Отбор информации и теория «привратника.
Процесс массовой коммуникации можно разбить на четыре стадии, этапа: отбор, создание, распространение и восприятие сообщений.
Первый этап описывает теория «привратника», второй – теории «повестки дня», третий – теория культивации, четвертый теории эффектов массовой коммуникации.
1).Отбор информации – это процесс ее селекции, в результате которой из множества сообщений только небольшая их часть поступает в СМК. Обо всем, что происходит, сообщить невозможно из-за ограниченности пространственно-временных возможностей СМК и неинтересности многих сообщений для массовых коммуникаторов и аудитории.
2).Формирование теории. Для обозначения субьекта отбора К.Левин предложил понятие «привратника». Оно впервые увидело свет в 1947 г, а затем в изданном после его смерти собрании трудов в 1951году.
Он проиллюстрировал теорию на примере отбора продуктов питания в семье. Не все члены семьи имеют равные возможности в отборе продуктов, и наибольшее влияние оказывают те, кто предлагает или выбирает их. В процессе отбора имеются «калитки» (рынок, магазин, холодильник), у которых стоят «привратники», блокируя или пропуская далее тот или иной продукт. На процесс отбора влияют позитивные и негативные факторы (вкусы, качество, цены). Этот простой и всем знакомый пример является хорошей моделью-метафорой для процесса отбора информации.
Первым, кто применил теорию Левина к коммуникациям, был его ассистент Д.Уайт. В 1950 году он неделю наблюдал за работой издателя ежедневной газеты, чтобы понять как происходит отбор сообщений в газету. В итоге он выяснил, что в газету не попадает 90% новостей. Треть издатель не пропускал по субьективным причинам (личный вкус), потому что они не нравились ему и могли не понравиться потенциальной аудитории или не было новизны в содержании, или он сомневался в их достоверности. Другие не проходили по техническим причинам – не хватало места в газете.
3).В результате выявились три общих фактора, влияющих на отбор информации в любое СМК:
1. Субъективный фактор – вкус, интуиция, интерес самого «привратника» - того, кто отбирает информацию;
2. Интересы аудитории, на которые необходимо ориентироваться, изучать, формировать и т. д.;
3. Технические возможности – площади печатных изданий, временные рамки радио и телевидения.
В роли «привратников выступают все, кто участвует в отборе информации.
Т.Ньюкомб предложил модель отбора сообщений одним коммуникатором, который посылает их другому. Роль «привратника» здесь играет первый коммуникатор-передатчик информации.
В.Уистли и М. Маклеан усложнили эту модель, поместив между двумя коммуникаторами СМК как еще одного привратника. В этой модели информация поступает уже через две «калитки» с двумя привратниками, каждый из которых имеет свою степень свободы в отборе сообщений. Таковы были первые шаги в формировании теории привратника, объяснявшие процесс селекции информации на первой стадии подготовки сообщений.
В последующих исследованиях речь шла о нескольких «привратниках».
На отбор информации привратником влияют:
1.Организация (редакция, агентство, издательская компания и др.) с ее нормами и правилами;
2.Социальная среда – правительство, рынок, группы интересов, рекламодатели и др.
3.Нормы культуры, распространенные в мировом сообществе, стране, городе.
Таким образом, процесс отбора информации по существу носит групповой характер. Для общества в целом такую роль исполняют все СМК, которые отбирают информацию для населения.
4).Дополнительные факторы отбора. На процесс производства сообщений, новостей в СМК влияют государственные чиновники, законодатели, политики, бизнесмены, владельцы компаний, силовые структуры, криминальные элементы, ньюсмейкеры, руководители СМК. Часть этих агентов влияния «стоит за калиткой», а некоторые выступают в роли контролеров у «калитки».
Наиболее сильное влияние на журналистов оказывают владельцы, финансовые структуры, политики, чиновники. Механизм влияния реализуется через редакционное руководство. Ограничения касаются выбора тем, проблем, «героев материала», получения необходимой информации, выражения своей позиции.
Р. Мердок после покупки газет «Нью-Йорк пост» и «Чикаго сан таймс» изменил их редакционную политику. Газеты стали откровенно «желтыми» листками.
Агенты влияния используют разные рычаги воздействия на сообщения. Владельцы могут применить прямое администрирование и подбор кадров. Другие экономические агенты влияют через рекламные и спонсорские деньги. Государственные чиновники создают правила по разрешению, запрещению и применению санкций. Информационные агентства влияют на процесс получения новостей. Силовые ведомства применяют методы насилия (аресты, отключения от эфира, изьятие тиража), а криминал – угрозы, избиения вплоть до убийства журналистов. Руководители СМК определяют информационную политику, интегрируя или игнорируя каких-то агентов влияния.
Доступ к событиям, сами события и идеи меняются в процессе отбора. Во время войны корреспондентам ограничивается доступ к информации. Картину войны конструируют военные и представляют ее журналистам. Степень свободы выбора информации ограничивается доступными темами, событиями, идеями.
5). Цензура как форма «привратничества» проявляется в контроле официальных властей за содержанием выпускаемой в свет массовой информации с целью недопущения или ограничения распространения идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными.
На протяжении всей истории России цензура имела место и в ней принимали участие руководящие структуры – император, патриарх, генсек, президент, губернатор, секретарь райкома и т. д. Органы цензуры взаимодействовали с МВД, ЧК, НКВД и др. В процессе контроля принимала и общественность через выражение мнений, критику, доносы.
Но наш опыт не уникален. Во всех государствах и организациях существовал и существует определенный цензурный режим как форма регулирования потоков экономической, политической, культурной информации, осуществляющийся в более мягких или жестких формах в интересах властных групп.
Практика накопила большой исторический материал в облати регулирования и ограничения свободы информации. Государственная бюрократия, предприниматели, политики, специалисты, творческие работники, криминальный мир охраняют свои секреты и тайны всеми средствами.
В рыночных условиях превалирует экономический контроль – «цензура денег». В России еще в начале века капитал стал участником создания цензурного режима в обществе. В советское время политические и экономические функции контроля были совмещены в партии и государстве.
В современных условиях цензурный режим формируется усилиями основных участников производителей информации, а именно:
-государственных структур, бюрократического аппарата;
-капитала в лице предпринимателей, финансистов, высших менеджеров;
-профессионалов в области массовой информации – журналистов, издателей, редакторов, редколлегий и др.;
-общественности как потребителей информации через общественное мнение, общественные организации.
Сегодня в России и во многих других странах нет должности цензора, но определенный контроль над информацией будет существовать всегда.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий