logo search
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

15. Художественно-публицистические жанры в современной прессе

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе - самый небольшой.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе - самый небольшой.

Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:

1. Пейзажная.

2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях.

3. Портретная - портрет человека, или местности, явления.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций.

Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Фельетон объединяет в себе три начала: публицистическое (актуальность, злободневность, ярко выраженная оценочность), художественное (использование образных средств из арсенала художественной литературы) и сатирическое. Сатирическое начало служит дифференцирующим жанровым признаком фельетона. Его сущность заключается в комическом иносказании, которому подчинены все прочие элементы жанра. Предметная основа фельетона – отрицательное явление, комическая природа которого ясна фельетонисту. Главная задача фельетона как жанра сатирического – разоблачение отрицательных фактов действительности и последующее их искоренение из жизни общества. Выявить комичность факта, явления, ситуации – значит показать ее принципиальное противоречие с авторским идеалом.

Достигается это путем резкого преувеличения или преуменьшения, т. е. при помощи нарушения обычных реальных форм явления.

Основное различие жанров фельетона и памфлета – в их коммуникативной цели. В фельетоне автор стремится уловить определенную тенденцию общественной жизни, обнаружить связь анализируемого события с типичными явлениями времени. Памфлет характеризуется более резкой негативной направленностью, стремлением «уничтожить» противника, установкой на отрицание, в то время как фельетон – на осмеяние и обличение. Чаще всего фельетон базируется на событиях многоплановых, имеющих общественную значимость, хотя внешне может описывать частный, незначительный, казалось бы, случай. В нем рассматривается и интерпретируется важное событие, поднимается невидимая на первый взгляд проблема, обозначаются причины и возможные последствия описываемого явления. Безусловно, разнятся выбираемые автором фельетона и памфлета средства критики: для фельетона характерна, прежде всего, ирония, для памфлета – едкий сарказм.