15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
«Русский вестник»
Органом либерально-консервативного направления, прежде всего, оказался журнал М.Н. Каткова «Русский вестник», организованный в 1856 г. Журнал в канун реформ выступил за отмену крепостного права, устранение старой бюрократии, но при сохранении самодержавия и господствующего положения в стране дворян-помещиков.
После проведения крестьянской реформы Катков все больше поворачивает вправо. Активно выступает против демократов (особенно Герцена и Чернышевского), порицает польское восстание 1863 г., заявляет себя патриотом-государственником. В журнале и газете «Московские ведомости», которую он приобретает в аренду с 1863 г., Катков критикует любые антирусские действия и намерения европейских держав, восстает против внутренней смуты либералов, разоблачает крамолу. «Только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают «народную свободу», на самом деле она обеспечивает ее более чем всякий шаблонный конституционализм».
«Мы называем себя верноподданными», — с гордостью утверждал публицист. Такая позиция находила немало сторонников, авторитет Каткова-журналиста был достаточно высок.
Либеральные позиции заняли «Отечественные записки» Краевского, газеты «Санкт-Петербургские ведомости», «Наше время» и другие.
«Современник» 1650—1860
Но самым важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого по-прежнему оставался Н. Некрасов. Пережив годы «мрачного семилетия» (1848—1855), жестокую политическую реакцию, тормозившую развитие передовой русской журналистики после европейской революции 1848 г., Некрасов уже в середине 50-х годов предпринимает ряд мер к оживлению журнала, привлекает к исключительному сотрудничеству в нем видных писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого и др., открывает юмористический отдел «Ералаш» (где впервые появляется литературный персонаж-пародия Козьма Прутков), ищет и находит новых сотрудников.
В 1854 г. в «Современнике» начинает сотрудничать Н.Г. Чернышевский — великий революционер-демократ, сначала как литературный критик, а затем как публицист, политик и организатор всех революционных сил в стране. Чернышевский начал с того, что возродил принципы Белинского как в литературной критике, так и в журналистике. Он начинает при поддержке редактора Некрасова борьбу за демократизацию самого «Современника» («Об искренности в критике», «Очерки гоголевского периода русской литературы» и другие статьи). Дает бой оказавшимся в годы реакции в журнале представителям дворянской эстетики, либеральным беллетристам. Большое значение имели идеи его диссертации «Об эстетических отношениях искусства к действительности», философские работы «Антропологический принцип в философии» и др. Некрасов поддерживает молодого сотрудника, и постепенно либералы, включая Тургенева, один за другим начинают покидать «Современник».
С приходом в журнал в 1858 г. Н.А. Добролюбова позиции революционных демократов значительно усиливаются.
К 1859 г. противоречия русской жизни настолько обострились, что в стране сложилась революционная ситуация, когда крестьянское восстание против крепостничества, помещиков становилось все реальнее.
В эти годы особенно важную роль начинает играть «Современник» как центр передовой идеологии, идейный штаб освободительного движения. В журнале идет внутренняя и внешняя перестройка в целях наиболее успешного ведения революционной пропаганды. Вопросы, связанные с обсуждением крестьянской реформы, условий освобождения крестьян от помещиков, которые постоянно обсуждались в журнале с 1857 г., фактически снимаются с повестки дня. Они уступают место пропаганде революции, восстания как наиболее радикального средства преодоления гнета помещиков.
Чернышевский уже в это время понял, что реформа, которую в страхе перед натиском революции готовят самодержавное правительство и помещики, будет обманом: коренные интересы народа не будут удовлетворены. Исходя из этого он и начинает идейную подготовку крестьянского восстания.
Неизменно осуждая, разоблачая помещиков-крепостников, журнал, тем не менее, главный удар наносит в это время по либеральной идеологии, понимая, что либералы своей политикой соглашательства могут свести на нет все усилия демократии, народа. В журнале открывается отдел «Политика». Его начинает вести Чернышевский, передав отдел литературной критики под руководство
Добролюбова. Анализируя в отделе «Политика» события европейской истории, факты классовой борьбы народов, Чернышевский убеждает своих читателей в неизбежности революции, необходимости изоляции либералов.
Добролюбов в своих критических статьях, таких как «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина?», «Когда же придет настоящий день?» и др., развенчивает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, воспитывает веру в освободительные силы народа, который не может без конца терпеть своих угнетателей. Используя сюжет романа Тургенева «Накануне», критик призывает бороться против «внутренних турок», не верить реформам правительства. В 1859 г. Добролюбов при одобрении Некрасова организует в «Современнике» новый сатирический отдел (фактически журнал в журнале) под названием «Свисток». И этот отдел был направлен прежде всего против русского и международного либерализма, всех носителей реакционных, антинародных идей. Здесь Добролюбов проявил себя как талантливый поэт-сатирик.
В статьях политического содержания Добролюбов, анализируя опыт исторического развития передовых европейских стран, приходит к выводу об общих революционных путях преодоления сопротивления эксплуататорских классов как в Европе, так и в России («От Москвы до Лейпцига»). Особенность России должна заключаться только в более решительной и последовательной борьбе с эксплуатацией, либерально-буржуазным соглашательством.
Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершенства в методах революционной пропаганды. Примером революционной пропаганды в условиях царизма, жестокой цензуры может служить статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» По форме — это литературно-критическая статья, посвященная народным рассказам писателя Н. Успенского. Но в эту форму критической статьи писатель-революционер сумел вложить острую оценку состояния страны, идею неизбежности революции для удовлетворения справедливых требований русского народа. По ходу анализа литературных источников Чернышевский цитирует в статье стихотворение «Песня убогого странничка» из поэмы Некрасова «Коробейники», в котором есть такие слова:
Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?
Холодно, странничек, холодно,
Холодно, родименький, холодно!
Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?
Голодно, странничек, голодно,
Голодно, родименький, голодно! И т.д.
И затем он спрашивает воображаемого крестьянина: «А разве не можешь ты жить тепло? Да разве нельзя тебе жить сытно, разве плоха земля, если ты живешь на черноземе, или мало земли вокруг тебя, если она не чернозем, — чего же ты смотришь?» (ПСС Т.7. С. 874). А ведь вопрос о земле — один из коренных вопросов русской (да и не только русской) революции.
Стремясь разбить представление о русском мужике как забитом и пассивном существе, Чернышевский прибегает в статье к аллегории, сравнивая народ с безропотной смирной лошадью, на которой всю жизнь возят воду. Но «ездит, ездит лошадь смирно и благоразумно — и вдруг встанет на дыбы или заржет и понесет...». Так и в жизни самого смирного человека, народа бывают минуты, когда его нельзя узнать, ибо «не может же на век хватить ему силы холодно держаться в неприятном положении». Без таких выходок не обойдется смирная деятельность самой кроткой лошади. Такой порыв это и есть революция, которая «в пять минут передвинет вас (и себя, разумеется) так далеко вперед, что в целый час не подвинуться бы мерным, тихим шагом» (там же. С. 881—882). И чтобы не оставалось у читателя сомнений в том, что речь идет о социальном поведении людей, Чернышевский призывает вспомнить освободительный порыв народа в Отечественную войну 1812 г. Не менее показательны с точки зрения мастерства революционера-публициста статья «Русский человек на rendez vous» и многие другие. Аллегория, иносказание очень часто оказывались надежным средством революционной пропаганды.
Бесспорно мастерство Чернышевского, умевшего в подцензурной печати говорить о революции, воспитывать своими статьями настоящих революционеров.
Не менее ярко отразились идеи революции в статьях и рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», отмеченную горячей симпатией критика к борцам за счастье народа — Инсарову и Елене Стаховой.
Популярность «Современника» в 60-е годы была исключительно велика. Тираж журнала доходил до 6—7 тысяч экземпляров. Чернышевский печатал специальные отчеты о распространении журнала и упрекал те города и местечки, где не выписывали журнал, не получали ни одного экземпляра, хотя и понимал, что не все желающие могли найти средства для подписки,
Значение «Современника» в истории русской журналистики исключительно велико. Это был один из лучших журналов XIX в. Главными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа, прогресса и социализма. Небывалое значение приобрела публицистика. Здесь были напечатаны лучшие статьи русской публицистики, многие стихи Некрасова, роман Чернышевского «Что делать?», здесь началась сатирическая деятельность великого русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя.
Лидеры журнала — Некрасов, Чернышевский, Добролюбов имели исключительный авторитет и влияние на современников. Статьи Чернышевского, Добролюбова, стихи Некрасова читали с увлечением передовые деятели других народов, населявших Россию и славянские страны. Дело в том, что процесс развития освободительных идей в России 60-х годов совпал с пробуждением гражданской активности народов Украины, Закавказья, Поволжья, частично Средней Азии, борьбой за национальную и социальную независимость Болгарии, Польши, Сербии и других славянских народов. Огромно было влияние Чернышевского и Добролюбова на Л. Каравелова, X. Ботева, С. Сераковского, С. Марковича и многих других. Сама Россия из оплота реакции становилась важным фактором революционного движения в Европе.
Последовательная борьба против пережитков феодализма, угнетения, эксплуатации, иностранного порабощения, критика стратегии и тактики буржуазных либералов, революционная одушевленность, самоотверженность, бескорыстие предопределяли это влияние.
«Русское слово»
Вторым журналом революционной демократии 60-х годов XIX в. явилось «Русское слово». Журнал был организован в 1859 г., однако демократический характер приобрел только в 1860 г. с приходом нового редактора Г.Е. Благосветлова. Благосветлов — типичный разночинец. Сын бедного священника, рано оставшийся без материальной поддержки, самостоятельно закончивший Петербургский университет, но не нашедший из-за демократических убеждений и политической неблагонадежности места на казенной службе.
Журнал «Русское слово» имел научно-популярный уклон. Здесь наряду с вопросами литературы и литературной критики большое внимание уделяли естественнонаучным знаниям, фактам научной жизни. Он был весьма популярен среди учащейся молодежи и в русской провинции. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров. Наиболее удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева.
Вступая в русскую журналистику в ответственный момент русской общественной жизни 60-х годов, критик должен был определить свое место среди основных борющихся направлений. И он его определил как союзника «Современника» и Чернышевского, о чем прямо заявил во второй части одной из первых больших статей, опубликованных в «Русском слове», «Схоластика XIX века».
Писарев выступил адвокатом «голодных и раздетых» людей, сторонником раскрепощения личности от любых социальных и семейных стеснений и уз. Прежде всего он защищал умственное раскрепощение человека от догм и нравственных понятий, порожденных крепостничеством. Борцы за свободу человечества от умственной темноты, угнетения (Вольтер, Гейне) заслуживают самой высокой оценки критика.
Накануне крестьянской реформы 1861 г. Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о династии царствующего дома Романовых в России, вообще об обществе, разделенном на классы, где один присваивает себе плоды труда другого (см. статьи «О брошюре Шедо-Ферроти», «Пчелы»). Писарев выступает защитником материализма.
В статье по поводу брошюры наемного писателя Шедо-Ферроти Писарев прямо призывал к свержению русского самодержавия. За попытку опубликовать эту работу в нелегальной типографии публицист был заточен на четыре года в Петропавловскую крепость.
Писарев много размышлял о потенциальных способностях русского крестьянства к революционной борьбе. Отсутствие сознания в массе народа публицист считал большим недостатком и стремился к пропаганде знаний в максимальных размерах, веря, что знания сами по себе такая сила, что человек, овладевший ими, неизбежно придет к признанию социально полезной и революционной Деятельности, направленной против царизма и эксплуатации.
Писарев выступает талантливым критиком, истолкователем творчества многих русских писателей: Л. Толстого, Тургенева, Островского, Достоевского, Чернышевского. В канун реформы и после нее он защищает тип разночинца в литературе, тип новых людей, подобных Базарову из романа Тургенева «Отцы и дети», а затем героя романа Чернышевского «Что делать?» Рахметова и др. Он пропагандирует литературные персонажи, которые, будучи реалистами, людьми, умеющими трудиться, приносить пользу людям в любое время, способны стать деятелями революции во время прямой борьбы масс за социальную справедливость и обновление (статьи «Базаров», «Реалисты», «Мыслящий пролетариат»). Известна его талантливая защита образа Базарова и всего романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева в полемике с критиком «Современника» М.А. Антоновичем.
Будучи последователем Белинского, критик выступает за искусство, верное правде жизни, реализм, высокую идейность и нравственность.
Самым решительным образом порицал Писарев так называемое «чистое искусство».
Вместе с тем Писарев — сложная, противоречивая фигура. Ему свойственны определенные увлечения и прямолинейность в пропаганде своих убеждений, утилитарность, ошибочность некоторых отрицаний.
Писарев обладал исключительным талантом полемиста, и поэтому многие работы нельзя рассматривать без учета этого обстоятельства. Ряд так называемых заблуждений Писарева был лишь нарочитым полемическим заострением проблем. Любил Писарев и парадоксальную постановку вопросов.
В целом же Писарев был не менее стойким и последовательным борцом против феодализма и его порождений во всех сферах жизни, его пережитков в русской жизни после 1861 г., чем ведущие сотрудники «Современника». Публицист глубоко разбирался в социальных процессах и вопросе о движущих силах русской революции, особенно в условиях окончания революционной ситуации 60-х годов. Его скептицизм по поводу готовности русского крестьянства к революции оказался исторически оправдан.
Наряду с Писаревым в журнале «Русское слово» выступали в защиту «голодных и раздетых» Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев, Н.В. Соколов, П.Н. Ткачев. В качестве постоянного иностранного обозревателя плодотворно сотрудничал французский репортер и публицист Эли Реклю.
Антимонархическая, антифеодальная позиция журнала не раз вызывала репрессии царизма. Одновременно с «Современником» Некрасова «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.