30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
Лучше всего заранее сформулировать личный творческий план. Можно отталкиваться от личных интересов, традиционных для СМИ проблем, любимые читателем темы.
- Поставить тему, найти источники информации, обозначить главную идею.
2 стадии:
1) Исходный импульс/познавательная стадия; начальная стадия творческого акта в журналистике представляет собой весьма специфическое явление:
это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания
о текущей действительности. Но совершается она, как правило, человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме,
да к тому же в подавляющем большинстве случаев включена в процесс межличностного общения, причем далеко не всегда дружественного.
Отсюда необходимость высокой ответственности и весьма изощренных умений.
Ни газетчик, ни радиожурналист, ни журналист телевидения не минуют этой стадии работы.
Даже прямая передача в эфир, как правило, ведется на основе предварительного, опережающего знания ситуации и действующих лиц.
– На языке практики это все называется сбором фактов!
Операция – отрезок времени, в течение которого я что-то делаю, идя от замысла к реализации.
1 операция:
- выбор места, где что-то происходит
- поиск объекта (на основе опыта, интуиции). Конкретизация темы.
2 операция: Предварительное знакомство с объектом. Просмотр текущей прессы, мнение об объекте.
3 операция: непосредственное знакомство с объектом. Процесс сбора информации начался заново. Документы. Методы наблюдения и пр.
4 операция: уточняет все забытые сведения. Сгладить недоточеты.Четвертая операция творческого акта – «направленное изучение предмета».
Здесь решаются основные задачи познавательной стадии: устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию;
работой мысли вскрываются все их существенные связи и определяется отношение к проблеме;
делаются выводы о существе происходящего и осознаются возможные пути разрешения проблемы.
Результатом оказывается журналистская концепция изученной ситуации в ее отношении к проблеме.
2) стадия - собственно создание текста
1 о: образный ориентир, его поиск. Образ.
Ход, логика развития текста, сюжета. Не композиция и не сюжет. Ищется интуитивно. Идея, план в удобной форме.
2 о: написание текста, работа над сюжетом, н. достать пассивный запас слов.
3о: редактирование текста, сбор доп.инфы, переписывание текста.
4 о: законченный текст, сюжет, могущий нуждаться в обработке.
В журналистском творчестве, когда личность включается сначала в процесс обдумывания будущего материала, потом сбора информации,
затем осмысления жизненных фактов и т. д., также можно выделить общие фазы и включенные в них более частные этапы:
— формирование концепции, намерения;
— расчленение и сравнение основных составных элементов изучаемой реальности (объекта, явления, процесса);
— постановка цели;
— восприятие известной ситуации в совершенно новом свете.
Создание журналистского произведения проходит ряд этапов, на каждом из которых проводится специфическая работа по освоению фактов реального мира, их анализу, выстраиванию авторской концепции, ее реализации. ЗАМЫСЕЛ. Импульсом для замысла произведения служит информация о конкретной реальной ситуации. Этому предшествует процесс предварительного накопления информации. Отправной точкой формирования и разработки замысла бывает и увиденная проблемная ситуация. В соответствии с замыслом журналист выбирает форму отражения действительности и систему профессиональных приемов воздействия на аудиторию. ИДЕЯ. Идея – смысл и образный ориентир для аудитории. Перед читателем она предстает как программа деятельности, которую необходимо осуществить для разрешения той или иной проблемы. Идея журналистского произведения предполагает решение следующих задач: 1. предварительное определение проблемы, нуждающейся в общественном внимании. 2. Определение адреса конкретной реальной ситуации, нужной для исследования сегодняшнего состояния проблемы и демонстрации путей ее разрешения. 3. Обоснование возможных вариантов отношения конкретной реальной ситуации к проблеме. 4. Планирование дальнейшей работы. 5. Организационно-практической обеспечение хода деятельности. В качестве важнейшего источника сведений, необходимых при решении задач, для журналиста выступают документы, специальные досье и картотеки, научная и справочная литература. Идея журналистского произведения имеет большое значение для создания определенного духовного настроя, тональности. Идея предполагает активную позицию адресанта по отношению к адресату. Цель произведения журналиста не только донести до читателя какую-то идею, но и добиться положительной реакции на нее. СЮЖЕТ. Часто журналисты используют сюжетные приемы построения произведений. В журналистике под сюжетом понимают «движение событий, мыслей, переживаний, в которых и раскрываются человеческие характеры, судьбы, противоречия, общественные конфликты. Именно сюжет дает публицисту возможность раскрыть в развитии и многосторонне изобразить характеры и обстоятельства, выявить связь между ними». В отличие от литературного сюжета журналистский «более “собран”, не развернут, в нем, как правило, отсутствует экспозиция, завязка и развитие действия максимально сопряжены друг с другом, а кульминация и развязка являются едва ли не самой развитой частью. Сюжет вырабатывается как результат творческого процесса, строится в соответствии с той социальной целью, которую преследует публицист». А цели и задачи при сюжетном построении материала могут быть самыми разными. В одних случаях журналисту необходимо отразить динамику развития того или иного события, в других – показать становление характера героя произведения, в третьих – отразить жизненную коллизию или конфликт, в четвертых – осветить проблему. Во всех этих случаях журналист выбирает те приемы и средства сюжетного построения, которые наиболее выгодно для идеи произведения способны высветить объект или предмет описания. Тема. Обычно рождается из двух ситуаций — либо из редакционного задания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все мысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пытаешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции будущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная тема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом очень важно реально себе представлять, насколько выбранная тема актуальна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, что потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступать к ее разработке. На практике многие журналисты специализируются на какой-то одной теме. Раскрыть в старой теме новые грани помогают новые факты. При затасканности тем по городским проблемам: транспорт, общепит, пожарная безопасность и т. д. — иногда появляются какие-то новые факты, которые могут повернуть тему с новой стороны. Поэтому главное — найти эти факты. Процесс работы над произведением не обязательно должен включать в себя эти этапы в жесткой последовательности. Журналист может возвращаться в своей работе и добирать недостающую информацию, перепроверять свои данные, менять рабочую идею. Но в целом, все этапы работы должны быть выполнены эффективно — без этого конечное произведение рискует оказаться неубедительным, поверхностным.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.