства
- 39. Основные потоки новостей в современном международном информационном пространстве
- 36. Основные тенденции развития современного информационного и коммуникационного пространства
- 36. Особенности литературно-художественной критики в массовых изданиях
- 15. Первые периодические издания Беларуси
- 37. Писательская критика: особенности жанра и стиля
- 9. Политический комментарий в прессе
- 24. Понятие и суть процесса коммуникации
- 7. Понятие редакции сми, ее цели, задачи, структура
- 23. Пресс-центр, пресс-служба: задачи и функции
- 2. Принципы организации работы редакции печатных сми
- 31. Проблемы нормативности языка в сми
- 14. Проблемы экологии в современной прессе
- 6. Психологический аспект медиавоздействия
- 30. Публицистические жанры телерадиожурналистики
- 39. Публицистичная природа литературно-художественной критики
- 20. Региональная пресса в современном информационном пространстве.
- 13. Репортаж: от констатации до аналитики
- 3. Роль государства в формировании информационной политики
- 5. Роль и функции сми в защите прав человека
- 2. Свобода печати и ответственность журналиста.
- 9. Сенсации и слухи в журналистике
- 33. Система жанров в современной литературно-художественной критике
- 25. Современная система аудиовизуальных сми Беларуси
- 27. Современная система средств массовой информации Беларуси
- 4. Социальная позиция журналиста
- 24. Социально-бытовая проблематика в сми
- 8. Социологическая культура журналиста
- 35. Специализированные белорусские издания по культуре и искусству.
- 40. Специфика творческой деятельности журналиста-международника
- 33. Стилистическая диффиренциация языковых средств сми
- 20. Тенденции развития медиатехнологий в обществе
- 22. Тенденции современной газетной графики
- 17. Факт і аргументацыя ў журналістыцы.
- 10. Формы подачи новостей в современных сми
- 5. Функции журналистики
- 15. Художественно-публицистические жанры в современной прессе
- 11. Эволюция информационных жанров