logo search
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

21. Источники информации в интернете. Основные поисковые системы.

Значение Интернета для журналиста трудно переоценить. Во-первых, как уже было сказано, это источник разнообразной информации, которая может быть использована как для мониторинга новостей, так и для написания аналитических материалов и проведения журналистских расследований.

Более того, Интернет все в большей степени становится мета-источником, включающим в себя все мыслимые типы источников, - универсальной информационной средой. Благодаря галопирующей оцифровке всего, что может быть оцифровано, и возможности немедленного доступа к оцифрованной информации из любой точки планеты, частные информационные среды (такие как книги, пресса, радио, телевидение, кино, устное и письменное общение и т.п.) постепенно утрачивают свою специфику, сливаясь в едином информационном пространстве. Сеть в настоящее время - наиболее яркое и последовательное выражение этого процесса.

Во-вторых, Интернет позволяет легко осуществлять поиск необходимых сведений, начиная от справочной информации (статьи в словарях и энциклопедиях, статистические данные, библиографии, карты, адреса, сведения о компаниях и организациях и т.п.) и заканчивая мнениями людей по всевозможным поводам, высказываемыми в различных формах сетевого общения (телеконференции, форумы, гостевые книги и проч.).

В-третьих, Интернет - это эффективное средство коммуникации, во многих отношениях превосходящее телефон, факс и другие привычные способы связи.

Наконец, в-четвертых, Интернет во многих своих проявлениях сам по себе является громадным медийным пространством, в котором происходит бурное становление СМИ нового типа. Электронные СМИ теснят на рынке СМИ традиционные, нередко опережая последние как в плане оперативности, так и по качеству разработки информации. Очевидно, что независимо от конкретной медийной сферы, в которой работает журналист (пресса, радио, телевидение и т.п.), Интернет является для него (или, по крайней мере, должен являться) важнейшим орудием труда. Как, впрочем, и для всякого человека, профессионально работающего с информацией.

Источники информации:

- Электронные издания. Сюда относятся как электронные версии существующих периодических печатных изданий, так и чисто электронная периодика, не имеющая печатных аналогов.

- Интернет-радиостанции. Вещают в реальном времени и/или в записи; некоторые являются интернетовскими дублями обычных радиостанций, другие существуют только в Сети.

- Онлайновые базы данных. Платные, бесплатные и бесплатные в некоторой своей части; крупные коммерческие базы данных обычно предоставляют доступ к значительному количеству более мелких баз данных.

- Словари, энциклопедии, справочные материалы. Как выражаются библиотекари, "литература универсального содержания" - то, что может потребоваться в любой момент.

- Электронные библиотеки. Наиболее известной из западных э-библиотек является проект Гутенберг, действующий с 1991 года и включающий около 2000 художественных произведений на английском языке, из русских - Библиотека Мошкова, действующая с 1994 года и включающая 12000 текстовых файлов. Отмечу, что э-библиотеки вовсе не обязательно посвящены художественным текстам; здесь возможна самая разнообразная специализация.

- Каталоги и поисковые системы. Наиболее популярными зарубежными поисковыми системами являются AltaVista и Yahoo!, а российскими - Rambler и Яndex. Существует, однако, громадное количество других поисковых систем для специализированного поиска информации, знать о которых совсем не вредно.

- Специальные ресурсы для журналистов. Помимо ресурсов "общего пользования", в Сети существуют места, представляющие для журналистов непосредственный профессиональный интерес. К сожалению, русский Интернет пока мало чем может здесь похвастаться. На неразвитость "журналистского" сегмента русской Сети Мирза Бабаев сетовал еще в 1996 году. С тех пор мало что изменилось, но я надеюсь, что приводимый ниже список в скором времени станет можно пополнить.

- Информационные агентства