2.Содержание массовой информации.
Анализ содержания информации осуществляется с помощью «контент-анализа».
Контент- анализ – это метод выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик (например, слов, понятий, оценок), что позволяет сделать выводы о намерениях создателя текстов и возможных интересах и реакциях получателя информации.
Содержание текстов может рассказать о:
-влиянии политической ситуации в обществе на материал;
-намерениях коммуникатора при создании сообщений об одних сторонах жизни общества и умалчивании о других;
-к каким идеалам обращаются СМК в своей деятельности;
-о том, что именно и в какой мере содержание удовлетворяет интересы аудитории к конкретному СМК, если она обращается к нему и др.
Сообщение предполагает определенный эффект воздействия на аудиторию, который необходимо выявить. Это может быть:
-интерес к сообщению;
-правильность его восприятия;
-понятность содержания;
-положительно или негативное впечатление;
-желание действовать и др.
Метод семантического дифференциала позволяет дать обобщенную и многоплановую оценку сложного текста.
Единицей контент-анализа может быть отдельное слово/абзац. Необходимо подсчитать сколько слов/абзацев употребляется в конкретном тексте по конкретной проблеме. Это относится и к персонажам, суждениям, темам. Необходимо соблюдать требование репрезентативности выборки.
3. Теория и практика рейтингов СМК. Любой рейтинг представляет собой дробь, знаменателем которой является некая максимально возможная численность населения (зрителей, читателей, слушателей), а в числителе – реальное их число, выявленное различными методами. Поэтому величина рейтинга телеканала, радио или печатного издания связывается с их популярностью, а последняя в свою очередь – с коммерческими успехами в виде привлечения рекламы, продажами материалов и др.
Чем больше людей и чем чаще они будут обращаться к данному средству массовой информации, тем выше рейтинг этого средства, тем дороже реклама и, следовательно, тем выше доход конкретного СМИ.
В телевидении под рейтингом понимается аудитория канала или программы, выраженная в процентах от общего числа жителей старше 4 лет. Используется также показатель доли – процента зрителей программы от общего числа людей, в данный момент смотрящих телевизор. Еженедельные рейтинги и доли каналов и программ публикуются в журнале «Итоги».
Первые места в России (в Москве и Санкт-Петербурге есть некоторые отличия) по рейтингу продолжают занимать Первый канал, Россия, НТВ, СТС, ТНТ, РЕН ТВ, ТВЦ, Культура. В процентах доли трех первых кналов в октябре 2008 были от 21% до 13%. Остальные каналы имеют более низкие оказатели.
Отдельные программы иногда поднимаются по доле – более 30% (отборочные футбольные матчи сборной России), но чаще всего эти показатели популярности ниже.
В отношении телезрителей к содержанию телеинформации в последнее время проявляются новые тенденции. Падает интерес к кино, которого на телевидении переизбыток. Вырос интерес к отечественным сериалам с одновременным падением к зарубежным. Снижается интерес к реалити-шоу, за исключением интереса подростков и молодежи к «Дому-2», который продолжает держаться в двадцатке самых высоких рейтинговых развлекательныхпрограмм.. В целом же к телевидению интерес у молодежи оценивается как низкий. Значительная часть аудитории смотрит «чернушные» передачи НТВ (Чрезвычайное происшествие и т.п.).
Сохраняется интерес к новостным программам. Большой интерес вызывают шоу-программы типа «Ледниковый период», «Звезды на льду», «Минута славы». Среди оригинальных отечественных программ сохраняют высокие рейтинги «КВН», «Что? Где? Когда?», «Пока все дома», «Жди меня».
К негативным явлениям, по данным опросов, относится, например, занижение интеллектуальной планки, не хватает качественного кино, много агрессии и негатива в контенте, мало документального кино и научных, образовательных передач, юмор «ниже пояса», нет оппозиционных точек зрения, раздражающая реклама и др.
Печатные издания оцениваются по тиражам. Здесь среди лидеров остаются такие издания как «Аргументы и факты», МК, Комсомольская правда.
Погоня за рейтингом имеет и негативную сторону. Д. Дондурей говорит о рейтинге шока как самом дорогом блюде, состоящем из скандалов из жизни звезд и шока от насилия. Он подсчитал, что сегодня на телеэкране существует около 70 еженедельных (иногда повторяющихся до 20 раз в неделю) передач с максимальной демонстрацией насилия – «Вести. Дежурная часть», «Петровка, 38», «Криминальная Россия», «Чистосердечное признание», «Честный детектив». Тех, кто выпускает их в эфир, интересует только максимальный рейтинг и следующий за ним «распил» рекламных денег небольшой группой менеджеров (Дондурей Д. Рейтинг шока. / Российская газета, 22 августа 2007).
Измерение рейтингов представляет собой настоящую индустрию. В то же время его ограниченность связана с тем, что измеряется только количество потребителей. Изменение установок, мыслей, поведения под влиянием СМИ остается сложной исследовательской проблемой.
Задание: Изучите рейтинги российских СМК по методике TNS Gallup Media/
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк. (л-2 часа)
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения (л-2часа)
- Тема 10. Основные методы социологических исследований смк. (л-2 часа).
- Дополнительная литература
- 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов.
- Тема 1.Массовые коммуникации (мк): история и современность (л-2 часа)
- Тема 1.Массовые коммуникации – история и современность
- 2. Революционные вехи массовых коммуникаций
- Тема 2. Смк как социальный институт общества
- 1.Основные черты смк как социального института
- 3.Характеристика смк современной России (2007-2009 г.Г.)
- 1).Книги
- 2).Газеты
- 3).Журналы
- 4).Кино
- 5).Телевидение
- 6).Радио
- 4.Смк и Интернет
- Тема 3. Этапы и теории процесса массовой коммуникации
- Отбор информации и теория «привратника.
- 2.Теория «повестки дня».
- 4. Теория культивации.
- 4.Теории эффектов массовой коммуникации
- 2.Типы эффектов мк.
- 4.Общие теории эффектов.
- 5.Теории влияния насилия в смк на детей и молодежь.
- Тема 5. Средства массовых коммуникаций и власть
- 4.Анархизм
- 1. Формы взаимодействия государства и средств массовой коммуникации.
- 3.Социальная ответственность смк и власти
- Тема 6. Взаимодействие смк и аудитории (л-2часа)
- Тема 6. Взаимодействие смк с аудиторией
- 2. Двухступенчатое распространение информации в теории ограниченного влияния смк на аудиторию
- 3.Проблема активной аудитории.
- 4.Социальная ответственность смк и аудитории.
- Тема 7. Социально-экономические проблемы и смк
- 1. Смк и экономика
- 2. Социальные проблемы в смк
- 3. Культура и смк.
- Тема 8. Глобальные проблемы современности и смк.
- 1.Общественное мнение и глобальные проблемы современности.
- Тема 9. Коммуникатор и социологические способы его изучения
- 1.Характеристики коммуникатора.
- 2.Содержание массовой информации.
- Основные методы социологических исследований смк.
- 1.Опрос.
- 2.Изучение документов.
- 3.Наблюдение.
- Планы семинарских занятий