Средства массовой информации в современной структуре социальных институтов.
Социальные институты гражданского общества, их многообразие, функциональные особенности, властные полномочия. Место средств массовой информации среди социальных институтов, их участие в социальном управлении. Своеобразие коммуникационной деятельности в условиях тоталитарного и демократического государств.
Социальные институты как учредители средств массовой информации. Положение официального информационного органа социального института. Независимые от социальных институтов периодические издания и эфирные программы, их тематическое пространство, расчетная аудитория, социальная позиция.
Положение журналистики как «четвертой власти». Условность термина «четвертая власть». Коварство маски «властелина». Журналистика как социально-контрольный институт. Связь с формированием общественного мнения при отсутствии у СМИ директивных полномочий. Общественно-политическая проблематика в печатной и эфирной прессе.
Роль авторитета и популярности региональных средств массовой информации. Усиление их роли как социального института в местном масштабе. Разделение сфер влияния, взаимодополнение, состязательность, конкурентная борьба.
-
Содержание
- Пояснительная записка
- Критерии оценки знаний студентов
- Основы журналистики
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Функции журналистики.
- Принципы журналистики.
- Социальная позиция журналиста.
- Концепция свободы печати.
- Средства массовой информации в современной структуре социальных институтов.
- Журналистика как форма информационной деятельности.
- 8. Журналистика как профессия.
- Журналистика как творческая деятельность.
- Методика журналистского наблюдения.
- Журналистская работа с документами.
- Результативность журналистской деятельности.
- Взаимодействие журналистики и массового сознания.
- Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.
- Редакция и аудитория: формы взаимодействия.
- Журналистика и власть.
- Журналистика как институт демократии.
- 18. Влияние господствующей морали на журналистику.
- Правовые основы российской журналистики.
- Философские проблемы журналистики и политический плюрализм.
- Профессиональные журналистские объединения.
- Профессиональная этика журналиста.
- Принципы профессионального журналистского общения.
- Журналистика и конфликтология.
- Экономика и журналистика.
- 26. Основы редакционно-издательского маркетинга.
- Психологические барьеры восприятия журналистской информации, пути их преодоления.
- 28. Журналистская деонтология.
- Публицистический стиль речи в сми.
- 30. Интернет в работе журналиста.
- Литература
- История отечественной журналистики
- 1. Возникновение и формирование отечественной журналистики в хviii веке
- А.С. Пушкин - журналист и редактор.
- В.Г. Белинский и журналистика 30-40-х гг. XIX в.
- Развитие журнала «Современник» под редакцией н.А. Некрасова.
- Создание вольной русской прессы за рубежом: «Полярная звезда» и «Колокол».
- Журнал «Отечественные записки» (1868-1884 гг.).
- Мастерство а.П. Чехова-очеркиста («Остров Сахалин»).
- Публицистика в.Г. Короленко.
- Изменения в системе печати России после Манифеста 17 октября 1905 года.
- Журналистика первого советского десятилетия (1917 – 1927 гг.)
- Журналистика русского зарубежья (1920-1930-е гг.).
- Развитие средств массовой информации в ссср в конце 20-х – 30-е гг. Хх века.
- Особенности отечественной публицистики периода Великой Отечественной войны.
- Особенности развития советских средств массовой информации в послевоенное время.
- Журналистика суверенной России (1991-2001 гг.): тенденции развития.
- Литература Учебные пособия
- Научная литература
- История зарубежной журналистики
- 1. Публицистика английской буржуазной революции XVII века.
- Журналистика Великой французской революции (1789-1794 гг.).
- Становление европейской журналистики в эпоху буржуазных революций.
- Мифология и журналистика.
- 5. Истоки публицистики. Античные ораторы.
- Журналистика сша конца XVIII – XIX вв.
- 7. Тенденции развития средств массовой информации в Африке
- Журналистская этика в сша.
- Правовая защита интересов журналистики в странах Европы.
- Современная журналистика стран Латинской Америки.
- Организация работы редакции сми в европейских и американских условиях (типичные черты, различия).
- Новейшие средства массовой коммуникации зарубежных стран.
- 13. Новые информационные технологии и утверждение основ современного журнализма в странах Европы и Азии
- Концепции журналистики за рубежом в XX веке.
- Проблемы концентрации и монополизации сми на Европейском континенте в конце XIX – начале XX вв.
- Литература
- Специализация «периодическая печать»
- Интервью. Виды и методика интервью.
- Репортаж, его функции и технология создания.
- 4. Очерк как художественно-публицистический жанр.
- 5. Журналистские специализации работников прессы.
- Типология периодических изданий как научная и практическая проблема.
- Журналистское расследование и его специфика.
- Специфика восприятия и переработки информации печатных изданий аудиторией
- 9. Изучение аудитории периодического издания.
- 10. Информационные жанры
- 11. Статья в системе аналитических жанров.
- Сатирические жанры.
- Обозрение в системе аналитических жанров.
- 15. Стилистические особенности информационных и публицистических жанров прессы.
- Литература
- Специализация «радиовещание»
- Специфика радиовещания как средства массовой информации.
- Основные этапы развития отечественного радиовещания.
- Специфика современного радиовещания.
- Психология восприятия и переработки информации радиопередач аудиторией.
- Радиоаудитория. Формы и методы ее изучения.
- Структура и организация радиовещания в России.
- Технология радийного производства.
- Специфика прямого эфирного радиообщения.
- Персонифицированное публицистическое выступление на радио. Приемы диалогизации радиоречи.
- Основные приемы редактирования радиотекстов.
- Литература
- Специализация «телевидение»
- Историческая и социальная обусловленность возникновения телевидения.
- Информационные жанры телевизионной публицистики.
- Жанры аналитической публицистики на телевидении.
- Жанры художественной публицистики.
- Специфика прямого эфирного общения.
- Персонифицированное публицистическое выступление. Приемы диалогизации телевизионной речи.
- Литература
- Содержание