Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
Недопустимо проводить аудио-, кино- и фотосъемку при получении информации от граждан и должностных лиц, если они об этом не предупреждены.
Недопустимо использование скрытой аудио- и видео-, кино- и фотосъемки, если это нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, если это не является необходимой мерой для защиты общественных интересов и не приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц (все это - за исключением того случая, если деонстраиця записи производится по решению суда).
Журналист не должен скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения, распространять слухи под видом достоверных сообщений, недопустим сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Из Хартии телерадиовещателей (может пригодиться):
Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.
Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.
Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний.
Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями регламентируются в главе 4 закона «О СМИ»
Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах (ст.38).
Право выполняет регулятивную функцию, определяя порядок деятельности, и охранительную функцию, связанную с восстановлением нарушенных интересов.
Право не является универсальным инструментом, и правовое регулирование является воздействием на отношения, имеющие поведенческое выражение, то есть право не может воздействовать на мысли, чувства, эмоции людей.
Право СМИ должно рассматриваться как сфера частного права, и, следовательно, используется:
диспозитивный метод регулирования, при котором участники отношений сами могут устанавливать правила поведения и менять их по своему усмотрению.
общедозволительный тип правового регулирования, при котором дозволено все, кроме прямо запрещенного законом.
В связи с этим усиливается значение корпоративных норм, различных кодексов профессиональной этики, которые устанавливают дополнительные ограничения, связанные с деятельностью журналиста или редакции.
Так как Россия относится к континентальной правовой семье, основным источником права являются нормативные акты, то есть официальные документы, принимаемые органами власти. Высшей юридической силой в системе нормативных актов обладают законы, и иные акты не должны им противоречить.
В системе законодательства о СМИ главенствующее положение занимает Закон о СМИ 1991-го года, и иные законы не должны ему противоречить.
Для обеспечения информационных интересов отдельные ограничения по поводу использования информации закреплены в законах "О гос. тайне", "О коммерческой тайне", "О персональных данных". В связи с использованием СМИ в процессах политической агитации, специальные правила установлены следующими законами:
Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме
Закон о референдуме
Закон о выборах президента РФ
Закон о выборах депутатов Госдумы
Имущественные аспекты, связанные с деятельностью редакции регулируются Гражданским кодексом РФ. При этом с 1 января 2008 года в действие вступила 4-ая часть ГК РФ, содержащая нормы о правах на результаты творческой деятельности (интеллектуальная собственность).
Охранительные нормы, содержащиеся в УК РФ, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбления, причем клевета и оскорбления в СМИ влечет повышенную ответственность преступника.
Кодекс предусматривает ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста путем принуждения к распространению информации либо принуждения к отказу от распространения информации. Журналист рассматривается как гражданин, выполняющий общественный долг, следовательно, посягательство на жизнь и здоровье журналиста или его близких в связи с его профессиональной деятельностью, рассматривается как более опасное преступление и влечет повышенную ответственность.
Кодекс об административных нарушениях предусматривает санкции за отдельные нарушения в сфере деятельности учредителей и редакции СМИ, в том числе за выпуск незарегистрированного СМИ, за выпуск СМИ без выходных данных, за искажение сведений о размере тиража, за непредоставление обязательных экземпляров печатных СМИ.
Недопустимо проводить аудио-, кино- и фотосъемку при получении информации от граждан и должностных лиц, если они об этом не предупреждены.
Недопустимо использование скрытой аудио- и видео-, кино- и фотосъемки, если это нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, если это не является необходимой мерой для защиты общественных интересов и не приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц (все это - за исключением того случая, если деонстраиця записи производится по решению суда).
Ж-т не должен скрывать или фальсифицировать общественно значимые сведения, распространять слухи под видом достоверных сообщений, недопустим сбор информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации. Запрещается использовать право ж-та на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями.
Из Хартии телерадиовещателей (может пригодиться):
Сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица, включая аудиозапись, фото- и видеосъемку на частной территории, без его согласия не допускаются.
Недопустимо получение информации обманным путем, а также путем запугивания или подкупа.
Недопустимо злоупотребление доверием собеседника, а также его особо эмоциональным состоянием, не позволяющим адекватно оценивать последствия высказываний
(Статья 49. Обязанности ж-та, в сокращении)
Ж-т обязан:
соблюдать устав редакции;
проверять достоверность сообщаемой информации;
удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от гражданина или его представителей (за искл.случаев, когда это нужно для защиты обществ. интересов);
при получении информации ставить лицо в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного им сообщения;
отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
предъявлять при осуществлении проф. деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (документ, удостоверяющий личность и полномочия ж-та).
Ж-т несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности ж-т обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Последняя тенденция: Медведев предложил правительству разработать закон об инсайдерской информации, т.е. о запрещении СМИ распространять внутреннюю информацию предприятий и частных лиц (то что частных лиц это хорошо, а то что мы не сможем узнать о многомиллиардных долгах заводов плохо).
Правовое регулирование – целенаправленное воздействие с помощью специальных средств на общественные отношения для их упорядочения, поддержание баланса интересов разных лиц для восстановления нарушенных интересов.
Право выполняет регулятивную функцию, определяя порядок деятельности, и охранительную функцию, связанную с восстановлением нарушенных интересов.
Право не является универсальным инструментом, и правовое регулирование является воздействием на отношения, имеющие поведенческое выражение, то есть право не может воздействовать на мысли, чувства, эмоции людей.
Право СМИ должно рассматриваться как сфера частного права, и, следовательно, используется:
диспозитивный метод регулирования, при котором участники отношений сами могут устанавливать правила поведения и менять их по своему усмотрению.
общедозволительный тип правового регулирования, при котором дозволено все, кроме прямо запрещенного законом.
В связи с этим усиливается значение корпоративных норм, различных кодексов профессиональной этики, которые устанавливают дополнительные ограничения, связанные с деятельностью журналиста или редакции.
Так как Россия относится к континентальной правовой семье, основным источником права являются нормативные акты, то есть официальные документы, принимаемые органами власти. Высшей юридической силой в системе нормативных актов обладают законы, и иные акты не должны им противоречить.
В системе законодательства о СМИ главенствующее положение занимает Закон о СМИ 1991-го года, и иные законы не должны ему противоречить.
Для обеспечения информационных интересов отдельные ограничения по поводу использования информации закреплены в законах "О гос. тайне", "О коммерческой тайне", "О персональных данных". В связи с использованием СМИ в процессах политической агитации, специальные правила установлены следующими законами:
Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме
Закон о референдуме
Закон о выборах президента РФ
Закон о выборах депутатов Госдумы
Охранительные нормы, содержащиеся в УК РФ, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбления, причем клевета и оскорбления в СМИ влечет повышенную ответственность преступника.
Кодекс предусматривает ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста путем принуждения к распространению информации либо принуждения к отказу от распространения информации. Журналист рассматривается как гражданин, выполняющий общественный долг, следовательно, посягательство на жизнь и здоровье журналиста или его близких в связи с его профессиональной деятельностью, рассматривается как более опасное преступление и влечет повышенную ответственность.
Другие документы регулирующие деятельность СМИ.
1. Международные правовые документы:
а. всеобщая декларация прав человека (1948 год) ООН - ст. 19 свобода убеждений и выражения их.
- сбор и распространение информации, идей любыми средствами независимо от гос. границ.
Б. Европейская конвенция по правам человека (страст. суд.)
- ст. 10 человек имеет право на защиту от СМИ
2. Конституция РФ
- свобода мысли и слова - запрет на антигуманную пропаганду - беспрепятственное движение информации - запрет на цензуру - неприкосновенность частной жизни - свобода творчества – госбезопасность - о клевете
3. Законодательство субъектов РФ,
4. Нормативные акты органов местного самоуправления
5. административные приказы и распоряжения в организациях.
Статус журналиста произведен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста главное право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашает каждого субъектом права на информацию в форме ее поиска, получения, передачи, производства и распространения. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг и ответственному перед своей аудиторией. В законе о СМИ четко прописаны права и обязанности журналиста. Это V Закона о СМИ.
Закон о СМИ допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. ст. 58 Закона о СМИ квалифицирует нарушение права редакции и на запрос и получение информации как серьезное правонарушение ущемление свободы массовой информации.
Но в настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" Согласно упомянутому закону к информации с ограниченным доступом запрещено относить: а) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций. б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую идр. в) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; г) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов.
Особую категорию составляют персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина. Их Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" относит к категории конфиденциальной информации. Еще одна категория конфиденциальной информации коммерческая тайна и государственная тайна. Разглашение информации с ограниченным доступом является административным правонарушением.
Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.
Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (47);
Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой ему информации (49).
Последняя тенденция: Медведев предложил правительству разработать закон об инсайдерской информации, т.е. о запрещении СМИ распространять внутреннюю информацию предприятий и частных лиц (то что частных лиц это хорошо, а то что мы не сможем узнать о многомиллиардных долгах заводов плохо).
Правовое регулирование – целенаправленное воздействие с помощью специальных средств на общественные отношения для их упорядочения, поддержание баланса интересов разных лиц для восстановления нарушенных интересов.
Право выполняет регулятивную функцию, определяя порядок деятельности, и охранительную функцию, связанную с восстановлением нарушенных интересов.
Право не является универсальным инструментом, и правовое регулирование является воздействием на отношения, имеющие поведенческое выражение, то есть право не может воздействовать на мысли, чувства, эмоции людей.
Право СМИ должно рассматриваться как сфера частного права, и, следовательно, используется:
диспозитивный метод регулирования, при котором участники отношений сами могут устанавливать правила поведения и менять их по своему усмотрению.
общедозволительный тип правового регулирования, при котором дозволено все, кроме прямо запрещенного законом.
В связи с этим усиливается значение корпоративных норм, различных кодексов профессиональной этики, которые устанавливают дополнительные ограничения, связанные с деятельностью журналиста или редакции.
Так как Россия относится к континентальной правовой семье, основным источником права являются нормативные акты, то есть официальные документы, принимаемые органами власти. Высшей юридической силой в системе нормативных актов обладают законы, и иные акты не должны им противоречить.
В системе законодательства о СМИ главенствующее положение занимает Закон о СМИ 1991-го года, и иные законы не должны ему противоречить.
Для обеспечения информационных интересов отдельные ограничения по поводу использования информации закреплены в законах "О гос. тайне", "О коммерческой тайне", "О персональных данных". В связи с использованием СМИ в процессах политической агитации, специальные правила установлены следующими законами:
Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме
Закон о референдуме
Закон о выборах президента РФ
Закон о выборах депутатов Госдумы
Охранительные нормы, содержащиеся в УК РФ, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбления, причем клевета и оскорбления в СМИ влечет повышенную ответственность преступника.
Кодекс предусматривает ответственность за воспрепятствование профессиональной деятельности журналиста путем принуждения к распространению информации либо принуждения к отказу от распространения информации. Журналист рассматривается как гражданин, выполняющий общественный долг, следовательно, посягательство на жизнь и здоровье журналиста или его близких в связи с его профессиональной деятельностью, рассматривается как более опасное преступление и влечет повышенную ответственность.
Другие документы регулирующие деятельность СМИ.
1. Международные правовые документы:
а. всеобщая декларация прав человека (1948 год) ООН - ст. 19 свобода убеждений и выражения их.
- сбор и распространение информации, идей любыми средствами независимо от гос. границ.
Б. Европейская конвенция по правам человека (страст. суд.)
- ст. 10 человек имеет право на защиту от СМИ
2. Конституция РФ
- свобода мысли и слова - запрет на антигуманную пропаганду - беспрепятственное движение информации - запрет на цензуру - неприкосновенность частной жизни - свобода творчества – госбезопасность - о клевете
3. Законодательство субъектов РФ,
4. Нормативные акты органов местного самоуправления
5. административные приказы и распоряжения в организациях.
Статус журналиста произведен от статуса СМИ. Если главное в работе СМИ доставлять аудитории самую свежую, самую точную и самую полную информацию обо всем ее интересующем, то для журналиста главное право знать, понимать и делать свое знание и понимание достоянием других. ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации провозглашает каждого субъектом права на информацию в форме ее поиска, получения, передачи, производства и распространения. Кроме того, в статусе журналиста реализуются те профессиональные особые интересы, которые производны от специфики его социальной роли. Отсюда следует обязанность дальновидного законодателя, с одной стороны, установить гарантии свободы творчества и создать условия для эффективного выполнения журналистом социальной функции, а с другой, обеспечить ему повышенную правовую защиту при исполнении профессиональных обязанностей как лицу, выполняющему общественный долг и ответственному перед своей аудиторией. В законе о СМИ четко прописаны права и обязанности журналиста. Это V Закона о СМИ.
Закон о СМИ допускает запрос информации как в устной, так и в письменной форме. ст. 58 Закона о СМИ квалифицирует нарушение права редакции и на запрос и получение информации как серьезное правонарушение ущемление свободы массовой информации.
Но в настоящее время в России имеется довольно развитое законодательство о защите информации. Его основные положения были впервые сформулированы в Указе Президента Российской Федерации "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию" Согласно упомянутому закону к информации с ограниченным доступом запрещено относить: а) законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и местного самоуправления, организаций. б) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую идр. в) документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне; г) документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов.
Особую категорию составляют персональные данные, т.е. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина. Их Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" относит к категории конфиденциальной информации. Еще одна категория конфиденциальной информации коммерческая тайна и государственная тайна. Разглашение информации с ограниченным доступом является административным правонарушением.
Права и обязанности журналиста оговариваются соответственно в 47 и 49 статьях Закона о СМИ.
Журналист имеет право проверять достоверность сообщаемой ему информации (47);
Журналист обязан проверять достоверность сообщаемой ему информации (49).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.