5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
Сложность проблемы влияния СМК на людей можно показать на примере споров вокруг их роли в воспитании детей и молодежи. В 60-70е годы эта проблема стала активно изучаться применительно к телевидению. Ранее, в США ее начали исследовать в 30е годы по отношению к радио и в связи с ростом насилия среди молодежи, уменьшением влияния церкви и родителей на их поведение.
В 1961году У. Шрамм и др. доказали, что телевидение является важным фактором влияния, но не основной причиной молодежной агрессии и антисоциального поведения. В нормальных семьях телевизор усиливает позитивные эффекты так же, как и книги. Корни надо искать в обществе.
В оценке влияния СМК продолжается борьба двух точек зрения:
1.Абсолютизация роли СМК на основе применения теорий неограниченного влияния и социального обучения. Все сводится к простой цепочке – вижу (читаю), учусь, подражаю. Это обьясняет и то, почему привлекателен запретный плод, например, богатство как следствие антисоциального поведения. Именно по этой логике многие люди выступают против демонстрации этих явлений в СМК,
2. Другой подход связан с теориями ограниченного влияния СМК и удовлетворения потребностей. В частности, речь идет о катарсисе или сублимации. Увидеть насилие – значит уже удовлетворить агрессивные стремления, очиститься от них. В этом случае вероятность агрессивного поведения снижается.
Определить чего больше – позитивного или негативного в поведении людей можно только с помощью конретных исследованиий.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий