1.Опрос.
Опросы разделяются на качественные и количественные. Инструментом получения информации является вопрос.
Вопросы делятся на закрытые и открытые. Закрытые вопросы применяют в массовых опросах - данные легче обрабатывать.
По функциям вопросы делятся на основные и вспомогательные, в том числе вопросы-фильтры (если человек не читает газет, бесполезно его спрашивать о содержании того, что оно читает) и вопросы-«паспортички».
По способу контакта с опрашиваемыми количественные опросы делятся на анкетирование (заочные) и интервьюирование (очный или телефонный контакт). Очное интервью может проводиться по месту жительства или работы.
Анкетирование включает три основные вида – почтовое, раздаточное и прессовое. В последнее время добавилось интернетное. К количественным относится и опрос уличный. Так, в политическую практику вошел опрос на выходе с избирательного участка.
В современной практике применяется дневник читателя, слушателя, зрителя. В измерении телеаудитории применяются электронные счетчики (ТВ-метры, пиплметры).
Качественные опросы применяются для более глубокого изучения мотивов, стоящих за поведением людей.
К качественным относятся ряд видов:
Фокус-интервью. Фокус-группы составляются из представителей разных слоев населения или могут быть однородными. Разновидностью могут быть круглые столы с участием аудитории и экспертов.
Глубокое интервью. Проводится с каждым респондентом отдельно, например. с чиновниками и бизнесменами.
Электронная фокус-группа проводится с применением соответствующей техники, позволяющей измерять реакцию аудитории на содержание ролика, речи и т.п.
Экспертный опрос. Так по проблеме взаимоотношений СМК и власти можно привлечь журналистов, политиков, политологов и др.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий