25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
В 30-е гг. создается база для телевизионного вещания. Осенью 1938 г. в Ленинграде было завершено строительство телевизионного центра. Его передачи стали выходить в эфир через день. В Москве опытное вещание осуществлялось каждый день из телевизионного центра на Шаболовке. Таким образом, основная структура современных СМИ в СССР сформировалась в концу 30-х гг.
Журналистика как инструмент идеологического воздействия партии. Споры внутри партии по поводу индустриализации любой ценой и желание Сталина укрепить свою личную власть привели к очередному витку газетной полемики и внутри партийной борьбы. Против силовых волюнтаристских путей решения сложных экономических задач выступали Троцкий и Бухарин. Они говорили о более взвешенном, реалистическом подходе к индустриализации и осуществления ее не за счет обирания деревни, а за счет ее преобразования и подъема. Это требовало больше времени, сил, средств. Сталина это не устраивало. Троцкий был исключен из партии, сослан в Алма-Ату, а затем за границу. Бухарин, в конце концов, в начале 30-х гг. был расстрелян по сфабрикованному против него обвинению. Сталин выступил в печати с критикой “перегибов” коллективизации. Осудил крайние методы ее проведения. А, с другой стороны, по его распоряжению, решение вопросов индустриализации было поставлено на принципиально новую основу. На места был спущен план по раскулачиванию крестьян, всюду его выполняли с “перекрытием норм”, с перевыполнением “контрольных заданий”. Так формировались трудармии для строительства каналов, гидроэлектростанций, крупных промышленных предприятий. Эта дармовая сила дала возможность выполнять первый пятилетний план. Любые попытки писать об этом в газетах приводило авторов тоже в ряды “трудармейцев”. Более того, особым постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) было запрещено придавать огласке реальное положение дел с выполнением первого пятилетнего плана, который по официальной версии был выполнен за 4 года и 3 месяца. Так сказал Сталин, и все этому верили, на самом же деле все было не так хорошо. Но в прессе были только рапорты об успехах и достижениях. Статистика тоже подтверждала трудовые победы. С тех пор такой стиль освещения хозяйственной жизни страны становится обычным делом. И вообще СМИ, в частности, газеты стали своего рода диспетчерами процесса выполнения пятилеток. Каждый день они не только подводили итоги сделанного и критиковали нерадивых, но формулировали и публиковали задания каждого года пятилетки. Следили за ходом их выполнения. Организовывали почины трудящихся за досрочное завершение пятилетних планов, индивидуальных сменных. Месячных. Квартальных и годовых заданий. Главное здесь было не реальное явление, а пример для подражания, для пропаганды. Поэтому нередко “трудовые рекорды” оказывались не совсем правдивыми. Создание некой светлой, радостной, полной энтузиазма, инициативы, творчества и бескорыстия, виртуальной картины трудовых будней советского народа стало главной задачей СМИ, с которой они успешно справлялись. Это тоже сделалось главной обязанностью советской журналистики на многие десятилетия. Журналистика еще больше стала использоваться как средство идеологического, пропагандистского и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства. В 30-е гг., когда на селе из-за низкого урожая не выполнялись планы хлебозаготовок, нередко сами газеты становились причиной незаконных расправ над колхозниками и хозяйственными руководителями, партийными и советскими работниками. Газеты выступали с обвинениями в их адрес и этого было достаточно. В эти годы доносительство стало одной из негласных функций журналистики. Значительное место в деятельности СМИ занимало идейно-патриотическое воспитание масс. Отечественная публицистика 30-х гг. дала немало образцов таких материалов. Вся страна с волнением следила за судьбой участников арктической экспедиции с ледокола “Челюскин”, который был затерт льдами, и экипажу пришлось высадиться на льдину. Газеты писали о героических летчиках, летавших спасать челюскинцев. Захватывали воображение материалы, рассказывавшие об исторических перелетах советских экипажей через Северный полюс. Не менее волнующей была история дрейфа ледокола “Седов” и ледовой эпопеи папанинцев. Затем не менее читаемыми были военные сообщения о событиях на советско-манчжурской границе, о сражениях гражданской войны в Испании. Словом, тема героизма и служения родине была одной популярных среди читателей.
Гулаговские газеты появились в 30-е гг., ибо росло число заключенных в лагерях. Они также призывали к ударному труду и перевыполнению норм. Если учесть, что обращались они к полуголодным людям, работающим до изнеможения на тяжелых работах, понятен нравственный настрой этих изданий. Если заключенные не следовали опубликованным призывам, то их зачисляли в саботажники, и жизнь их еще больше осложнялась. Предполагалось, что заключенные могли писать в газету и становиться лагкорами. Их главная задача была разоблачать “притаившихся врагов”.
Политические судебные процессы и их отражение в прессе. Тезис о нарастании классовой борьбы постоянно звучал в советской прессе. Таким же настойчивым был и поиск “врагов народа” - среди “чужих” и среди “своих”, партийцев. Фактически это было прикрытием политической борьбы Сталина за власть. Множество партийных и советских руководителей всех уровней, комсомольских деятелей, военачальников, ученых, хозяйственников, представителей интеллигенции, а также их родственников были обвинены в контрреволюционной деятельности или пропаганде. Процессы над “врагами народа” в 30-50 гг. стали будничным явлением. Процессы обычно подробно освещались прессой. Репрессивная машина государства работала так, что обычно большинство подсудимых признавались во всем, в чем их обвиняли. Печатали такие отчеты “Правда” и “Известия” в 30-е гг. Помимо материалов о “врагах народа” в номерах помещались сообщения о демократических преобразованиях, происходящих после принятия новой конституции в 1936 г. или другие подобные материалы.
Журналистика в предвоенные годы была весьма разнообразно. Публицистика делала зримыми сухие цифры, широко использовался жанр статьи, экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений, отчетов. Лучшие журналисты вводят в корреспонденции элементы публицистики. Но наиболее заметным и любимым жанром журналистики советского периода, начиная с 30-х гг., был очерк. Причем, популярны были несколько их типов. Во-первых, индустриальный очерк, где действующим лицом был человек труда, воодушевленный, созидающий, неуемный, самоотверженный. Наиболее известный мастер таких очерков Б.Горбатов. Другой тип – сельскохозяйственный очерк, повествующий о переустройстве жизни в деревне. Портретный очерк был вызван к жизни социалистическим соревнованием, появлением передовиков производства, новаторов. Путевые очерки посвящались рассказу о новом облике страны, новому укладу жизни даже в отдаленных уголках. В этой области были велики заслуги М.Шагинян. Особо выделялось творчество М.Кольцова, который писал очерки, фельетоны, репортажи. Фельетоны были не менее популярны, чем очерки. Прекрасными фельетонистами были М.Зощенко, Ильф и Петров, В.Катаев, К.Радек и другие. Несмотря на то, что журналистика этого периода была полностью подчинена партийному диктату, что она принимала активное участие в формировании культа личности Сталина, что она была средством проведения жесткой партийной и государственной политики, а также инструментом расправы над теми, кто не выполнял директив партии и подчиненной ей печати, советская пресса пользовалась доверием народа, ей верили, ее призывам следовали. Поэтому она продолжала играть важнейшую идеологическую роль в обществе вплоть до 90-х гг. ХХ в.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.