40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
Естественный язык – базовая знаковая система для создания всей социальной информации. Так сказать, особый, базовый уровень средств ее выражения, объединяющий самые разные роды и виды информационного производства. Журналистика тоже не может без него обходиться. Однако, для того чтобы передать специфику семантического и прагматического планов журналистского произведения, этого оказывается недостаточно. Потому в ходе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария.
Введенное Евгением Ивановичем Прониным, это понятие пока не вошло в обиходную речь журналистов. Однако оно прекрасно служит при анализе структуры текста, поскольку, с одной стороны, объединяет весь используемый «строительный материал», а с другой – позволяет его легко дифференцировать.
Надо понимать, что факт как одно из ЭВС служит не только воспроизведению событий, из которых складывается ситуация, не только воспроизведению облика действующих лиц, но и воссозданию обстановки происходящего – характерных деталей, как принято говорить. Кроме того, посредством фактов журналист может указать на связь реальной конкретной ситуации с масштабной проблемой, прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень своей включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий в условиях, альтернативных сложившимся, и т.д. В зависимости от этого факт в тексте приобретает то меньшую, то большую меру конкретности. Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами».
Эпизоды из истории общества, фрагменты социального опыта отражены в образах, зафиксированных историей, культурой, лексикой. Многие из них восходят к архетипам – крупицам коллективного бессознательного, которые лежат в основе человеческой символики. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов – и в тексте возникает слой оценочной информации (психологи чаще называют ее рефлексивной – от слова «рефлексия» в его буквальном значении: в переводе с позднелатинского оно обозначает «обращение назад»).
Образный ряд ЭВС в журналистике («образы») складывается из прецедентов истории и деяний исторических лиц, из фрагментов художественных произведений и характеров их героев, из фольклорных сюжетов и притч, образных откровений науки, из перлов языковой сокровищницы. Существует много вариантов их применения, мы будем говорить о них далее как о методах предъявления ЭВС в тексте. Но любой из них требует, чтобы журналист, формируя в произведении образный ряд, заботился о контакте с аудиторией: с одной стороны, образы должны быть близки и понятны ей, а с другой – достаточно свежи, не «заезжены» до банальности. Образ всегда оставляет возможность неоднозначного прочтения. Чтобы авторская позиция могла быть воспринята возможно точнее, в журналистском тексте оказался востребован еще один ряд элементарных выразительных средств – нормативы. В сущности, это тоже смысловые единицы, в которых запечатлен социальный опыт. Однако они иного свойства: в отличие от образов, вызывающих у адресата информации конкретно-чувственные представления, нормативы представляют собой суждения, в которых воплощены те или иные установления общества и которые воспринимаются как некая формула.
Как ЭВС «уживаются» в тексте?
Хитростями «сборки» я называю особенности организации журналистского текста. А это понятие более широкое, поскольку предусматривает не только «стыковку» элементов, но и создание таких связей между ними, при которых достигается «синтаксическая полноценность» текста: набор элементов, представленных в сознании журналиста, превращается в гармоничное целое, способное при возникновении коммуникативной ситуации не только сообщить «законсервированную» в нем информацию, но и вызвать комплекс определенных отношений к ней, в том числе отношение эстетическое.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.