29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
Два уровня создания массовой информации:
1. создателем может быть любой человек, наделенный творческими способностями и ориентированный на участие в коммуникации;
2. массовая информация создается институционально (СМИ, информационные агентства и пр.).
В разные периоды жизни человечества производство и распространение массовой информации существенно различаются. Но за множеством черт, характерных для того или иного исторического этапа, скрываются и черты общие, устойчивые, непреходящие.
Первая из этих черт состоит в том, что со времени, когда началось разделение труда, и появились устойчивые социальные институты, производство массовой информации осуществляется на двух уровнях: спонтанно и организованно. Спонтанно – значит, создателем ее может стать практически каждый в силу генетической программы человека, его творческой природы, его исконной ориентации на общение. Организованно – значит, институционально: она создается разными видами профессиональной творческой деятельности, уже оформившимися в соответствующие социальные институты.
В результате образуются как бы два слоя массовой информации. Один – спонтанно производимый и стихийно распространяемый самими массами (слухи, анекдоты, сплетни). Другой слой производится специалистами и распространяется по специально созданным открытым каналам, доступным широкой аудитории.
Вторая исторически устойчивая черта производства и распространения массовой информации определилась в связи с тем, что она, как и вся социальная информация, обладает свойством «консервироваться» и потому накапливается во времени, оседая в информационных хранилищах общества (архивах, библиотеках, фонотеках, фильмотеках, базах данных компьютерных сетей). Наиболее востребованы «свежие» пласты, однако существует необходимость обращения к пластам «глубокого залегания», т.е. обращение к истории, творческому наследию.
Третья черта, общая для разных временных периодов. На всем протяжении истории человечества прослеживается тенденция, с одной стороны, к дифференциации производства массовых информационных продуктов, а с другой – к его интеграции.
В современном мире массовая информация существует в трех формах.
1) пассивная, представленная в обществе как тексты «до востребования», живущие в информационных хранилищах, они ждут своего часа – возникновения коммуникативной ситуации, когда смогут передать адресату «законсервированную» в них информацию.
2) непроизвольной активности. Тексты массовой информации циркулируют по каналам неструктурированных межличностных коммуникаций, попадая туда непосредственно от создателей (нередко остающихся неизвестными) и варьируясь в зависимости от условий коммуникативных ситуаций (слухи, сплетни).
3) произвольной активности, когда массовую информацию предлагают членам общества специально созданные социальные институты. Она движется по открытым, принципиально доступным для всех, специально созданным, технически опосредованным и по-особому структурированным каналам коммуникаций в виде динамичной, регулярно пополняющейся совокупности информационных продуктов. Обозначая эту совокупность, исследователи все чаще употребляют понятие «массовые информационные потоки».
Массовые информационные потоки – способ актуального существования массовой информации. Существуют для реализации человеческих потребностей. В соответствии с потребностями сложилась структура массовых информационных потоков:
1. тексты, стимулирующие духовные искания членов общества, ведущие к формированию массового сознания (публицистические тексты);
2. тексты, оповещающие об изменениях в действительности на очевидном (события) или неочевидном (проблемы) уровне;
3. тексты, знакомящие с мнениями о происходящем (актуально мнение лидеров общественного мнения); эти тексты способствуют самоопределению общественного мнения;
4. тексты, извещающие о решении институтов власти;
5. тексты, способствующие поддержанию необходимого жизненного тонуса общества;
6. тексты, позволяющие поддерживать необходимый уровень межгрупповых контактов;
7. тексты собственно развлекательного характера.
Массовые информационные потоки – это способ актуального существования массовой информации, каково бы ни было ее происхождение, к какому бы слою она ни относилась.
Здесь представлены главным образом тексты современные, институционально созданные. Однако по мере необходимости сюда вовлекаются и тексты из «глубинных пластов» массовой информации, и тексты, родившиеся спонтанно.
Однако именно массовые информационные потоки, сосредоточивая в себе разные виды текстов массовой информации и актуализируя их, оказываются основным средством, с помощью которого удовлетворяются первостепенные потребности общества:
1) в формировании массового сознания: тексты, нужные для того, чтобы стимулировать духовные искания людей, ведущие к формированию массового сознания. Круг их широк: это материалы, популяризирующие достижения науки, идеологические и эстетические ценности (научная, идеологическая и эстетическая пропаганда);
2) в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности: материалы, оповещающие об изменениях действительности на очевидном уровне (события) и на неочевидном (проблемы). Это все те публикации, которые принято называть текстами новостной и проблемно-аналитической журналистики;
3) в самоопределении общественного мнения – материалы, знакомящие с разными мнениями о происходящих событиях и волнующих общество проблемах – публицистические выступления политиков, ученых, писателей, журналистов, других социально активных граждан, посвященные злобе дня;
4) в своевременной выработке и распространении «команд» – разного рода управленческих решений, принимаемых специальными институтами управления с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям – административные, управленческие тексты – сообщения о тех или иных решениях институтов власти, рассчитанные на управление поведением масс;
5) в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов – тексты, которые дают возможность знакомиться со специфическими групповыми ценностями, – мировоззренческими и культурными особенностями разных этносов, профессий, возрастных слоев общества;
6) в оказании помощи членам общества и отдельным социальным группам – тексты, способные помочь в решении личных или деловых проблем – полезные советы, юридические консультации, объявления, реклама и прочие материалы справочного характера;
7) в поддержании необходимого жизненного тонуса общества – рекреативными текстами. Они дают человеку возможность психологической разрядки, помогают восстановить жизненные силы, обрести душевное равновесие, поднять настроение. Это спектакли и фильмы, выступления юмористов и сатириков, звезд эстрады, игры, конкурсы, соревнования.
Реализуя одну из своих основных функций – коммуникативную, журналистика инициирует в обществе духовное сотрудничество во имя создания массовых информационных потоков. Они рождаются в сфере журналистики, творческими усилиями журналистов, хотя и на основе продукции разных отраслей духовного производства. Журналистика оказывается организатором этого сотрудничества и «цехом сборки» целостного медиапродукта. Централизуя, сосредоточивая в своих пределах актуальные тексты массовой информации, она формирует из отдельных произведений номера газет и журналов, программы радиовещания и телевидения – многочисленные «притоки», которые наполняют массовые информационные потоки, периодически привнося в них новые порции массовой информации.
Можно сказать, таким образом, что творческая деятельность журналиста представляет собой креативную систему, производящую два вида продуктов и состоящую из двух подсистем с единым субъектом деятельности. В качестве такового выступает журналист как профессионал, выполняющий обязанности и автора специфических текстов, и участника создания массовых информационных потоков. Этим определяется структура творческой деятельности журналиста как системы, закрепляемая традициями, редакционными уставами, должностными инструкциями как профессиональные журналистские обязанности.
Первый блок профессиональных обязанностей журналиста – его авторское творчество – предполагает непрерывный поиск, высокую мобильность, интенсивную мыслительную работу, эмоциональное напряжение. Первая задача, которую приходится решать в данном случае совокупному субъекту журналистики, – обеспечение непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации в соответствии с ожиданиями аудитории. Чтобы справиться с этой задачей, журналистам необходимо уметь предвидеть, как должны выглядеть массовые информационные потоки на том или ином этапе, и предпринимать соответствующие шаги для осуществления такого предвидения. Речь идет, как нетрудно догадаться, о планировании массовых информационных потоков и об организаторской работе журналиста, составляющих вместе еще один блок его профессиональных обязанностей.
Второе направление творческой деятельности журналиста, дающее начало рассматриваемому блоку профессиональных обязанностей, – собственно работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков (а тем самым и для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции). Эта работа весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил, неординарных творческих решений. Прежде всего, она предполагает создание широкого круга общения. Журналисту нужны устойчивые контакты с представителями самых разных сфер деятельности, производящих массовую информацию: с учеными и бизнесменами, общественными деятелями и сотрудниками властных структур, с деятелями литературы и искусства – словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации».
Третий блок профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться еще одному направлению творческой деятельности журналиста – участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. Первый ряд обязанностей на этом направлении – редактирование текстов, предназначенных для опубликования. Второй ряд – участие в конструировании номера или выпуска.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.