29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
Обосновывая концепцию "осевого времени", Карл Ясперс отмечал неразрывную взаимосвязь социального и духовного развития общества, когда "новому духовному миру соответствует определенное социальное устройство" [1]. Конец мифологической эпохи с ее идеей циклического времени и появление новой эпохи, основанной на "борьбе рациональности и рационального проверенного опыта против мифа" [2], знаменовали начало "безграничной коммуникации" [3] в жизни общества. Социум поднялся на качественно новый этап коммуникационного развития, когда ни одна из моделей цивилизации не могла быть реализована без существования информационного поля в структуре государства.
Древнегреческий философ Платон, создавая концепцию идеального государства, опирался на теорию о вечных идеях. В мире идей, по его мнению, должна присутствовать идея полиса. Задача философа (законодателя) — приблизить "эйдос" (идею) государства к реальному воплощению. Идеальное государство не могло функционировать без упорядоченной общественной жизни, необходимой для создания достойной жизни граждан. Во второй книге "Законов" (354 г. до н.э.) Платон писал о том, что государство обязано обеспечить существование информационного поля, наиболее благоприятного для поддержания собственной жизнедеятельности. Для этого необходима государственная пропаганда, осуществляемая силами самого общества с целью поддержания порядка. В полисном государстве времен Платона основным каналом распространения информации было устное слово. Поэтому философ описывает пропагандистскую государственную систему в виде трех "хоров", где хор воздействует на сознание социума и формирует его. В современном прочтении платоновская "иерархия хоров" вполне может быть соотнесена с различными типами СМИ.
Информация должна нести положительное начало, поддерживающее уверенность личности в стабильности общественных отношений. Платон писал, что "государство должно беспрестанно петь для самого себя очаровывающие песни" [4]. Эти "очаровывающие песни" не должны быть монотонны, потому надо "постоянно видоизменять и разнообразить песни, чтобы поющие испытывали удовольствие и какую-то ненасытную страсть к песнопениям" [5]. Такова (по Платону) роль идеологической функции государственной пропаганды для жизнедеятельности социума
Комментируя "Законы" Платона, русский философ П.И.Новгородцев отмечал, что "установив для граждан своего проектируемого государства подробнейшие законы, предусмотрев каждый шаг их жизни, он предлагает организовать систему постоянных увещаний и убеждений общества в истине основ того государственного строя, который он хочет осуществить. Он предлагает составить хоры, которые будут петь гражданам на разные лады, что добродетель и счастье неразлучны, что гражданин должен стремиться к общему и не уклоняться от предначертанного пути. Песнопения и славословия добродетели вечно раздаются в этом обществе; даже старики участвуют в этой задаче увещаний, как рассказчики поучительных саг. Все это имеет целью внушить гражданам верность определенному духу, как бы загипнотизировать их в определенном направлении и таким образом подчинить их волю общему объединяющему всех режиму. Мы стараемся представить себе общественный быт, осуществленный по этому плану, и не можем не прийти к заключению, что гармония тут, может быть, и достигнута, но зато жизнь исчезла: она сменилась каким-то заколдованным сном спящего царства, каким-то гипнозом добродетели -безразличием замолкших страстей и угасших стремлений" [6].
Свобода слова должна соотноситься с категорией "меры", ибо свобода, преступившая границы, — "величайшее зло, в надлежайшей мере это — великое благо" [7]. Отсутствие меры может привести к чрезмерной свободе, которая и "для отдельного человека, и для государства оборачивается ничем иным, как чрезвычайным рабством. <...> тирания возникает, конечно, не из какого иного строя, как из демократии; иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство" [8].
Утопическое государство Платона могло быть осуществлено в виде замкнутой системы, а потому возникновение в ней контрпропаганды (противодействующего информационного поля) неизбежно приводит к потере стабильности и гармонии, а в случае слабости государственных институтов — к разрушению того общественного строя, существование которого были призваны поддерживать платоновские "хоры".
Теория Платона, как "особый мечтательный и утопический консерватизм, который хочет создать неизменную и совершенную форму жизни, предохраняющую людей от всяких опасностей и исключающую мысль о каких бы то ни было переменах" [9], проистекала из полисной системы ценностей. В этой системе ценностей государство являлось высшим благом, а реализация индивидуальных качеств гражданина возможна была только в рамках полиса. Античный полис претерпевал кардинальные изменения во времена Платона, и афинскому философу хотелось остановить эти изменения путем построения идеального государства. Платоновскую концепцию можно охарактеризовать как своеобразный политический "пассеизм", т.е. эстетизацию прошлого, которое можно только сохранять и поддерживать, но не изменять.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.