27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
УСТАВ РЕДАКЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ - принимается наобщем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудниковредакции большинством голосов при наличии не менее двух третейего состава и утверждается учредителем. В уставе должны бытьопределены: взаимные права и обязанности учредителя, редакции,главного редактора; полномочия коллектива журналистов - штатныхсотрудников редакции; порядок назначения (избрания) главногоредактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управленияредакцией; основания и порядок прекращения и приостановлениядеятельности средства массовой информации; передача и (или)сохранение права на название, иные юридические последствия сменыучредителя, изменения состава соучредителей, прекращениядеятельности средства массовой информации, ликвидации илиреорганизации редакции, изменения ее организационно-правовойформы; порядок утверждения и изменения устава редакции, а такжеиные положения, предусмотренные законодательством. Уставредакции, организованной в качестве предприятия, может являтьсяодновременно уставом данного предприятия. В этом случае уставредакции должен соответствовать также законодательству опредприятиях и предпринимательской деятельности.
Журналист обязан:
соблюдать устав редакции;
проверять достоверность сообщаемой информации;
удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни от гражданина или его представителей (за искл.случаев, когда это нужно для защиты обществ. интересов);
при получении информации ставить лицо в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных требований в связи с распространением подготовленного им сообщения;
отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
предъявлять при осуществлении проф. деятельности по первому требованию редакционное удостоверение (документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста).
Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством РФ о СМИ. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.
Журналист – гражданин, осуществляющий сбор, обработку инф. и подготовку материалов для редакции зарегистрированного СМИ, и связанный с редакцией трудовым договором.
1) Ж. м.б. только гражданин осуществляющий деятельность по обработке инф.
2) Ж. – гражданин, который сотрудничает с зарегистрированным СМИ, но также ж. признается тот, кто взаимодействует со СМИ, для которого регистрация не требуется.
3) Ж. – гражданин, связанный юридическими отношениями средакцией на основании трудового договора, авторского или действующего по поручению.
Поскольку труд. деят. возможна с 14 лет, то с этого возраста возможен статус журналиста.
Закон о СМИ закрепляет комплекс прав и обязанностей журналистов, при этом права и обязанности возникают в связи с получением информации, а также по-поводу взаимодействия журналиста и редакции.
При получении информации журналист в праве:
Получать и искать информацию
Посещать гос., муниципальные, общественные организации
Получать доступ к материалам и документам, за исключение тех, которые составляют гос. тайну
Находится в местах стихийных действий, чрезвычайных происшествий
Использовать технические средства связи
При распространении инф. журналист в праве:
Проверять достоверность
Высказывать свои мнения и суждения в материалах
Распространять материалы под псевдонимом/ анонимно
При взаимоотношении с редакцией ж. может отказаться от выполнения задания и в праве снять свою подпись с материала, если в результате проверки, исказилась его позиция.
Журналист при получении инф. обязан:
Предъявлять редакционное удостоверение
Получать согласие на использование съёмки
Обеспечить конфиденциальность источнику инф., либо авторизовать сообщение, полученное впервые.
При распространении инф. ж. должен проверять:
Достоверность
Не распространять слухи под видом достоверной информации
Ж.должен уважать право других лиц
В отношениях с редакцией ж.обязан:
Соблюдать устав
Предупреждать редактора о возможных претензиях
Обязан отказать от задания, если это противоречит закону.
Журналист НЕ должен осуществлять сбор инф. по заданию иных лиц, не являющихся редакцией СМИ.
Деятельность ж. основывается на принципах свободы поиска и распространения инф., однако он не должен злоупотреблять своими правами и свободой СМИ.
В случае нарушения чужих прав и интересов ж. может быть привлечён к юр. ответственности.
Журналист и редакция освобождаются от ответственности, если недостоверная инф.:
Получена в ответе на официальный запрос
Инф. предоставлена гос.органами
Если инф. содержится в материалах, которые не подлежат редактированию, либо распространяются в прямом эфире
Если инф. явл. дословным воспроизведением материала другого СМИ, которое м.б. привлечено к ответственности.
Доступ к информации. Аккредитация журналиста. Порядок распространения информации. Хранение материалов.
Для обеспечения своих обязанностей по обеспечению информационных интересов общества, журналист вправе получать информацию. Для получения иннф из официальных источников редакция может направлять запрос на предоставление инф.
Ответ на запрос должен предоставляться в течении 7 дней
Если информация не м.б. предоставлена, в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направленно уведомление об отказе. С указанием причин отказа, датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отказе.
Отказ от предоставления инф м.б. обжалован в суде.
Если предоставление инф в течении 7 дней не возможно, то в ответ на запрос в течении 3 дней д.б. направлено уведомление об отсрочке предоставления инф с указанием причин отсрочки датой принятия решения и должностного лица, принявшего решение об отсрочке
Решение об отсрочке м.б. обжаловано в суде
Для обеспечения эффективного взаимодействия между источниками инф и редакцией СМИ предусмотрен институт аккредитации. Т.е. гос., муниципальных, обществ. Организации м. аккредитовывать журналиста по обращению его редакции.
Правила об аккредитации разрабатываются соответствующей организацией и не должны содержать дискриминационных условий в связи со статусом СМИ, объемом, формой или территорией распространения СМИ.
Организация, аккредитовавшая журналиста, обязана:
Информировать обо всех проводимых мероприятиях за исключением закрытых.
Предоставлять стенограммы мероприятий, документы.
Создавать надлежащие условия для работы журналиста во время проводимых мероприятий
Журналист обязан:
Соблюдать правила аккредитации (иначе она м.б. прекращена)
Аккредитация прекращается, если б. распространена недостоверная, порочащая инфи данный факт установлен судебным решением, ступившим в силу.
Аккредитация не предполагает более предпочтительного отношения к журналистам к-л отдельных СМИ при предоставлении инф.
Распр-е инф может осуществляться на коммерческой основе или безвозмездно. При этом каждый экземпляр печатного СМИ д. содержать выходные данные. За выпуск без выходных данных предусмотрена административная ответственность. А так же ответственность возникает из-за распространения недостоверных сведений об объеме тиража.
Распространение продукции вещательных СМИ предполагает наличие лицензии, т.е. разрешения на использовании эфирной частоты. При этом распространитель сигнала не должен создавать помехи для работы других лиц.
В передачах вещательных СМИ д. указываться название, главный редактор. И при постоянном вещании, не реже 4-х раз в сутки д. сообщаться о том, кто осуществляет вещание.
Для обеспечения сохранности культурного наследия и обеспечения доказательной базы на случай возникновения конфликтов, каждый выпуск печатного СМИ должен сопровождаться рассылкой бесплатных экземпляров: учредителю, регистрирующей организации, в книжную палату, в библиотеку президента, в библиотеку федерального собрания, в гос библиотеку и публичную
Им. Салтыкова-Щедрина.
Дополнительно может предусматриваться обязательная платная рассылка экземпляров каждого выпуска. За непредоставление обязательных экз предусмотрена административная ответственность.
Вещательные организации обязаны хранить в записи все материалы, вышедшие в эфир, в течении 3-х месяцев. В редакции обязаны вести регистрационный журнал. С указанием всех передач, их автора, ведущего, участников. Журнал должен храниться в течение одного года с момента внесения последней записи
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Историко-профессиональный блок
- 1. Специфика первых отечественных печатных газет ( «Ведомости», «Московские ведомости», « с-п ведомости») : круг сотрудников, содержание, тираж, периодичность.
- 2. Появление и развитие научной журналистики 18 века и журналистская деятельность Ломоносова.
- 3. В. Г. Белинский и журналистика 30 х и 40 х гг. XIX в. (от «Телескопа» до «Современника»).
- 4. Журналистская деятельность а. С. Пушкина («Литературная газета», «Телескоп», «Современник»).
- 5. Возникновение частной периодики в России: «Трудолюбивая пчела» и др.
- 6. Редакторская политика Карамзина в « Московском журнале», «Вестнике Европы», альманахах « Аглая» и « Аониды». «московский журнал»
- «Вестник европы»
- 7. Журналистская деятельность ф. Булгарина и н.Греча.
- «Сын отечества»
- 8. Газетно – журнальный процесс 1825-1830гг.
- 9. «Губернские ведомости» как тип издания».
- 10. «Публицистика Достоевского и его редакторская деятельность».
- 11. «Публицистическая деятельность в. Г. Короленко против насилия и произвола».
- 12. «Отечественные записки» под редакцией н. А. Некрасова м. Е. Салтыкова Щедрина (1868–1884). Проблема народничества».
- 13. Ведущие русские либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», их программы).
- 14. Вольная русская пресса за границей. Публицистика Герцена
- 15. Характеристика «универсальных» журналов 1860-1870- х годов(«Современник», «Русское слово», «Русский вестник», «Вестник Европы»).
- 16. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина –в. М. Дорошевича в начале хх в.
- 17. М.Н.Катков - лидер консервативной журналистики второй половины XIX в. («Русский вестник», «Московские ведомости»).
- 18. Публицистика м. Е. Салтыкова Щедрина.
- 19. Публицистика в.В. Розанова: тематика и проблематика.
- 20. Отечественная журналистика на рубеже 19-20 веков.
- 21. Модернистские издания начала XX века. Тематика и авторы.
- 22. Формирование системы журналистики Кубанской области конца 19- начало 20 веков
- 23. Отечественная пресса политических организаций накануне Февральской революции.
- 24. Особенности функционирования советской журналистики в первые годы советской власти. Проблемы свободы печати.
- 25.1 Основные тенденции отечественной журналистики в предвоенные годы (1935-1941).
- 25.2 Отечественная журналистика в годы Великой Отечественной войны. Военная тема и военные корреспонденты.
- 26. Отечественная журналистика в первые послевоенные годы (1945-1953).
- 27. Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса.
- 28. Сми в условиях демократизации и гласности в ссср и рф (1985 -1999).
- 29. Платон и теория информационного поля в структуре государства.
- 30. Ораторское искусство античности и пражурналистские формы.
- 31. Публицистика времен смены культурных эпох (период перехода к христианской традиции)
- 32. Изобретение книгопечатания и его значение для европейской журналистики
- 33. Рукописные венецианские газеты – прообраз газетной периодики Нового времени. Значение «Ареопагитики» Дж. Мильтона.
- 34. Характерные черты европейской журналистики эпохи Просвещения.
- 35. Нравоучительная журналистика Дж. Аддисона и р. Стиля и ее значение.
- 36. Б. Франклин и становление американской журналистики.
- 37. Журналистика эпохи великой французской революции
- 38. Общая характеристика английской журналистики первой половины 19 века. Основные представители.
- 39. Феномен "penny press"
- 40. Джозеф Пулитцер и становление «нового журнализма» в сша.
- 41. К. Маркс и ф. Энгельс – журналисты «Новой Рейнской газеты».
- 42. Становление расследовательской журналистики. «Разгребатели грязи».
- 40. Уильям Херст и традиция желтой прессы.
- 44. Информационные войны периода Первой мировой войны.
- 45. Журналистика тоталитарных государств (Германия, Италия).
- 46. Специфика военной журналистики Второй мировой войны. Роль радио в информационном противостоянии.
- 47. Ввс и концепция общественного телерадиовещания.
- 48. «Уотергейт» и его значение для формирования общественного мнения в сша.
- 50. Cnn как новая концепция канала теленовостей.
- 51. «Советы по делам прессы» и этические стандарты современного медиасообщества.
- 52. Основные информационно коммуникационные корпорации и концерны сша и Западной Европы.
- 53. Дж. Мильтон и концепция свободы печати.
- 54. Средства массовой информации Великобритании.
- 55. Средства массовой информации Франции.
- Теоретико-профессиональный блок
- Информационная политика государства. Роль сми в обеспечении информационной безопасности государства
- 2.Информационные войны как политическая технология.
- 3. Особенности функционирования сми в современных условиях. Влияние процессов глобализации, конкуренции, медиатизации общества и политики на их развитие.
- 4. Виды капитала и формы собственности на рынке сми России. Зарубежный капитал на информационном рынке России.
- 5. Новые формы предприятий сми.
- 6. Журналистика как система сми, традиционные и новые типологические особенности.
- 7. Интернет-сми как часть медиасистемы. Основные признаки: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Типология сетевых сми.
- 8. Жанры Интернет-журналистики. Особенности сетевых текстов
- 10. Специфика деловых изданий. Тенденции развития.
- 11. Становление и роль информационных агентств.
- 12. Модель квалификационных качеств и требований профессионального журналиста.
- 13. Специализации в журналистике и понятие «универсальный журналист». Личностные качества журналиста как основа специализации.
- 15. Источники журналистской информации: достоверные – не достоверные, открытые – «скрытые», конфиденциальные сведения.
- 16. Журналистика в системе социальных институтов.
- 17. Службы паблик рилейшнз (пресс-службы): задачи, особенности функционирования.
- 18. Рекламные службы сми: задачи, объективность, самостоятельность, зависимость, ответственность.
- 21. Журналистика как система функций
- 22. Современное российское законодательство в сфере сми.
- Закон о средствах массовой информации «о не допустимых методах получения информации».
- 23. Журналистика как массово-информационная деятельность
- 24. Массовая аудитория, ее характеристики
- 25. Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая).
- 26. Объект и субъекты авторского права.
- 27. Внутриредакционные права журналиста. Устав редакции как инструмент независимости от учредителя.
- 29. Структурная дифференциация форм существования массовой информации в журналистском творчестве.
- 30. Сущность и специфика стадий творческого акта в журналистике.
- 31. Состав профессиональных обязанностей журналиста печатных сми.
- 33. Состав профессиональных обязанностей радиожурналиста.
- 34. Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.
- 35. Типы творчества в журналистике как система психологических подходов во взаимодействии с массовой аудиторией.
- 36. Система основных методов получения и отражения сведений о действительности в журналистском творчестве. Специфика эмпирических методов в журналистском творчестве.
- 37. Понятие образа автора в журналистском творчестве. Сущность дифференциации индивидуального стиля и образа автора.
- 38. Элементы содержания журналистского произведения. Понятия темы и идеи. Основные элементы их разработки в журналистском творчестве.
- 39. Элементы формы журналистского произведения. Особенности композиции и языка. Роль заголовочного комплекса (подводок), их виды.
- 40. Сущность и содержательное наполнение системы элементарных выразительных средств (эвс) языка публицистики.
- 41. Алгоритмы построения журналистского произвкедения. Система взаимодействия жанра и текста в современной журналистике.
- 42. Суть и специфика создания информации и расширенной информации как формы журналистского произведения.
- 43. Суть и специфика создания репортажа как формы журналистского произведения.
- 44. Суть и специфика создания интервью как формы журналистского произведения. Видовое разнообразие интервью.
- 45. Отчет как форма журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 46. Корреспонденция в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 47. Своеобразие черт комментария как самостоятельной формы журналистского произведения. Колонка как форма комментария.
- 48. Статья в ее различных модификациях как форма журналистского произведения.
- 49. Своеобразие черт письма как формы журналистского произведения. Основные виды и специфические черты.
- 50. Очерк в его различных модификациях как форма журналистского произведения. Известные очеркисты.
- 51. Эссе и зарисовка как форма журналистского произведения. Общее и различное.
- 52. Менеджмент в сми. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
- 53. Основы редакционно-издательского маркетинга: функции, структура, формы и методы деятельности. Технологии продвижения сми на информационном рынке.