logo search
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

15. Первые периодические издания Беларуси

Можно выделить три периода развития ренессансно-гуманистической и реформационной мысли Великого княжества Литовского:

- эпоха раннего Возрождения (начало 16 века – 1550-е годы). В результате развития городов складывается убеждение о необходимости изменений духовной, социально-политической жизни общества, освоения культуры Западной Европы.

- эпоха Возрождения и Реформации (середина-конец 16 века). Это период реформационно-гуманистического движения. Мы наблюдаем борьбу за городское самоуправление, возникновение новых религиозных течений, обновление социально-политических взглядов. Также усиливается интерес к наследию античности.

- эпоха позднего Возрождения, Контрреформации и барокко (конец 16 – 17 века). Наблюдается разочарование в ренессансных идеях. Философская культура перемещается в сторону социально-политических и этических проблем.

Важнейшим результатом развития философии Ренессанса и Реформации в Великом княжестве Литовском является идея Франциска Скорины о приобщении народа к духовно-культурным ценностям.

Важное место в трудах мыслителя занимают вопросы этики. Скорина рассматривает человека в трёх измерениях: как существо разумное, нравственное и общественное. В основе этой концепции лежит мысль о необходимости совершенствования человеческой природы. Скорина не отрицает также «плотских» ценностей, хотя признаёт авторитет «духовных» [5, С. 76]. В то же время он не противопоставляет эти два начала в человеке, а пытается отыскать способы их гармонического сосуществования.

Таким образом, мировоззрение Франциска Скорины характеризуется широким диапазоном. Философские взгляды мыслителя характеризуются антропоцентризмом, расширением границ духовной свободы человека, демократизмом и патриотизмом. Его взгляды построены на основе единства этического, эстетического, нравственности, красоты и истины. Для Скорины также характерно стремление не к решительному разрыву со средневековым мировоззрением, а к его реформированию, обновлению в соответствии с новыми ренессансно-гуманистическими установками и идеалами.

В Великом княжестве Литовском иногда начинают выходить газеты-однодневки, посвящённые каким-либо значимым общественным событиям: «Новіна іста а правдіва…» (1571), «Эдыкт з замку Полоцкого» (1597), «Новіны о взяты Смоленска…» (1610), «Новіны о шчаслівом поступаньні на царство Московское Найясьнейшаго Владыслава, Короля Польского, 1617»[13].

Первой такой вышедшей одноразово газетой, стала несвижская ― «Навіны грозные а жалостлівые о нападе княжаті московского Івана на землю рускую, которі то князь паленем, тыранством, мордованнем мест, замков добываньем веліку і знаменіту шкоду вчыняет. З доданьем релацыей Его Милості Гетмана ВКЛ княжаті Радзівіла о поражцы места Полоцкого, 1562». Газета найдена в архивах Оксфордского университета. Упоминая о ней в истории белорусской журналистики, историки ссылаются в основном на публикацию Рыгора Максимовича (Витовта Тумаша) в Мюнхене (1966), которую позже перепечатали в Минске (1994)[14][15].

Другие белорусские исследователи этой газеты не видели.

Газета рассказывает о «поражцы места Полоцка», ошибочно называя дату ― 1562 год. Захват Полоцка русскими войсками был 13 февраля 1563 года. Вероятно, это опечатка ― или в газете или у Р. Максимовича.

Издана на западнорусском языке, представляет собой страницу размером в разворот современной школьной тетради. Тираж неизвестен[16].

Первой периодической белорусской газетой была «Несвижская газета» (1707), второй же периодической газетой была «Gazeta literacka Wileńska» — с 1760 года[12].

Буржуазная реформа 60-х гг. 19 в. не изменили коренного положения в отрасли печати. Временные правила (6 апреля 1865 г.) от предыдущей цензуры освобождали лишь столичные ежедневные журналы и газеты, и книжки объемом более 100 печатных листов. Все иллюстрированные сатирические выпуски и вся провинциальная печать оставались по-прежнему под цензурой. В 1882 г. был принят закон, по которому пресса становилась в полную зависимость от самовладения госслужащих.

В 60-80 г.г. 19 в. в местных изданиях Беларуси выходили только богословная и религиозная литература, грамматики и азбуки, мелкие сборники стихов. Книжки выпускались по большей части на русском, еврейском и польском языках, несколько книжек в г. выходило на литовском языке. На бел. языке за эти г. в стране не было выпущено ни одной книжки.

Периодическая печать в Беларуси была представлена лишь официальными органами. Из них "Губернские ведомости", которые выдавались за казенную плату губернскими управлениями пол присмотром вице-губернаторов. "Губернские ведомости" не имели широкой признательности у читателей из местного населения. "Епархиальные ведомости" предназначались для православных праздников, преподавателей и учащихся духовных училищ и семинарий. Их издание было вызвано борьбой православной церкви с католической, после восстания 1863-1864 г.г.

В стране тоже выходила газета "Виленский вестник", редактором которой был небезызвестный этнограф А. Киркор. Газета выражала интерес той части партии "светлых", которая надеялась дойти до своих целей мирными средствами - путем диалога с царизмом. Такая позиция газеты устраивала большая часть местных помещиков, которые и сложили основную массу ее подписчиков.

На страницах журнала "Вестник Зап.РФ" (редактор-издатель К. Говорский), как и др. официальных периодических изданий, восхваляли абсолютизм и православную церковь, защищали шовинизм местной администрации и все ее мероприятия по расширению русского влияния в стране, осуждалось восстание 1263-1264 г., искажались его идеи и действующие силы. Экскурсы в историю, материалы по этнографии и культуре Беларуси, которые размещались на страницах официальных органов, в собственном большей части утверждали, что Беларусь и белорусы не имеют права на самостоятельное культурное и политическое развитие.

В 1886 г. взяло начало издание в Беларуси I-ой легальной, не зависимой от правительства, литературно-политической газеты "Минский листок". С 1902 г. она выходила под названием "Северо-Западный край". В "Минском листке" сотрудничали поэт Я.Лучина, историки и этнографы А.Я.Богданович, М.Я.Янчук, М.В.Довнар-Запольский и др. На страницах газеты печатались материалы и исследования по этнографии, фольклору и истории Беларуси, стихи белорусских поэтов на родном языке, критические взгляды на произведения литературы и искусства 19 столетия.