logo search
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

4. Социальная позиция журналиста

Совокупность принципов, которые исповедует журналист, определяет его позицию. Именно с позиции открывшейся ему истины он определяет, что такое есть, например, добро и справедливость. И уже на этой основе определяет свою социальную позицию, то есть решает, на стороне какой социальной группы выступать и как действовать, чтобы в наибольшей степени его оценки и предложения отвечали бы, действительно требованиям добра и справедливости.

Известны разные способы проявления социальной позиции журналиста:

Не обращать внимания на иные мнения, критику, обвинения, продолжать подробнее и точнее обрисовывать свою позицию, приводя все более убедительные аргументы. Это способ так называемого принципиального отстаивания своих принципов.

Реагировать на критику и обвинения, сглаживая углы, смягчая выражения в своих высказываниях. Это может быть истолковано как стремление к компромиссу, уважение инакомыслия.

Предложить аудитории все разнообразие мнений, не высказывая при этом своего мнения. Это забота о беспристрастной подаче материала.

Поиск компромисса на базе взаимных уступок – это синтез трех предыдущих способов. В этом случае происходит апелляция к общечеловеческим ценностям. Но частногрупповые или личностные ценности могут вступать в противоречие с общечеловеческими.

Что необходимо журналисту для формирования социальной позиции:

1. от журналиста требуется как можно более ясное понимание окружающего мира, всесторонняя ориентация в системе общественных отношений.

2. Кроме того, журналисту придется определить для себя свое собственное место в структуре сообщества.

3. Журналист должен понимать суть противоречий между частями общества: Западом и Востоком, бедными и богатыми и т.д. Учитывать, что решение глобальных проблем человечества не под силу отдельно взятой самой сильной державе.

Кроме того, соревнование между социализмом и капитализмом завершилось в пользу последнего. Капитализм доказал свои преимущества и при этом смягчил или вовсе устранил свои негативные черты. По сути дела сформировался новый тип общества – постиндустриальное или информационное, которое гораздо более активно берет на вооружение гуманистические принципы. Наступает новая эра цивилизации. Первая была – архаическая, где источником общественного богатства была природа. Вторая – экономическая, где труд был главным источником богатства. И третья эра – постиндустриальная, где все богатства формируются лишь на базе достижений науки и творческой деятельности.

Обобщая выше сказанное о социальной позиции, подчеркнем, что социальная позиция определяет особенности видение будущего журанлистом, и потому определяет его информационную политику, характер его взаимодействия с общественным мнением, историческим сознанием, мировоззрением и миросозерцанием.

Когда журналист обретает ту или иную социальную позицию, возникает вопрос его независимости. Независимость от внешнего воздействия – это возможность и способность самостоятельно принимать решения и действовать по внутреннему убеждению.

Но есть еще один вид зависимости- свои убеждения. Убеждения диктуют ему поведение. Само по себе наличие убеждений, принципов – дело хорошее. Но нередко это превращается в диктат, распространяющийся от журналиста во вне. Он начинает активно противодействовать инакомыслию. Защищенный от внешнего давления своими принципами, он сам осуществляет давление на окружающий мир, надеясь и пытаясь перекроить его по своему усмотрению.

Есть такой вариант независимости, когда позиции автора просто не существует, и автор подвержен влиянию любых других идей и людей, зависим от них. Это худший из видов зависимости, который называется беспринципностью.

Корректировка позиции в результате диалога – не беспринципность и тем более не зависимость от кого-то, это эволюция независимой позиции.

Журналист несет социальную ответственность перед обществом, поэтому очень важно, чтобы его соц. Позиция была независимой, беспристрастной, объективной. С точки зрения общества, долг журналиста - высокий долг, и нужно быть честным по отношению к нему.

По мере развития гражданского общества и правового государства, обнаруживалось, что при сохранении принципиальных основ свободы массово-информационной деятельности, требуется правовое регулирование деятельности СМИ, а это ведет к формированию концепции ответственности свободы СМИ. Не случайно сразу после провозглашения свободы информации и декларации об отсутствии цензуры в конституции ФРГ констатируется, что границы этих прав указываются предписаниями общих законов. Это означает, что законодательная власть имеет право издавать законы и тем самым регламентировать рамки свободной деятельности СМИ, бороться против злоупотребления ими свободой слова. Точно так же обстоит дело и в США. Несмотря на конституционный запрет издавать законы, ограничивающие свободу печати и слова, в США существует множество актов, определяющих границы использования свободы слова. Итак, закон на страже охраны интересов государства, охраны прав и законных интересов личности. В беларуси деятельность СМИ регламентируется Конституцией и законом о печати и др. СМИ.

Но надо помнить, что не только закон должен взывать к ответственности журналиста, но и он сам должен чувствовать свою ответственность перед человеком, группой, государством за то, что он знает и пишет.