2.6. Журналистика как инструмент идеологического
воздействия партии
Споры внутри партии по поводу индустриализации любой ценой и желание Сталина укрепить свою личную власть привели к очередному витку газетной полемики и внутрипартийной борьбы. Против силовых волюнтаристских путей решения сложных экономических задач выступали Троцкий и Бухарин. Они говорили о более взвешенном, реалистическом подходе к индустриализации и осуществлении ее не за счет обирания деревни, а за счет ее преобразования и подъема. Это требовало больше времени, сил, средств. Сталина это не устраивало. Троцкий был исключен из партии, сослан в Алма-Ату, а затем за границу; Бухарин – расстрелян в начале 30-х гг. по сфабрикованному против него обвинению. Сталин выступил в печати с критикой «перегибов» коллективизации, осудил крайние методы ее проведения. Но вместе с тем по его распоряжению, решение вопросов индустриализации было поставлено на принципиально новую основу. На места был спущен план по раскулачиванию крестьян, всюду его выполняли с «перекрытием норм», с перевыполнением «контрольных заданий». Так формировались трудармии для строительства каналов, гидроэлектростанций, крупных промышленных предприятий, что дало возможность выполнить первый пятилетний план. Любые попытки писать об этом в газетах грозили самим авторам пополнить ряды «трудармейцев». Более того, особое постановление Политбюро ЦК ВКП(б) запрещало придавать огласке реальное положение дел с выполнением первого пятилетнего плана, который по официальной версии был выполнен за 4 года и 3 месяца. На самом же деле все было не так хорошо, однако в прессе были только рапорты об успехах и достижениях; статистика тоже подтверждала трудовые победы. С тех пор такой стиль освещения хозяйственной жизни страны стал обычным делом. И вообще СМИ, в частности газеты, явились своего рода диспетчерами процесса выполнения пятилеток. Каждый день они не только подводили итоги сделанного и критиковали нерадивых, но формулировали и публиковали задания каждого года пятилетки, следили за ходом их выполнения, организовывали почины трудящихся за досрочное завершение пятилетних планов, индивидуальных, сменных, месячных, квартальных и годовых заданий. Главным здесь было не реальное явление, а пример для подражания, для пропаганды, поэтому «трудовые рекорды» не всегда оказывались действительными.
Создание некой светлой, радостной, полной энтузиазма, инициативы, творчества и бескорыстия, виртуальной картины трудовых будней советского народа стало главной задачей СМИ, с которой они успешно справлялись. Это тоже сделалось главной обязанностью советской журналистики на многие десятилетия. Журналистика еще больше стала использоваться как средство идеологического, пропагандистского и организационного обеспечения большевистской концепции социалистического строительства. В 30-е гг., когда на селе из-за низкого урожая не выполнялись планы хлебозаготовок, нередко сами газеты становились причиной расправ над колхозниками и хозяйственными руководителями, партийными и советскими работниками. Газеты выступали с обвинениями в их адрес, и этого было достаточно. Таким образом, доносительство стало одной из негласных функций журналистики.
Значительное место в деятельности СМИ занимало идейно-патриотическое воспитание масс. Отечественная публицистика 30-х гг. дала немало образцов таких материалов. Вся страна с волнением следила за судьбой участников арктической экспедиции с ледокола «Челюскин», который был затерт льдами, из-за чего экипажу пришлось высадиться на льдину. Газеты писали о героических летчиках, летавших спасать челюскинцев. Поражали воображение материалы, рассказывавшие об исторических перелетах советских экипажей через Северный полюс. Столь же волнующими были история дрейфа ледокола «Седов» и ледовая эпопея папанинцев. Не менее читаемыми были и военные сообщения о событиях на советско-маньчжурской границе, гражданской войне в Испании. Словом, тема героизма и служения родине была одной из самых популярных среди читателей.
«Гулаговские» газеты появились в 30-е гг., ибо росло число заключенных в лагерях. Они также призывали к ударному труду и перевыполнению норм. Если учесть, что обращались они к полуголодным людям, работавшим до изнеможения, понятен нравственный настрой этих изданий. Предполагалось, что заключенные могли писать в газету и становиться лагкорами. Их главной задачей было разоблачение «притаившихся врагов».
Политические судебные процессы и их отражение в прессе. Тезис о нарастании классовой борьбы постоянно звучал в советской прессе. Таким же настойчивым был и поиск «врагов народа» – среди «чужих» и среди «своих», партийцев. Фактически это было прикрытием политической борьбы Сталина за власть. Множество партийных и советских руководителей всех уровней, комсомольских деятелей, военачальников, ученых, хозяйственников, представителей интеллигенции, а также их родственников были обвинены в контрреволюционной деятельности или пропаганде. Процессы над «врагами народа» в 30–50-х гг. стали будничным явлением. Они обычно подробно освещались прессой. Репрессивная машина государства работала так, что, как правило, большинство подсудимых признавались во всем, в чем их обвиняли. Подробные отчеты о процессах над «врагами народа» в 30-е гг. печатали «Известия» и «Правда». Помимо этих материалов в номерах помещались сообщения о демократических преобразованиях, происходящих после принятия новой конституции в 1936 г., или другие подобные материалы.
2.7. СМИ в предвоенные годы (1931 – 1939)
Журналистика в предвоенные годы была весьма разнообразной. Публицистика делала зримыми сухие цифры, широко использовался жанр статьи, экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращений, отчетов. Лучшие журналисты вводили в корреспонденции элементы публицистики. Но наиболее заметным и любимым жанром журналистики советского периода начиная с 30-х гг. стал очерк. Причем популярны были несколько их типов. Во-первых, индустриальный очерк, где действующим лицом был человек труда, воодушевленный, созидающий, неуемный, самоотверженный (одним из самых известных авторов этого жанра был Б.Горбатов). Другой тип – сельскохозяйственный очерк, повествующий о переустройстве жизни в деревне. Портретный очерк был вызван к жизни социалистическим соревнованием, появлением передовиков производства, новаторов. Путевые очерки представляли собой рассказы о новом облике страны, новом укладе жизни даже в отдаленных уголках; в этой области были велики заслуги М.Шагинян. Особо выделялось творчество М.Кольцова, который писал очерки, фельетоны, репортажи. Не менее популярны, чем очерки, были фельетоны. Прекрасными фельетонистами являлись М.Зощенко, Ильф и Петров, В.Катаев, К.Радек и др. Несмотря на то, что журналистика этого периода была полностью подчинена партийному диктату, принимала активное участие в формировании культа личности Сталина, была средством проведения жесткой партийной и государственной политики, а также инструментом расправы над теми, кто не выполнял директив партии и подчиненной ей печати, советская пресса пользовалась доверием народа. Поэтому она продолжала играть важнейшую идеологическую роль в обществе вплоть до 90-х гг.
- 1. Журналистика начала хх в. Основные типы изданий периодической печати
- 1.1. Русская легальная печать начала хх в.
- 1.2. Периодическая печать в годы первой русской революции
- 1.3. Русская пресса в годы і мировой войны
- 1.4. Февральская революция 1917 г.
- 2. Формирование и развитие советской журналистики в 19171939 гг.
- 2.1. Создание однопартийной печати
- 2.2. Ленинские принципы партийной журналистики
- 2.3. Журналистика первых лет советской власти
- 2.4. Журналистика в условиях либерализации советского режима (19211927 гг.)
- 2.5. Сми в годы коллективизации и индустриализации хозяйства
- 2.6. Журналистика как инструмент идеологического
- 3. Средства массовой информации во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период
- 3.1. Печать и радио в предвоенные годы и в годы Великой Отечественной войны
- 3.2. Публицистика в годы войны
- 3.3. Тема восстановления и подъема народного хозяйства в послевоенной советской прессе
- 3.4. Радио и телевидение в первые послевоенные годы
- 3.5. Научные дискуссии в прессе
- 4. Средства массовой информации второй половины 50-х – середины 80-х гг.
- 4.1. Переход от эпохи культа личности к эпохе свободного строительства коммунизма
- 4.2. Журналистика периода хрущевской «оттепели»
- 4.4. Журналистика эпохи «развитого социализма».
- 4.5. Журналистика начала 80-х гг. – брежневской эпохи «застоя»
- 4.6. Горбачевская перестройка и гласность в журналистике
- 5. Журналистика в 90-е годы хх и первые годы XXI в.
- 5.1. Изменения в российской журналистике, произошедшие
- 5.2. Система средств массовой информации России в 1-й половине
- 90-Х гг.
- 5.3. Структура периодической печати Российской Федерации
- 5.4. Деловая пресса России
- 5.5. Аграрная пресса Российской Федерации
- 5.6. Женская пресса
- 5.7. Молодежная пресса
- 5.8. Печать политических партий и объединений
- 5.9. Журнальная периодика
- 5.10. Телевизионное вещание
- 5.11. Радиовещание
- 5.12. Информационные агентства
- 5.13. Книжные издательства
- 5.14. Региональная журналистика
- 5.15. Пресса национальных регионов
- 5.16. Региональные литературно-художественные журналы
- 5.17. Местное телевидение и радиовещание
- 5.18. Журналистика в условиях рынка
- 5.19. Журналистика Российской Федерации и властные структуры
- 5.20. Пресса России в Интернете
- 5.21. Основные темы публикаций российской прессы на рубеже