53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.
Маркетинг как система за многолетнюю историю выработал свои заповеди, которые можно воспринимать с определенным скептицизмом, но смыслом которых лучше не пренебрегать.
• Маркетинг должен проводиться непрерывно.
• Не направляй свои усилия на то, чтобы сбыть произведенное. Производи только то, что найдет потребителя.
• Новый товар не может быть дешевым.
• Если у вас нет товара, у вас нет ничего.
• Если маркетинг направлен только на то, чтобы найти возможность снизить цену, он не нужен вовсе.
• Хороший товар продает себя сам.
Основу маркетинга составляет изучение рынка. При всей важности других составляющих маркетинговых усилий успех издания предопределяется расположенностью рынка к потреблению того, что вы планируете издавать. В основе предрасположенности лежат потребительские свойства газеты, которые определяются следующими товарными характеристиками:
• территориальный охват;
• периодичность выхода;
• объем размещаемой информации;
• характер информации;
• актуальность информации;
• используемые для сбора информации источники;
•удобство поиска информации в газете;
• доступность изложенной в газете информации;
• дизайн, иллюстративность.
Цель изучения рынка – определение соотношения спроса и предложения. Изучение рынка имеет свою логику, задачи. К основным задачам изучения рынка газет относятся:
1) анализ существующих газет;
2) анализ спроса.
Анализируя текущее состояние рынка газет, исследователь должен получить полное представление по следующим направлениям:
• общая характеристика газет (центральные, региональные);
• распределение по группам (ежедневные, еженедельные);
• распределение по видам (общественно-политические, рекламные, детские, женские и т.п.);
• распределение по иным признакам (цветность, формат, объем, организационно-правовая форма).
Анализ спросапредставляется наиболее сложной задачей маркетинга. Подчеркивая значение этой составляющей исследования, все же придется признать, что большинство решений об издании новых газет принимается чаще по интуитивным ощущениям учредителя и личным амбициям, нежели по результатам глубокого и всестороннего изучения спроса. В крайнем случае, используется минимальный набор средств и приемов, основанный на собственном прошлом опыте или на опыте других изданий, количестве продаж изданий, аналогичных задуманному. Для объективного анализа спроса необходимо:
1. Определить потенциал рынка. Потенциал рынка газет – это типы читателей, которые имеют необходимость в определенной информации и имеют возможность оплатить вашу газету. С целью оперативного определения потенциала можно использовать метод пробной партии, когда газета печатается повышенным тиражом и распространяется на заранее выбранной территории. Потенциальным потребителям при этом должно быть предложено в какой-либо форме сообщить в редакцию о своем отношении к предлагаемому изданию.
2. Изучить проникновения. Проникновение – это та доля рынка, которая уже занята.
3. Определить свою долю рынка. Определение доли строится на результатах изучения проникновения. Вас может не испугать тот факт, что все места на рынке заняты. Вы чувствуете свои силы и уверены в победе над конкурентом. Такая доля рынка, в которой вы рассчитываете вытеснить другие газеты, называется заменяющая доля. Если же ваша газета – новый товар, вы возьмете нарастающую долю рынка. Более того, ваша доля рынка может состоять из суммы заменяющей и нарастающей долей.
4. Провести сегментирование рынка. Сегмент – это читатели, одинаково реагирующие на те или иные достоинства предлагаемого средства массовой информации. Сегментирование – разбивка аудитории на группы по актуальному признаку, определяющему выбор: пенсионеры, дачники, автовладельцы, любители животных, женщины, мужчины, подростки, спортивные болельщики и т.п.
Проведя все этапы исследования, владелец газеты принимает решение. Суть принятия решения сводится к двум пунктам:
1. Выбор варианта охвата рынка. Варианты имеют следующие обозначения:
• дифференцированный маркетинг: вы решили выступить на нескольких сегментах рынка;
• концентрированный маркетинг: вы сконцентрировались на 1–2 сегментах рынка;
• недифференцированный маркетинг – принято решение выпускать газету «для всех».
2. Позиционирование товара. Определяя позицию своего товара на рынке, можно выбрать массу вариантов, которые зависят только от фантазии издателя. Но все они по своим целям сводятся к следующему: обеспечить победу над конкурентом, привлечь потребителя на свою сторону.
Одной из задач маркетинга является определение цены на газету. Как мы уже говорили, цена – главный ориентир рыночного поведения издателя. Массовый потребитель свое отношение к цене вашей продукции выражает так: он не обязан оплачивать все расходы, которые вы понесли при издании газеты. Он будет платить столько, сколько другие платят за другие аналогичные издания.
Иными словами, ориентиром для руководителя должна быть та цена, которую мы назвали равновесной. Есть, конечно, и исключения, о которых будет еще сказано.
Цена как экономическая категория имеет две стороны:
• цена – это денежное выражение стоимости товара;
• цена – это та часть расходов, которая будет возмещена производителю товара за счет потребителя.
На цену влияют многие факторы, которые нужно учитывать и которые могут менять ситуацию то в пользу продавца, то в пользу покупателя. К этим факторам относятся:
1) издержки производства газеты;
2) спрос как возможность читателя купить (выписать) газету;
3) конкуренция, в том числе недобросовестная, их наличие или отсутствие. При отсутствии конкуренции в сочетании с новизной или полезностью цена товара может быть намного выше равновесной;
4) цена услуг смежников, компаньонов (почта, розничные торговцы);
5) наличие у редакции других источников прибыли;
6) политическая и экономическая ситуация, сезон;
7) перспективное ожидание благоприятных или отрицательных для редакции событий (тарифы, налоги, цены на сырье и т.п.).
Основу ценообразования на газетную продукцию составляет калькуляция, схема которой была приведена ранее. Калькуляция даст величину себестоимости издания при соблюдении правил ее формирования. Смысл работы руководителя редакции при установлении цены на свою газету состоит в том, чтобы не только знать расчетную себестоимость, но и, во-первых, установить свою рентабельность, то есть норму прибыли; во-вторых, рассчитать себестоимость по полным расходам редакции; в-третьих, сопоставить получившиеся величины с равновесной, рыночной, ценой. Такой подход в сочетании с методами управления прибылью даст возможность более достоверно определить дефицит бюджета и объем средств, которые нужно будет изыскать за счет рекламы, других источников.
Последовательность может быть такая:
1. Задается тираж, который предполагается выпустить на рынок (разовый и на расчетный период, например на полгода).
2. Делаются расчеты по двум вариантам:
• по общим расходам;
• по расходам, которые предполагается включить в каталожную цену.
Полученные результаты сравниваются с теми, которые обусловлены сложившейся на рынке ситуацией под воздействием конкуренции.
3. Принимается решение на установление цены. При установлении цены могут быть применены следующие методы ценообразования.
• Средние издержки плюс прибыль. Довольно простой метод, суть которого сводится к следующему: к расчетной себестоимости газеты добавляется стандартная наценка (например, 25 процентов). Такой метод может быть применен к газете, периодичность выхода которой позволяет ей лежать в киоске неделю, а то и больше. Метод практически не учитывает спрос.
• Расчет цены на основе обеспечения безубыточности и целевой прибыли. В этом методе широко используются кривые спроса и предложения, карта финансового прогноза. Подбирается такое сочетание тиража и цены, которое обеспечивает нужную прибыль. Применяется теми газетами, которые не делают ставку на тираж. Метод может быть использован, прежде всего, теми редакциями, которые существуют на рынке длительное время и имеют достаточную статистику для проведения расчетов.
•Метод ощущаемой ценности. Главный фактор, под влиянием которого устанавливается цена, – ожидаемое восприятие читателей. Метод требует хорошего исследования модели потребительского поведения, выявления ценностных представлений читателей. Если все будет проведено безошибочно, редакция может установить цену, превышающую равновесную в несколько раз, и газету все равно купят.
• Метод уровня текущих цен. Если пренебречь интересами редакции, то этот метод решает проблему цены очень просто: установил ее такой, какая существует у других изданий. Метод применим для начинающих редакций, если есть достаточный капитал, и ничего оригинального придумать не удалось.
Выбирая метод ценообразования, издатель должен учитывать, что от производителя до потребителя газета пройдет не одни руки и каждый, кто будет иметь отношение к доставке вашего издания, прибавит к вашей цене стоимость своих услуг. Поэтому цены на печатную продукцию на каждом этапе движения имеют свое название, т.е. мы можем выделить несколько видов цен.
• Каталожная цена. Это та цена, по которой редакция отдает газету тому, кто берется ее распространять по подписке, каталогу (например, почте).
• Цена услуг по доставке – стоимость услуг распространителя.
Подписная цена – сумма каталожной цены и стоимости услуг по доставке. Это та сумма, которую заплатит подписчик.
• Розничная цена – устанавливается на газеты, распространяемые через сеть розничной продажи. В ней заключены оптовая цена издателя и надбавка продавца.
• Оптовая цена (иногда называют «цена торговая») – цена, по которой розничный торговец покупает товар у оптовика (в нашем случае – у редакции).
• Цена с учетом полных затрат – рассчитывается для того, чтобы иметь представление о пределах уступок, потерь и потребности в дотациях.
При установлении цены на газету иногда приходится делать льготы для каких-либо категорий. Применение различных цен на одно и то же издание для различных категорий и групп потребителей называется ценовое дискриминирование. Ценовое дискриминирование – не такая уж простая процедура, которая укладывалась бы в схему: установил цену для всех, а потом назначил меньшую для других. Иногда издатели прибегают к хитрости: «уменьшенная» (якобы льготная) цена и есть равновесная цена. Просто для остальных, не льготников, устанавливается несколько повышенная цена. Но это уже из области тактических и маркетинговых приемов, используемых, в интересах сбыта. Искать такие приемы нужно. Но не забываем: на рынке каждый хочет получить свою долю прибыли, а потребитель хочет сэкономить деньги.
Принцип непрерывности маркетинга требует определенного программирования, чтобы действительно приобрести такой характер с первого же дня издания газеты. Редакция может выработать свой набор мероприятий, который она считает для себя достаточным. Практика показывает, что в этом наборе имеют право быть:
1. Постоянное исследование интересов читателей.
2. Критическая оценка своих возможностей. Включает в себя оценку творческого потенциала, способности и возможности получать и использовать информацию, сближать создаваемую газетой модель информации с той моделью, которая сформирована в сознании читателя. При этом не упускать из виду главное требование к информации – устранение неопределенности, что достигается сочетанием содержания и формы подачи.
3. Изучение конкурентов, использованных им приемов для увеличения количества продаж.
4. Постоянная корректировка ценовой политики. При этом не упускать из виду проблему сохранения прибыльности и рентабельности.
5. Расширение каналов сбыта.
6. Разработка мер по стимулированию сбыта, в том числе и с применением ценовой дифференциации, конкурсов, лотерей.
7. Проведение рекламы в интересах сбыта, организация сервиса, если есть такая возможность.
8. Актуализация концепции дизайна издания, его внешней привлекательности. Реализуя это направление, важно учесть: то, что привлечет одних, может отторгнуть других.
9. Распределение материалов номера в удобном для читателей порядке.
Ведущая задача маркетинга – предложить на рынок такое издание, которое будет востребовано. От решения этой задачи зависит экономическое состояние редакции.
1
2
2
3
4
5
6
Yandex.RTB R-A-252273-3- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.