logo search
 ᠃

2.Содержание массовой информации.

  • Анализ содержания информации осуществляется с помощью «контент-анализа».

  • Контент- анализ – это метод выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик (например, слов, понятий, оценок), что позволяет сделать выводы о намерениях создателя текстов и возможных интересах и реакциях получателя информации.

  • Содержание текстов может рассказать о:

  • -влиянии политической ситуации в обществе на материал;

  • -намерениях коммуникатора при создании сообщений об одних сторонах жизни общества и умалчивании о других;

  • -к каким идеалам обращаются СМК в своей деятельности;

  • -о том, что именно и в какой мере содержание удовлетворяет интересы аудитории к конкретному СМК, если она обращается к нему и др.

  • Сообщение предполагает определенный эффект воздействия на аудиторию, который необходимо выявить. Это может быть:

  • -интерес к сообщению;

  • -правильность его восприятия;

  • -понятность содержания;

  • -положительно или негативное впечатление;

  • -желание действовать и др.

  • Метод семантического дифференциала позволяет дать обобщенную и многоплановую оценку сложного текста.

  • Единицей контент-анализа может быть отдельное слово/абзац. Необходимо подсчитать сколько слов/абзацев употребляется в конкретном тексте по конкретной проблеме. Это относится и к персонажам, суждениям, темам. Необходимо соблюдать требование репрезентативности выборки.

  • 3. Теория и практика рейтингов СМК. Любой рейтинг представляет собой дробь, знаменателем которой является некая максимально возможная численность населения (зрителей, читателей, слушателей), а в числителе – реальное их число, выявленное различными методами. Поэтому величина рейтинга телеканала, радио или печатного издания связывается с их популярностью, а последняя в свою очередь – с коммерческими успехами в виде привлечения рекламы, продажами материалов и др.

  • Чем больше людей и чем чаще они будут обращаться к данному средству массовой информации, тем выше рейтинг этого средства, тем дороже реклама и, следовательно, тем выше доход конкретного СМИ.

  • В телевидении под рейтингом понимается аудитория канала или программы, выраженная в процентах от общего числа жителей старше 4 лет. Используется также показатель доли – процента зрителей программы от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор. Еженедельные рейтинги и доли каналов и программ публикуются в журнале «Итоги».

  • Первые места в России (в Москве и Санкт-Петербурге есть некоторые отличия) по рейтингу продолжают занимать Первый канал, Россия, НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, ТВЦ, Культура. В процентах доли трех первых кналов в октябре 2008 были от 21% до 13%. Остальные каналы имеют более низкие оказатели.

  • Отдельные программы иногда поднимаются по доле – более 30% (отборочные футбольные матчи сборной России), но чаще всего эти показатели популярности ниже.

  • В отношении телезрителей к содержанию телеинформации в последнее время проявляются новые тенденции. Падает интерес к кино, которого на телевидении переизбыток. Вырос интерес к отечественным сериалам с одновременным падением к зарубежным. Снижается интерес к реалити-шоу, за исключением интереса подростков и молодежи к «Дому-2», который продолжает держаться в двадцатке самых высоких рейтинговых развлекательныхпрограмм.. В целом же к телевидению интерес у молодежи оценивается как низкий. Значительная часть аудитории смотрит «чернушные» передачи НТВ (Чрезвычайное происшествие и т.п.).

  • Сохраняется интерес к новостным программам. Большой интерес вызывают шоу-программы типа «Ледниковый период», «Звезды на льду», «Минута славы». Среди оригинальных отечественных программ сохраняют высокие рейтинги «КВН», «Что? Где? Когда?», «Пока все дома», «Жди меня».

  • К негативным явлениям, по данным опросов, относится, например, занижение интеллектуальной планки, не хватает качественного кино, много агрессии и негатива в контенте, мало документального кино и научных, образовательных передач, юмор «ниже пояса», нет оппозиционных точек зрения, раздражающая реклама и др.

  • Печатные издания оцениваются по тиражам. Здесь среди лидеров остаются такие издания как «Аргументы и факты», МК, Комсомольская правда.

    Погоня за рейтингом имеет и негативную сторону. Д. Дондурей говорит о рейтинге шока как самом дорогом блюде, состоящем из скандалов из жизни звезд и шока от насилия. Он подсчитал, что сегодня на телеэкране существует около 70 еженедельных (иногда повторяющихся до 20 раз в неделю) передач с максимальной демонстрацией насилия – «Вести. Дежурная часть», «Петровка, 38», «Криминальная Россия», «Чистосердечное признание», «Честный детектив». Тех, кто выпускает их в эфир, интересует только максимальный рейтинг и следующий за ним «распил» рекламных денег небольшой группой менеджеров (Дондурей Д. Рейтинг шока. / Российская газета, 22 августа 2007).

    Измерение рейтингов представляет собой настоящую индустрию. В то же время его ограниченность связана с тем, что измеряется только количество потребителей. Изменение установок, мыслей, поведения под влиянием СМИ остается сложной исследовательской проблемой.

    Задание: Изучите рейтинги российских СМК по методике TNS Gallup Media/