logo
Программа ГАК (ИТЖ)

15. Стилистические особенности информационных и публицистических жанров прессы.

Общие особенности языка газеты. Оценочность стиля как общая категория для всех стилей. Положительно- и отрицательнооценочные языковые средства. Коммуникативная значимость, общедоступность, публичность, открытость языка публицистики, прямое авторское «я». Эмоционально-личностный характер речевого слоя публицистики. Стандартизированность языка газеты.

Лексика современной газеты. Газетно-публицистический тип метафор. Стилистическое использование разных разрядов лексики (многозначности, омонимии, синонимии, антонимии; архаизмов, историзмов, неологизмов; заимствованной лексики; диалектизмов, специальной лексики. Использование в языке газеты оценочной лексики (позитивно-оценочной, негативно-оценочной, нейтральной)). Основные виды лексико-семантических ошибок.

Фразеологические средства в языке газеты. Глагольно-именные устойчивые единицы языка газеты (штампы). Прием нанизывания фразеологизмов. Трансформация фразеологизмов. Ошибки в использовании фразеологии.

Стилистическое использование форм частей речи в газетно-публицистическом стиле. Варианты и синонимии форм слов. Основные стилистические ошибки в использовании форм частей речи.

Синтаксис языка газеты. Сочетание книжного и разговорного синтаксиса. Рубленая проза. Эллиптические предложения. Номинативные предложения. Сегментированные конструкции. Присоединительные конструкции. Парцелляция. Актуальное членение предложения.