logo search
 ᠃

1.Опрос.

Опросы разделяются на качественные и количественные. Инструментом получения информации является вопрос.

Вопросы делятся на закрытые и открытые. Закрытые вопросы применяют в массовых опросах - данные легче обрабатывать.

По функциям вопросы делятся на основные и вспомогательные, в том числе вопросы-фильтры (если человек не читает газет, бесполезно его спрашивать о содержании того, что оно читает) и вопросы-«паспортички».

По способу контакта с опрашиваемыми количественные опросы делятся на анкетирование (заочные) и интервьюирование (очный или телефонный контакт). Очное интервью может проводиться по месту жительства или работы.

Анкетирование включает три основные вида – почтовое, раздаточное и прессовое. В последнее время добавилось интернетное. К количественным относится и опрос уличный. Так, в политическую практику вошел опрос на выходе с избирательного участка.

В современной практике применяется дневник читателя, слушателя, зрителя. В измерении телеаудитории применяются электронные счетчики (ТВ-метры, пиплметры).

Качественные опросы применяются для более глубокого изучения мотивов, стоящих за поведением людей.

К качественным относятся ряд видов:

  1. Фокус-интервью. Фокус-группы составляются из представителей разных слоев населения или могут быть однородными. Разновидностью могут быть круглые столы с участием аудитории и экспертов.

  2. Глубокое интервью. Проводится с каждым респондентом отдельно, например. с чиновниками и бизнесменами.

  3. Электронная фокус-группа проводится с применением соответствующей техники, позволяющей измерять реакцию аудитории на содержание ролика, речи и т.п.

  4. Экспертный опрос. Так по проблеме взаимоотношений СМК и власти можно привлечь журналистов, политиков, политологов и др.