logo search
Вопросы и ответы по ГОСам (приблизительные)

37. Писательская критика: особенности жанра и стиля

Критика – суждение. Литературная критика – профессиональное мнение человека осведомленного в данной тематике. Критика служит посредником между автором и читателем. Критика поясняет, акцентирует внимание на интересных моментах, помогает ориентироваться в литературной среде.

В советское время уровень критики задавался высочайшим уровнем художественной литературы, анализом которой занималась критика, а также развитым литературоведением.

В целом – в рамках тех требований, которые предъявляла эпоха, – советская критика соотносилась с уровнем эстетики и более-менее успешно участвовала в литературном процессе. Хотя нельзя не сказать и о том негативном, что выявлялось как раз более всего в критике. В 1930-е годы некоторые критические выступления становились политическими доносами. Были сотворенные критикой «гении», раздутые «авторитеты», а с другой стороны – замалчиваемые литераторы; случалось, что под флагом партийности, прикрываясь марксистской риторикой, «ставили на место» «не своих». Вообще же негативная критика неизбежна и необходима: теоретико-литературный подход – наиболее универсальный в гуманитарных науках – допускает самые разные интерпретации произведений. Правда, если они не связаны с политическими оргвыводами.

С 80-х гг. ХХ ст. в литературе и критике стали утрачиваться художественные критерии, вся богатейшая словесная культура, на которой, начиная с А. Пушкина, В. Белинского, Я. Купалы, Я. Коласа, М. Богдановича, эти критерии основывались. Размывание принципов происходило через низвержение традиций, насаждение презрения к прежним поколениям литераторов, в том числе, а может быть, прежде всего – к классикам.

Тогда всем казалось, что по закону диалектики отрицание предыдущих этапов в развитии литературы необходимо для ее обновления (так романтики отрицали классицистов). Но сегодня видно, что период отрицания затянулся, что постепенно разрушилась та естественная и закономерная связь, которая могла бы быть твердой опорой для дальнейших поисков и открытий.

Пройдя через открытую публицистичность, политизацию, журнализм, критика растеряла многие присущие ей положительные качества. Как показало время, все же не на этом направлении лежит путь развития критики. Проще говоря, она как бы постепенно уничтожает сама себя, а заодно – и литературу.

Сейчас упрочилось то явление, которое критикой как таковой не являлось, – рассуждения о жизни через литературу, то есть жанр эссе, ставший одним из самых модных. В нем, конечно же, нет ничего плохого, даже наоборот, если бы он часто не выдавал себя за критику, подменяя собственно эстетический анализ фактографическим контекстом (нередко занимательным). А эстетический разбор стал как раз никому не интересным и к нему почти утрачен навык.

Из-за глобального распространения массовой культуры теряется интерес к профессиональному мнению. Читатель теряет интерес к элитарной культуре, предпочитая ее более легкой для восприятия массовой культуре. Литературе становится сложнее конкурировать с телевидением и кино и т.д.